Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогизация окружающей среды




Концепция воспитания

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс

Гуманно-личностный подход к ребенку

Технология сотрудничества

Нетрадиционные технологии обучения

 

Педагогика сотрудничества – это направление в российской педагогике конца ХХ века. Идеи сотрудничества очень близки педагогической теории и практики, реализующейся в российском образовательном пространстве. Еще недавно властвующая авторитарная педагогика, в основе которой лежало жесткое управление учебно-воспитательным процессом, ушла в прошлое. На смену ей пришли идеи гуманистического подхода к развитию личности. Ряд авторов, в основе концепций которых лежат идеи гуманизма, уважения к личности ребенка разрабатывают их во взаимодействии учителей и учеников. Это: Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталов, С.Н.Лысенкова, Е.Н.Ильин, Л.А.и Б.П.Никитины, И.П.Волков и др. Основные положения педагогики сотрудничества:

 

обучение – творческое взаимодействие учителя и ученика обучение – добровольный выбор ребенка обучение – постановка сложных целей обучение – уверенность в преодолении сложных целей обучение – укрупнение учебного материала в блоки обучение – использование опорных сигналов и схем обучение – свободное оперирование учителем учебными темами обучение – коллективная творческая деятельность обучение – творческое самоуправление учащихся

В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления (Г.К.Селевко):

Рассмотрим каждое из них:

Гуманно-личностный подход к ребенку. Этот подход, прежде всего, обращен к личности ребенка, к его душе, потенциальным возможностям индивидуального роста. Что означает гуманизм в обучении? Это понимание учебных затруднений ребенка, его права на ошибку, гуманизация отношений в системе «учитель – ученик», формирование положительной «Я-концепции». Основная идея гуманно-личностного подхода – ребенок субъект деятельности и поведения. Становление школьника как субъекта обучения требует от учителя системного подхода в организации учебного процесса. От чего же зависит результат его деятельности?

Прежде всего, он определяется умением ставить цели взаимодействия с учеником, учитывать закономерности его развития и закономерности и принципы обучения. Результат существенно зависит и от того, в какой мере учитель сможет реализовать содержание обучения, в соответствии с поставленными целями, найти необходимые методы и технологично организовать сам процесс обучения. Следует понимать, что процесс реализации содержания в учебной деятельности имеет двойственную характеристику. С одной стороны, он направлен на результативность обучения школьников, с другой – на гуманизацию образовательной среды, в которой он находится.

Субъектность учащегося означает его полноценность в момент обучения в школе, а не в отдаленном будущем (как при условии авторитарного обучения и воспитания). Приоритетными качествами личности являются высшие гуманистические ценности планетарного масштаба: любовь, милосердие, толерантность, доброта, гражданственность, патриотизм и др.

В организации учебного процесса можно выделить основные положения, содействующие его гуманизации:

Право личности на ошибку. Отношения сотрудничества предполагают практически равные позиции участников педагогического процесса. Вполне естественно, что школьник – обучающийся, а учитель – обучающий. Если учитель понимает ошибки, совершаемые учениками как недостаточное овладение еще необходимыми учебными умениями, то они не станут «камнем преткновения» между учителями и учениками, не будут «сигналить» о неполноценности ученика как личности. Правильное понимание учителем ошибок ученика заключается лишь в том, что им (ученикам) необходимо предоставить возможность дополнительной практики для усвоения учебного материала. Ошибка лишь показывает необходимость в дополнительном усилии, направленном на ее преодоление.

Ученье без принуждения важнейшее положение гуманистической педагогики. Самой жизнью доказано, что принуждение порождает страх, неверие в свои силы или бунтарское неповиновение учителю. Нарушается главный принцип взаимодействия взрослого и ребенка – доверительные отношения. Ребенок не верит в себя, не верит учителю, не верит родителям и своим друзьям. Отторжение от учебного процесса заставляет его искать себя в других, не самых лучших сферах жизнедеятельности. Доверие – основной индикатор отношений учителя и ученика. Реализация известного принципа А.С.Макаренко о единстве требований к ребенку и уважения его личности содействует обучению без принуждения. Главными становятся такие действия учителя, как: заинтересовать ребенка, вызвать увлеченность учебной темой, желание овладеть ею, содействовать самостоятельному поиску учебного материала.

Гуманизация педагогических отношений. Как неоднократно отмечалось, в основе успешного обучения и воспитания лежат успешные отношения учителей и учеников. Отношения выступают важнейшим фактором, определяющим результативность учебно-воспитательного процесса. В основе реализации данного положения оптимистическая вера в ребенка. Это отмечал еще А.С.Макаренко, утверждая, что подходить к ребенку необходимо с оптимистической гипотезой. Учителю необходимо осознать, что дети разные, каждый с набором индивидуальных качеств и индивидуальных границ овладения учебным материалом. Только терпение и вера в возможности ребенка делает процесс обучения успешным. В отношениях важен выбранный учителем стиль, основной характеристикой которого является как раз его гуманность.

Формирование положительной «Я-концепции». Личность ребенка сложна и многомерна. У нее масса осознанных и неосознанных представлений о себе, система которых влияет на выбор поведения. Это и есть «Я-концепция». Она является неким стимулятором личности. Большую роль в ее формировании играет школа. Положительная «Я-концепция» реализуется в позитивном взгляде ребенка на себя, на свои личностные качества, на свое место и роль в системе взаимоотношений. Она способствует эффективной деятельности ребенка, его продвижению по «лестнице успеха». Отрицательная «Я-концепция», выраженная в неудовлетворенности личности собой, мешают субъектному становлению школьника, способствует поиску личностью других, чаще всего, отрицательных сред реализации своего личностного потенциала. Следовательно, основной задачей учителя выступает необходимость формирования положительной «Я-концепции». Для этого можно практиковать создание «ситуации успеха», позволяющей ребенку реализовывать свой личностный потенциал. Любой, даже минимальный успех в учебной деятельности рассматривается как достижение ребенка. Минимизируется акцент на недостатках, незнании, отставании, непонимании того или иного отрезка учебного материала. Поддерживается вера в ребенке на преодоление временных трудностей.

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. Это направление педагогики сотрудничества приобретает в современном педагогическом процессе особое значение, поскольку активизирует новые принципиальные подходы к обучению и воспитанию детей. Эти подходы отражают современную педагогическую парадигму, построенную на вариативности учебных программ, интеграции учебных дисциплин и дифференциации форм учебной работы. Содержание обучения при этом рассматривается как средство развития личности. Совершенствование же форм и методов современного учебного процесса раскрывается в идеях педагогов-новаторов и способствует гармонизации и гуманитаризации современного образования.

Концепция воспитания. Системообразующим элементом педагогики сотрудничества являются качественно новые взаимоотношения между учителем и учеником. В их основу положена идея гуманизации и демократизации. Заботой учительского корпуса становится принятие ребенка как данности, опора на его индивидуальные особенности и личностные качества. Сочетание индивидуальных и коллективных форм воспитания всегда затрудняла практиков, поскольку касалось тонких граней взаимоотношений. Но гуманизация всего воспитательного процесса создает необходимые условия для реализации этих задач. Ребенок в центре воспитательных усилий – вот альфа и омега современного образования.

Педагогизация окружающей среды означает постановку школы в центр социально-педагогических влияний на ребенка. Все остальные педагогические институты имеют статус некоторой подчиненности педагогическому влиянию школы на личность. Общеизвестно, что личность находится в «прицеле» трех основных педагогических институтов: семьи, социума и школы. Успешность формирования личности во многом определяется их единством в педагогической работе с ребенком. При этом школе предоставляется возможность профессионально и качественно управлять этим процессом.

Урок в обсуждаемой системе имеет свою специфику, которая заключается в том, что на подобных уроках реализуется личностный потенциал практически каждого ученика. Условия проведения уроков предусматривают создание условий, способствующих индивидуальным проявлениям детей. Тут могут использоваться приемы, побуждающие учащихся к поиску альтернативной информации; продуманное чередование видов и типов заданий; конструирование дидактического материала соответственно способности детей к его усвоению; использование жизненного опыта детей в решении учебных задач и пр. Главное на уроках сотрудничества – это создание для каждого школьника ситуации успеха.

Таким образом, технология сотрудничества, базирующаяся на гуманистических ценностях, ориентирована на формирование социально значимых качеств личности. Своеобразие технологии заключается в ориентации на свойства личности, ее развитие и формирование в соответствии с нормами общества и гуманистическими идеалами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4957; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.