Идея проектов не нова. Еще Дж. Дьюи в своей концепции прагматического подхода к образованию использовал методы проектов для обучения в малых группах (1920г.). Идеи Дж. Дьюи и его ученика В.Х.Килпатрика заключались в том, что ребенок успешно выполняет только ту деятельность, которую он выбирал добровольно, на основе своего интереса. А что может заинтересовать ребенка? Знания, приобретаемые им, которые пригодятся в его дальнейшей жизни. Но ребенок может еще не осознавать, что именно ему полезно для жизни. Для этого Дьюи предлагал брать проблему из реальной жизни ребенка, являющуюся для него значимой и решать ее. Учитель при этом только направляет мысль ребенку в сторону поиска необходимых знаний для решения проблемы. Именно подобное решение и есть зачатки проектной деятельности.
В российскую педагогику технология проектов «пришла» в начале ХХ века. Она был реализована группой ученых во главе с С.Т.Шацким. Далее, после революции проектная деятельность в школе была осуществлена недостаточно продуманно, что и повлекло ее запрещение.
Второе рождение технологии проектов можно отнести к концу ХХ, началу ХХ1 века. В современной педагогической практике технология проектов является интегрированным компонентом системы современного образования.
Концепция проектного обучения предполагала подготовку ребенка к жизни и действия всех участников процесса обучения должны были этому способствовать. Основной метод – метод проекта. Его использование способствует развитию познавательных навыков учеников, формированию умений самостоятельно конструировать собственные знания, свободно ориентируясь в информационном пространстве, развитию критического мышления. Основная цель технологии проектов - создание учителем необходимых условий для самостоятельного приобретения учащимися недостающих знаний.
В качестве теоретического обоснования технологии проектов выступают основные идеи:
· содействие индивидуальному становлению каждого ученика
· повышение мотивации обучения учащихся за счет приоритета деятельности, имеющей личностный смысл
· поддержание индивидуального уровня развития школьника
· усвоение теоретических знаний за счет комплексного их использования в решении жизненно-практических задач
Учителя совместно с учениками выполняют последовательно комплекс учебных заданий. Во время реализации проекта школьники учатся использовать полученные самостоятельно знания, решают познавательные и практические задачи, проводят исследования. Кроме этого происходит активное формирование коммуникативных умений, поскольку работа проходит в малых группах. Технология проектов требует от учителя тщательной подготовки, поскольку тематика разнообразна и затрагивает все сферы. Это может быть проект, посвященный углублению теоретических знаний школьников, а может быть проект, связанный с решением конкретного практического вопроса, актуального для ребенка. Причем тему проекта может предложить и учитель и ученик. Она инициируется программным учебным материалом и потребностями школьников в решении жизненно-практических задач.
Попробуем сформулировать основные требования к использованию технологии проектов:
· потребность в решении или теоретической или практической задачи;
· наличие значимости результатов для школьной и социальной жизни ребенка;
· разнообразные формы деятельности школьников при составлении проектов: коллективная, групповая, индивидуальная;
· логика составляемого проекта, подчиненная основным законам системного подхода: наличие структуры, этапов, сроков;
· использование разнообразных исследовательских методов в соответствии с типом проекта и этапами его составления.
Многообразие проектов предполагает их типологию. Воспользуемся типологией, предложенной Е.С.Полатом (18, С.71 – 79).
Автором выделено несколько групп проектов по разным типологическим признакам. Мы посчитали целесообразным составить схему типов проектов и лишь, затем рассмотреть их более подробно.
Деятельность, доминирующая в проекте
исследова-тельские
ролевые, игровые
приклад-ные
Характер координации проекта
Предметно-содержательная область
Монопроекты:
литературно-творческие
естественно-научные
экологические
языковые
культуроведческие
спортивные
географические
исторические
музыкальные
межпредметные
информационные
творческие
скрытая координация
явная координация
Характер контактов
внутренние
международ-ные
Количество участников проекта
личностные
парные
групповые
Продолжительность выполнения проекта
краткосрочный
средней продолжи-
тельности
долгосрочный
Схема 13. Типология проектов
Типы проектов будем рассматривать в соответствии типологическими признаками.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление