Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика основных форм и средств обучения в вузе. 3 страница




В качестве обобщенного определения предлагается следующее: Технология обучения - это законосообраз­ная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая более высокой степе­нью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем это имеет место при традиционных моделях обучения.

Это базовое определение может быть модифицировано в тех значениях, когда технология обучения выступает как задачно детерминированный, логически структурированный дидактический про­цесс, инвариантно протекающий под влиянием определенных педаго­гических условий и обеспечивающий прогнозируемый результат, ли­бо как целостная система концептуально и практически значимых идей, принципов, методов, средств обучения, гарантирующая доста­точно высокий уровень эффективности и качества обучения при ее последующем воспроизведении и тиражировании.

Технология обучения это не что иное как более высокая стадия развития методики, предполагающая, наряду с ее персонификацией, детальную разработку основных составляющих - целеобразование, прогнозирование, выбор оптимальных форм, мето­дов и средств обучения, организацию взаимодействия участников учебного процесса, оценку, контроль и коррекцию знаний, навыков и умений обучающихся с целью гарантированного достижения дидак­тических целей. Таким образом, технологию обучения следует рас­сматривать в качестве очередного шага в развитии дидактического процесса в высшей школе.

В качестве критериев деятельности преподавателя на техноло­гическом уровне, могут быть определены следующие:

- наличие четко и диагностично заданной цели, т. е. корректно измеряемого представления понятий, операций, деятельности обу­чающихся как ожидаемого результата обучения, способов диагности­ки достижения этой цели;

- представление изучаемого содержания в виде системы позна­вательных и практических задач, ориентировочной основы и способов их решения;

- наличие достаточно жесткой последовательности, логики, оп­ределенных этапов усвоения темы (материала, набора профессио­нальных функций и т. п.);

- указание способов взаимодействия участников учебного про­цесса на каждом этапе (преподавателя и обучающихся, обучающихся друг с другом);

- использование преподавателем наиболее оптимальных, с точ­ки зрения результативности учебного процесса, средств обучения;

- мотивационное обеспечение деятельности преподавателя и обучающихся, основанное на реализации их личностных функций в этом процессе (свободный выбор, креативность, состязательность, жизненный и профессиональный смысл);

- указание границ правил осообразной (алгоритмической) и творческой деятельности преподавателя, допустимого отступления от единообразных правил.

В основе разработки технологий обучения ле­жит проектирование высокоэффективной учебной деятельности обу­чающихся и управленческой деятельности преподавателей. Логика такого проектирования будет подробно рассмотрена в следующей главе, однако, в самом общем виде можно представить ее следующим образом:

- постановка общих целей и их максимальное уточнение в со­ответствии с требуемым содержанием;

- формулирование частных дидактических целей с ориентацией на достижение прогнозируемых и планируемых результатов;

- выбор оптимальных методов, форм и средств обучения;

- организация хода учебного процесса;

- оценка текущих результатов и, при необходимости, поправка, коррекция учебного процесса, направленные на гарантированное дос­тижение поставленных целей.

Технология обучения (как процесс) - есть последователь­ность (не обязательно строго упорядоченная) педагогических проце­дур, операций и приемов, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему, реализация которой в педагогической прак­тике приводит к достижению гарантированных целей обучения и спо­собствует целостному развитию личности обучающегося.

Технология обучения (как результат) - научный проект (описание, модель) дидактического процесса, воспроизведение кото­рого гарантирует успех педагогических действий.

Основные признаки и функции технологии обучения. К наиболее существенным признакам можно отнести диагностическое целеобразование, результативность, экономичность, алгоритмируемость, проектируемость, системная це­лостность, управляемость, корректируемость и визуализация.

Диагностическое целеобразование и результативность пред­полагают гарантированное достижение целей и эффективности всего учебного процесса. Следует уточнить, что цель поставлена диагностично, если соблюдены следующие условия: дано настолько точное описание прогнозируемого результата обучения, что его можно без­ошибочно дифференцировать среди любых других; имеется способ, "инструмент", критерий для однозначного его выделения; существует шкала оценки, опирающаяся на результаты измерений.

Экономичность выражает качество технологии, обеспечиваю­щее резерв учебного времени, оптимизацию труда преподавателя, и, на этой основе, достижение запланированных дидактических резуль­татов.

Следующая группа признаков - алгоритмируемость, проекти­руемость, системная целостность и управляемость - отражают раз­личные стороны идеи воспроизводимости технологии обучения в пе­дагогической практике.

Признак корректируемости предполагает возможность посто­янной оперативной обратной связи, последовательно




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.