Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология развивающего обучения Б.Д.Эльконина и В.В. Давыдова




В основе описываемой технологии лежит идея развития логического, теоретического мышления обучаемых школьников. Развивающий характер данной технологии связан с построением содержания обучения на основе теоретических знаний. Их основу составляют теоретические обобщения, которым в данной технологии придается большое значение. Эти обобщения включают:

· общие понятия науки, выражающие конкретно-исторические характеристики понятия и его причинно-следственные связи;

· теоретические образы, полученные в ходе мыслительных операций с абстрактными объектами.

Основная цель – передать школьникам способы умственных действий, способствуя воспроизведению логики научного познания в ходе обучения. По В.В.Давыдову, способы умственных действий делятся на рассудочные и разумные. Рассудочные – это эмпирические способы, опирающиеся на наглядные образы. Это начальная ступень познания. Она включает индукцию, дедукцию, анализ, синтез, абстрагирование и пр. Разумные способы действий связаны с исследованием природы понятий. Базой теоретического мышления является идеализированные понятия, системы символов. Особое место в технологии Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова занимает обобщение. Оно идет от частных предметов и явлений и восходит к общему признаку, их объединяющему. Таким образом, формирование понятий у школьников строится как движение спирали от центра к периферии. В центре располагается общее представление о формируемом понятии, а на периферии оно же, но уже конкретизированное и обогащенное частными представлениями. Процесс обучения в этой технологии строится по иной логике, чем в развивающей системе Л.В.Занкова.

 

Обогащение и конкретизация частными факторами
Абстрактное представление о понятии
Изучение понятия

 

 


Схема 12. Логика развивающей системы Л.В.Занкова

 

Особое место в технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова занимает организация учебной деятельности. Авторы считают, что успешность реализации данной технологии во многом определяется активностью ученика. Другими словами – школьник должен стать субъектом обучения. В этом смысле целенаправленная учебная деятельность отличается от традиционного участия ребенка в учебном процессе. Ее отличительными признаками является:

· наличие у школьника внутренних познавательных мотивов; · ощущение себя субъектом учебной деятельности; · организация условий для превращения школьника в творца собственной деятельности; · использование школьником рефлексии, способствующей его продвижения в овладении понятиями.

 

Целенаправленная деятельность – сложное образование, поскольку ее результативность зависит от изменения личности ребенка. Поэтому она достаточно сложна в использовании и требует особых методов ее организации. Авторский замысел реализуется в проблематизации знаний. Ученикам предлагается проблемное изложение материала. Главный прием учителя состоит в том, что он не излагает готовый материал, а «ведет» школьников по пути познания, делает их соучастниками научного поиска ответов на искомые вопросы. Кроме проблемного изложения, технология развивающего обучения использует такой метод, как метод учебных задач. Решение применяемых в данной технологии задач состоит в поиске общего способа действия, принципа решения вообще задач данного класса. Учебная задача состоит из определенных действий, которые можно выразить следующей последовательностью действий:

· постановка учебной задачи · преобразование условий задачи, целью которого является поиск общего отношения изучаемого объекта · моделирование выделенного отношения · преобразования модели для детального изучения свойств явления или предмета · построение системы частных задач, решаемых общим способом · контроль выполнения предыдущих действий · оценка усвоения общего способа умственных действий

 

Развивающее обучение предлагает иную, чем в традиционной классно-урочной системе, оценку учебной деятельности. Акцент перемещается с субъективного оценивания учителем знаний, полученных учеником с точки зрения посильности и доступности и качества выполненной им работы на субъективные возможности школьника. Такой акцент позволяет оценить каждого ребенка персонально с точки зрения его индивидуальных достижений. Особенно важен такой вид оценивания для слабого ученика. Поскольку основная задача учителя выявить индивидуальный потенциал ребенка и вывести его в режим развития, то оценивание может иметь опережающий характер. Если ребенок старается, работает на пределе своих возможностей, то учитель может ему поставить отметку несколько завышенную. В то время как ученику, обучающемуся на «4 и 5» за такое же выполнение задания, учитель может снизить отметку. В этом и заключается специфика оценивания как стимула учебной деятельности, способствующего развитию школьника.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.