КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика основных форм и средств обучения в вузе. 1 страница
Система дидактических принципов и их содержание. Дидактический процесс как целостная система (структура, содержание, системные связи). В педагогических воззрениях И.Ф. Гербарта, отмечавшего, что обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование (или образование характера) без обучения есть цель, лишенная средства. Более глубоко идея целостности педагогического процесса была выражена К.Д. Ушинским. Он понимал ее как единство административного, учебного и воспитательного элементов учебной деятельности. От комбинации основных элементов всякой школы, отмечал он, более всего зависит ее воспитательная сила, без которой она является декорациями, закрывающими от непосвященных пробел в общественном воспитании. Прогрессивные идеи К.Д. Ушинского нашли свое отражение в трудах его последователей - Н.Ф. Бунакова, П.Ф. Лесгафта, В.П. Вахтерова и других. Особое место в ряду исследователей педагогического процесса занимает П.Ф. Каптерев. Общеобразовательный курс школы, по его замыслу, был призван обеспечить правильное соотношение между образованием и воспитанием в целях всестороннего совершенствования личности гражданина. Большой вклад в развитие представлений о целостности педагогического процесса уже в новых социально-экономических и политических условиях внесли А.П. Пинкевич, СТ. Шацкий, П.П. Блон-ский, М.М. Рубинштейн, А.С. Макаренко. Однако начиная с 30-х гг. основные усилия педагогов были направлены на углубленное изучение обучения, воспитания и развития как относительно самостоятельных процессов. Научный интерес к проблеме целостности педагогического процесса, вызванный потребностями образовательной практики, возобновился в середине 70-х гг. Наметились и различные подходы к пониманию целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, B.C. Ильин, В.М. Коротов, Это объясняется сложностью педагогического процесса. В то же время авторы современных концепций (В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов и др.) едины во мнении, что раскрыть сущность педагогического процесса и выявить условия приобретения им свойств целостности можно - только на основе методологии системного подхода.
Целостность - синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.Целостный педагогический процесс в вузе не сводим к единству процессов обучения, воспитания и личностного развития, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, и т.д. Основные аспекты целостности педагогического процесса. В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его четырех элементов: знаний, в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Реализация основных элементов содержания образования не что иное, как реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций педагогического процесса.
В организационном плане педагогический процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов-компонентов: • процесса освоения, проектирования и конструирования содержания образования и учебно-материальной базы; • процесса делового взаимодействия педагогов и обучающихся по поводу содержания образования, усвоение которого последними и является основной целью взаимодействия; • процесса взаимодействия педагогов и обучающихся на уровне личных отношений (неформальное общение); • процесса освоения студентами содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание). Наиболее общая устойчивая тенденция образования как общественного явления состоит в обязательном присвоении подрастающими поколениями социального опыта старших поколений. Это главный закон реализации педагогического процесса. С ним тесно связаны специфические законы, проявляющиеся как педагогические закономерности. Среди них, целесообразно указать на закономерную зависимость эффективности педагогического процесса от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, морально-психологических и т.п.). Специфические педагогические закономерности: ведущей является единство воспитания (самовоспитания), обучения (самообразования) и личностного развития. Единство воспитания (самовоспитания), обучения (самообразования) и развития не означает их тождества. Каждый из этих процессов имеет свою качественную определенность. Эффективность же педагогического процесса в большей степени зависит от учета специфики всех его сторон, от глубокого понимания их сущности и особенностей всеми субъектами этого процесса.Одной из специфических закономерностей педагогического процесса является соответствие организуемых воздействий преподавателей а всех субъектов педагогического процесса характеру деятельности обучающихся, их духовным потребностям, познавательным и физическим возможностям, степени сплоченности студенческого коллектива. Также педагогической закономерностью является моделирование (воссоздание) в учебном процессе условий будущей профессиональной деятельности специалистов. Эта закономерность требует, чтобы педагогический процесс соответствовал ее особенностям и характеру. При моделировании будущей деятельности специалистов, как свидетельствует опыт, особое внимание целесообразно уделить созданию сложной, напряженной обстановки, преодолению условностей и упрощений на занятиях.
Принципы организации целостного педагогического процесса. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса - ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательной работы в вузе задачам формирования всесторонне развитой личности. Большое значение в организации педагогического процесса имеет принцип обеспечение его связи с жизнью и производственной практикой. Этот принцип отрицает абстрактно-просветительскую направленность в формировании личности и предполагает соотнесение содержания образования, форм учебной и воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами. Принцип научности является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией. Одним из фундаментальных принципов организации педагогического процесса является принцип обучения и воспитания в коллективе и через коллектив. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации целостного педагогического процесса. Сама природа данного процесса с его задачной структурой, свойствами ступенчатости и концентричности возводит в ранг организационного принципа требование преемственности, последовательности и систематичности, направленное на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование.
Принципы управления деятельностью обучающихся в целостном педагогическом процессе. В организации деятельности студентов педагог играет ведущую роль. Его педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у них активность, самостоятельность и инициативу. Отсюда возрастает значимость принципа сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности обучающихся. Важнейший принцип организации познавательной деятельности - уважение к личности обучающегося в сочетании с разумной требовательностью к нему. Он вытекает из сущности гуманистического воспитания. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности студента. Эти две стороны взаимосвязаны как сущность и явление. Практическая реализация названного принципа тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. Успешная реализация этих двух принципов возможна лишь при соблюдении еще одного принципа - согласованности требований вуза, коллектива и общественности. В соответствии с принципом доступности и посильности обучение и воспитание студентов, их деятельность должна строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на физическом и психическом здоровье. С названным принципом теснейшим образом связан прин цип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся приорганизации их деятельности. Организующим принципом руководства деятельностью обучающихся является принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и личностного развития. Важным принципом руководства деятельностью студентов в вузе является принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития. Реализация данного принципа справедливо связывается, прежде всего, с деятельностью памяти, но не механической, а смысловой. Понятие "принцип" происходит от латинского "principium" -начало, основа. По своему происхождению принципы обучения (дидактические принципы) являются теоретическим обобщением педагогической практики, возникают из опыта практической деятельности и, следовательно, носят объективный характер. Принципы обучения - это наиболее общие руководящие положения, в которых выражены требования к содержанию, организации, технологии и методике обучения студентов. Принцип социальной обусловленности и научности в обучения определяет необходимость соблюдения педагогом при подготовке будущих специалистов требований государства, отраженных в ГОС ВО. Кроме этого, его положения позволяют совершенствовать процесс обучения в соответствии с развитием современной науки и техники. Реализация названного принципа на практике обеспечивается через соблюдение ряда педагогических требований: - при организации обучения осуществлять научно обоснованный подход к отбору содержания учебного материала; в ходе занятий рассматривать все явления в развитии и взаимосвязи, видеть закономерности и противоречия учебного процесса, пути его совершенствования; излагать учебный материал с позиции последних достижений науки и техники; - постоянно, глубоко и убедительно раскрывать диалектическую связь теории и практики, показывать что наука развивается под влиянием практических потребностей общества; - тесно связывать учебный процесс с жизнью государства, с будущей профессиональной деятельностью обучающихся; - в связи с увеличивающимся потоком учебной информации главное внимание уделять ключевым проблемам развития науки, раскрывать основные идеи научных достижений; приучать студентов следить за научной информацией, поощрять исследовательскую работу, коллективные обсуждения научно-технических и социальных проблеем. Принцип практической направленности ориентирует на подготовку будущих специалистов в вузе к выполнению своих профессиональных обязанностей. Он определяет содержание обучения и условия профессиональной подготовки студентов, придает обучению практическую направленность, обеспечивает его связь с современным уровнем развития науки и техники. Принцип целенаправленности, системности и последовательности в обучении определяет направленность и логику организации учебного процесса. Принцип обучения на высоком уровне трудности определяет такую организацию и технологию обучения, при которых обучающиеся сознательно и активно овладевают знаниями, навыками и умениями, формируют профессиональные позиции, психологические качества с учетом собственных реальных способностей. Принцип уточняет основные педагогические правила доступности и целесообразной интенсивности в обучении: учить, переходя от известного к неизвестному, от менее трудного - к более трудному, от сложного - к более сложному. От преподавателя данный принцип требует соблюдения следующих педагогических правил: - обеспечивать отбор, группировку и подачу учебного материала с учетом интеллектуальных возможностей каждого студента, осуществлять постоянную заботу о соблюдении правил доступности в обучении; - воспитывать сознательное отношение обучающихся к преодолению реальных учебных трудностей, поощрять их и оказывать индивидуальную помощь, проводить дополнительные занятия с отстающими в учебе; - создавать на каждом занятии обстановку, требующую от студентов максимального напряжения интеллектуальных сил. Принцип сознательности, активности и самостоятельности обучающихся определяет позицию и отношение самих студентов к участию в процессе обучения. Сознательность в обучении - это понимание обучающимися сущности изучаемых проблем, убежденность в правильности и практической ценности получаемых знаний и приобретаемых умений, положительное отношение к учению. Сознательность придает процессу обучения воспитывающий характер и, в значительной мере, способствует формированию у студентов высоких психологических и значимых профессиональных качеств личности. Активность студентов в обучении - это их интенсивная умственная (интеллектуальная) и физическая деятельность по овладению знаниями, навыками и умениями. Самостоятельность в обучении - это активное продвижение обучающихся к вершинам профессионального мастерства, ориентирующееся на собственные усилия в учебном процессе, потребности и цели, мотивы и волю. Принцип прочности овладения знаниями, навыками и умениями. Для решения учебно-познавательных задач обучающимся объективно необходим целостный комплекс взаимосвязанных знаний, навыков и умений, имеющих достаточную прочность для их использования в профессиональной деятельности. Чем они прочнее, тем быстрее и основательнее студенты овладевают новым учебным материалом, своей будущей специальностью. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода в обучении определяет организацию групповых действий на занятиях по различным учебным предметам и дисциплинам в тесном сочетании с индивидуальным подходом к обучению каждого студента. Данный принцип предполагает реализацию педагогом следующих педагогических требований: - систематически изучать обучающихся, выявлять их особенности и возможности; постоянно проявлять внимание к каждому из них, независимо от успеваемости и поведения; учитывать интеллектуальные и физические способности студентов и организовывать учебный процесс в строгом соответствии с ними. Эти требования принципа отражают сущность процесса индивидуализации в подготовке обучающихся, который может быть реализован посредством использования различных организационных форм: создания групп усиленной подготовки; проведения дополнительных индивидуальных занятий по усложненной программе; составления индивидуальных планов освоения учебной программы; предоставления самостоятельного выбора форм обучения и пр.; - развивать индивидуальные способности каждого обучающегося в интересах формирования и сплочения студенческих коллективов, создавая в учебной группе положительный социально-психологический климат. Необходимо указать на взаимосвязь принципов обучения с принципами воспитания. Опора только на принципы обучения при игнорировании требований принципов воспитания может привести к переходу преподавателя на позиции "натаскивания" студентов в узкой сфере. Именно взаимосвязь этих принципов придает учебному процессу в вузе воспитывающий характер, развивает обучающихся, обеспечивает их психологическую подготовку к будущей профессиональной деятельности, к решению учебно-познавательных задач. 25. Ассоциативно-рефлекторная концепция обучения: сущность, этапы и особенности реализации. Под концепцией (теорией) обучения понимается совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса, а также особенностей деятельности педагога и обучающихся в ходе его реализации. Ассоциативно-рефлекторная концепция обучения опирается на основные закономерности условно-рефлекторной деятельности коры головного мозга человека, которые наиболее полное освещение нашли в работах известных отечественных ученых И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Согласно их теории о физиологии высшей нервной деятельности, в коре головного мозга человека постоянно идет образование множества новых условно-рефлекторных связей (ассоциаций) между самыми разнообразными системами раздражителей и реакций. Данные положения и стали основой ассоциативно-рефлекторной концепции обучения, в разработке которой приняли активное участие видные отечественные ученые и педагоги С.Л. Рубинштейн, Ю.А. Самарин, Ю.К. Бабанский и др. Названная концепция обучения предполагает определенную логику (структуру, этапы) процесса познания: а) восприятие учебного материала и осознание познавательных задач; б) осмысление изучаемого материала, доведенное до понимания его внутренних связей и отношений; в) запоминание учебного материала; г) применение закрепившихся знаний на практике. Центральным звеном процесса обучения выступает осмысление изучаемого как активная аналитико-синтетическая деятельность студентов в ходе решения теоретических и практических учебных задач. Несмотря на то, что основу данной концепции составляет раскрытие содержания и последовательности действий обучающихся, в ней разработаны и некоторые требования к деятельности педагога. На этапе восприятия учебного материала преподавателю важно следить, чтобы оно основывалось на понимании студентами сущности и содержания изучаемого, т. е. было осмысленным, активным. Необходимо помочь обучающимся убедиться в практической значимости теоретических знаний, вызвать интерес к ним. Во многом это достигается представлением учебного материала в проблемном виде, с применением средств наглядности. На этапе осмысления учебного материала необходимо побуждать студентов выделять в нем существенное, главное, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и сопоставлять изучаемые факты и события и включать их в уже имеющуюся систему знаний. Полезно, когда все эти умственные действия педагог выполняет совместно с обучающимися, демонстрируя тем самым различные приемы творческой интеллектуальной деятельности. На этапе запоминания изучаемого материала важно дать обучающимся хотя бы простую установку не только на его запоминание, но и понимание. Это существенно повышает продуктивность усвоения знаний, развивает логическую память студентов. На этапе применения знаний на практике у обучающихся формируются навыки и умения, требуемые психологические качества. Продуктивному обучению в свете данной концепции способствует выполнение ряда педагогических условий. К ним относятся формирование активного отношения обучающихся к учебе, ясное и последовательное изложение учебного материала, активизация познавательной деятельности студентов, демонстрация различных приемов умственных действий и их закрепление с помощью упражнений. Ее главным достоинством является возможность усвоения обучающимися большого объема теоретических знаний, которые должны стать основанием для решения практических задач. Как недостаток следует отметить, что подготовленный в рамках данной концепции специалист много знает, но мало умеет. В последние годы был разработан целый ряд активных форм и методов обучения, существенно повысивших эффективность обучения в рамках данной концепции. 26. Проблемное обучение в вузе: сущность, уровни проблемности, особенности реализации. В русле ассоциативно-рефлекторной концепции разработаны основы проблемного обучения. Они представляют собой совокупность взаимосвязанных методов и средств, обеспечивающих возможность творческого участия обучающихся в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности. Фундаментальные работы, посвященные теории и практике проблемного обучения, появились в конце 60-х - начале 70-х годов. Их авторами стали Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, A.M. Матюшин, М.И. Махмутов, В. Оконь и др. Центральными категориями проблемного обучения являются проблемная ситуация, проблема и проблемная задача. Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой обучающиеся должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия. Проблемная ситуация, осознанная и принятая обучающимися к решению, перерастает в проблему. Проблема с указанием параметров и условий решения представляет собой проблемную задачу. Проблемное обучение предполагает строго продуманную систему проблемных ситуаций, проблем и задач, соответствующих познавательным возможностям обучающихся. С этой целью предусматриваются различные уровни проблемности: 1 -й уровень характеризуется тем, что преподаватель сам анализирует проблемную ситуацию, выявляет проблему, формулирует задачу и направляет студентов на самостоятельный поиск путей решения; 2-й уровень отличается тем, что педагог вместе с обучающимися анализирует ситуацию и подводит их к проблеме, а они самостоятельно формулируют проблемную задачу и решают ее; 3-й уровень (самый высокий) предполагает доведение до обучающихся проблемной ситуации, а ее анализ, выявление проблемы, формулировку задачи и выбор оптимального решения студентами осуществляют самостоятельно. Основной целью проблемного обучения является создание педагогом проблемной ситуации, вызывающей определенное психологическое состояние у обучающегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств решения. Это предполагает, что в ходе познавательной деятельности студент натолкнется, часто совсем неожиданно, на что-то непонятное и неизвестное. Типы проблемных ситуаций, часто возникающих в процессе обучения, наиболее полно выделил Т. В. Кудрявцев: - проблемная ситуация создается тогда, когда обнаруживается несоответствие между имеющейся у обучающегося системой знаний и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями); - проблемные ситуации возникают при необходимости многообразного выбора из систем имеющихся знаний единственной необходимой системы, использование которой и может обеспечить правильное решение предложенной учебной проблемы; - проблемные ситуации возникают перед обучающимися тогда, когда они сталкиваются с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний, когда имеет место поиск путей применения знаний на практике; - проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения учебной проблемы и практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа, а также между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием теоретического обоснования его решения; - проблемные ситуации при решении технических задач возникают тогда, когда между внешним видом схематических изображений и конструктивным оформлением технического устройства отсутствует прямое соответствие; - проблемная ситуация возникает и тогда, когда существует объективно заложенное в принципиальных схемах противоречие между статическим характером самих изображений и необходимостью прочитать в них динамические процессы. Основные положения проблемного обучения, главное достоинство которого - развитие творческих потенций обучающихся, проявляющихся в умениях мыслить логически, научно, диалектически, способствующих переходу знаний в убеждения, формированию интереса к научному знанию, появлению чувства удовлетворения и уверенности в своих силах и способностях. 27. Теория поэтапного формирования умственных действий: сущность, этапы и особенности реализации. Вначале 50-х гг. известными отечественными учеными П.Я. Гальпериным и Н.Ф. Талызиной была разработана теория поэтапного формирования умственных действий. Авторы данной теории установили, что знания, навыки и умения не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне деятельности (действий) человека. Согласно данной теории, обучение строится в соответствии с ориентировочной основой выполнения действия (ООД), которое должно быть усвоено обучающимся. При этом цикл усвоения состоит из ряда этапов. На 1-м этапе обучающиеся предварительно знакомятся с действием (по инструкции, описанию, визуально), в результате чего в их сознании формируется ориентировочная основа его выполнения. Это своего рода система указаний о том, как выполнить разучиваемое действие На 2-м этапе обучающиеся выполняют реальные действия на тренажерах, макетах или другой учебной технике. Это этап материализованного действия, когда задания выполняются во внешней материальной развернутой форме. Студенты в это время осуществляют контроль за выполнением каждой входящей в действие операции. Начинается 3-й этап - внешнеречевой, когда обучающиеся проговаривают вслух те действия, которые осваиваются. При этом происходит их дальнейшее обобщение, сокращение и автоматизация. Поэтому необходимость в ООД (инструкции) отпадает, так как ее роль выполняет внешняя речь студента. На 4-м этапе действие проговаривается про себя. Доказано, что в процессе внутренней речи обобщение и свертывание действия идет наиболее интенсивно. Завершается процесс усвоения 5-м этапом (умственным), т.е. переходом действия во внутренний план. Для этого этапа характерны сокращение и автоматизация действия до такой степени, что обучающийся способен мысленно воспроизвести его в свернутом виде, т.е. в речи про себя. Такова общая схема формирования умственных действий. Управление процессом обучения, согласно данной теории, происходит путем смены выше названных этапов и осуществления различных видов контроля со стороны преподавателя. Центральным звеном организации обучения в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий является разработка схем ориентировочных основ их выполнения. Сильными сторонами данной теории является сокращение времени формирования навыков и умений за счет показа обучающимся образцового выполнения разучиваемых действий; достижение высокой автоматизации выполняемых действий в связи с их алгоритмизацией; обеспечение доступного контроля качества выполнения как действия в целом, так и его отдельных операций; возможность оперативной коррекции методик обучения с целью их оптимизации. К слабым сторонам теории поэтапного формирования умственных действий относятся существенное ограничение возможностей усвоения теоретических знаний; сложность разработки методического обеспечения (подробные ориентировки с указанием строгой последовательности выполняемых операций); формирование у студентов стереотипных мыслительных и моторных действий в ущерб развитию их творческого потенциала. 28. Концепция программированного обучения: сущность, особенности реализации в современных условиях. В 60-е гг. XX века трудами Б.Ф. Скиннера, Н А. Краудера, Л.Н. Ланды и других было положено начало активной разработке концепции программированного обучения. Это обучение, в процессе которого осуществляется индивидуальное усвоение студентами программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (обучающая машина, ЭВМ или программированный учебник). Сущность программированного обучения заключается в разделении учебного материала на определенные взаимосвязанные "дозы" и их последовательное предъявление обучающимся. Переход к изучению последующих доз материала осуществляется только после усвоения предыдущих. При этом каждому студенту предоставляется возможность осуществления обучения в соответствии с его индивидуальными способностями (темп обучения, уровень обученности и др.). Основное средство реализации программированного обучения - специально разработанная обучающая программа. Она состоит из последовательных шагов, каждый из которых представляет собой микроэтап овладения обучающимся определенной единицы знаний или действий. Каждый шаг программы обычно включает три кадра: информационный, в котором даются необходимые сведения об изученном знании или действии; контрольный - в форме задания для самостоятельного выполнения; управляющий, в котором обучающийся проверяет свое решение задания и на основе результатов проверки получает указание о переходе к следующему шагу. Таким образом предусматривается логически и психологически обоснованная, сравнительно жесткая последовательность действий обучающихся. В зависимости от характера шагов программы могут быть линейными, разветвленными и смешанными.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |