КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы рейтингового контроля эффективности учебного процесса в вузе
Каждый вид учебной деятельности имеет свою "стоимость", "цену" (весовой коэффициент). Поэтому назначение рейтинга за оценку зависит от весового коэффициента вида занятия и от уровня сложности заданий, выполняемых обучающимся. Таким образом, "стоимость" работы, выполненной студентом безупречно, является количественной мерой качества его обученности. К основным преимуществам рейтингового контроля следует отнести: Во-первых, возможность управления познавательной деятельностью обучающихся с использованием целостной системы рейтинговых балов. В данном случае речь идет не только о начислении их студенту за выполнение конкретных учебных заданий Во-вторых, использование преподавателем шкалы с унифицированными рейтинговыми градациями позволяет в зависимости от потребности управлять познавательной деятельностью осуществлять мониторинг успешности обучения студентов В-третьих, широкое информирование всех участников учебного процесса о его результатах, которое вызывает живой интерес большинства обучающихся прежде всего из-за возможности сопоставления результатов своей учебы с результатами товарищей.. В-четвертых, возможность при оценке успеваемости обучающегося отслеживать динамику и оценивать плодотворность его работы в течение всего периода обучения, учитывая при этом ее напряженность и результативность, а также своевременно выявлять и корректировать причины снижения успеваемости. В-пятых, использование метода педагогического тестирования в условиях рейтинговой системы оценки и контроля знаний, навыков и умений обучающихся позволяет резко снизить при начислении рейтинговых баллов В-шестых, наличие серьезной математической поддержки всей рейтинговой системы позволяет полностью автоматизировать процесс начисления соответствующих баллов и представления конечных результатов контроля в презентабельной форме. Педагогическая практика применения в российских вузах рейтинговых систем контроля свидетельствует о следующих позитивных тенденциях, наметившихся при этом: повышается ритмичность и системность в работе обучающихся; индивидуализация обучения приобретает конкретные формы и содержание; уровень учебной самоорганизации характеризуется развитием инициативы и творчества обучающихся при подготовке к занятиям; количество традиционных "задолжников" по различным формам контроля уменьшается и т. п. Для вывода итоговой оценки в соответствии с принятой в вузах 4-балльной системой оценивания при рейтинговой системе контроля может быть использована следующая методика формирования шкалы перевода. Максимальное значение относительного рейтинга можно получить имея только отличные оценки и вырабатывая все заложенное количество контрольных мероприятий Использование описанного подхода к организации рейтинговой системы контроля позволяет получить более чувствительный интегральный показатель успешности обучения студентов вуза. 40. Традиционная вузовская лекция: сущность, дидактические функции, особенности организации и проведения. В высшей школе при устном изложении учебного материала в основном используются словесные методы обучения. Среди них важное место занимает вузовская лекция. Слово "лекция" имеет латинский корень "lection" - чтение. Она выступает в качестве ведущего звена всего дидактического цикла обучения и представляет собой способ изложения объемного теоретического материала, обеспечивающий целостность и законченность его восприятия студентами. В образовательном процессе вуза существует ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой. В частности: - при отсутствии учебников по новым только формирующимся учебным курсам лекция является основным источником информации; - если новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражение в существующих учебника или некоторые его разделы устарели (в современных условиях информационного прогресса это становится очень актуальным); - в случае если отдельные темы, изложенные в учебнике, особенно трудны для самостоятельного изучения и поэтому требуют методической переработки лектором; - когда по основным проблемам курса существуют разноречивые концепции лекция необходима для их объективного освещения; - лекция ничем не заменима в тех случаях, когда особенно необходимо личное эмоциональное воздействие лектора на обучающихся. В этом случае эмоциональная окраска лекции в сочетании с глубоким научным содержанием создает гармонию мысли, слова и восприятия. Дидактические и воспитательные цели лекции: • дать обучающимся современные, целостные взаимосвязанные знания, уровень которых определяется целевой установкой к каждой конкретной теме; • обеспечить в процессе лекции их творческую работу совместно с преподавателем; • воспитывать у студентов профессионально-деловые качества, любовь к предмету и развивать у них самостоятельное творческое мышление. Основными функциями лекции выступают: познавательная (обучающая), развивающая, воспитательная и организующая. Познавательная функция лекции выражается в вооружении обучающихся знаниями основ науки и определении научно-обоснованных путей решения практических задач и проблем. Развивающая функция лекции состоит в том, что в процессе передачи знаний она ориентирует обучающихся не на память, а на мышление, т.е. учит их думать, мыслить научно, по современному. Воспитательная функция лекции реализуется в том случае, если ее содержание пронизано таким материалом, который воздействует не только на интеллект обучающихся, но и на их чувства и волю Организующая функция лекции предусматривает, в первую очередь, управление самостоятельной работой обучающихся как в процессе лекции, так и в часы самоподготовки. Лекция - логически стройное, систематически последовательное и ясное изложение того или иного научного вопроса.. Основными требованиями к современной лекции являются: научность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения, органическая связь с другими видами учебных занятий, с практикой повседневной жизни. С учетом этих требований каждая лекция в вузе должна: - иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции); - иметь твердый теоретический и методический стержень, важную проблему; - иметь законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом; - быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, иметь четко выраженную связь с практикой; - быть проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения, ставить перед обучающимися вопросы для размышления; - обладать силой логической аргументации и вызывать у студентов необходимый интерес познания, давать направление для самостоятельной работы; - быть на современном уровне развития науки и техники, содержать прогноз их развития на ближайшие годы; - отражать методическую обработку материала (выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках); - быть наглядной, сочетаться по возможности с демонстрацией аудиовизуальных материалов, макетов, моделей и образцов; - излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов и понятий; - быть доступной для восприятия данной аудиторией. Учебная лекция в вузе должна иметь четкую и строгую структуру. Вступление (введение) определяет тему, план и цель лекции Изложение - основная часть лекции, в которой реализуется научное содержание темы, все главные узловые вопросы, приводится вся система доказательств с использованием наиболее целесообразных методических приемов Заключение имеет целью обобщить в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая ее как целостное творение Виды традиционных лекций (вводные, заключительные, установочные) имеют свои особенности: Вводная лекция - один из наиболее важных и трудных видов лекции при чтении систематических курсов Содержание вводной лекции должно включать: - определение учебной дисциплины; - краткую историческую справку о развитии данной отрасли знаний и роли отечественных ученых в развитии данной науки; - цели и задачи учебной дисциплины, ее роль в общей системе обучения и связь со смежными дисциплинами; - основные проблемы (понятия и определения) данной науки; - методы изучения учебной дисциплины, распределение времени по видам учебных занятий и по семестрам; - основную и дополнительную учебную и методическую литературу; - особенности самостоятельной работы слушателей над учебной дисциплиной и формы участия в научно-исследовательской работе; - отчетность по курсу. Заключительная лекция предназначена для обобщения полученных знаний и раскрытия перспектив Установочную лекцию читают слушателям заочного обучения на сборах как начало самостоятельного изучения определенного курса в период между сессиями Подготовка лекции - это процесс отбора и структурирования содержания учебного материала, распределение его по времени, продумывание логики построения лекции, выделение наиболее важных моментов из всего материала, который нужно изложить. Оформление лекции. Полный текст - наиболее совершенная форма оформления лекции. Изложение ведется дословно, со всеми примерами, математическими выкладками, формулами и выводами. План-конспект лекции используют преподаватели, как говорят, уже "ставшие на ноги", прочитавшие данный курс уже не раз. В отличие от полного текста в содержательной части плана-конспекта указываются: целевые установки, краткое содержание излагаемых вопросов, определения, цифровые данные, сложные формулы, а также методические указания о времени демонстрации пособий и другие пометки, необходимые при чтении лекции. Краткий план лекции в отличие от плана-конспекта содержит только обязательные входные данные и перечень излагаемых вопросов с распределением времени. Кратким планом лекции, как правило, пользуются опытные педагоги, читающие данный курс несколько лет. Этап подготовки преподавателя к чтению лекции. В лекции, как и в любом публичном выступлении, самое трудное начало лекции. Первые слова, обращенные к слушателям, должны привлечь их внимание, создать определенный настрой.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |