КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность, особенности подготовки, организации и проведения семинара в вузе
Семинар - один из основных методов обсуждения учебного материала в высшей школе. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. В практике работы высших учебных заведений в основном культивируются три типа семинаров: • способствующие углубленному изучению определенного систематического курса; • способствующие изучению отдельных основных или наиболее важных тем (проблем) курса: • семинары исследовательского характера с независимой от лекций тематикой (спецсеминары). Семинар в вузе является групповым занятием под руководством преподавателя, его основные задачи состоят в том, чтобы: - углубить и закрепить знания, полученные на лекциях и в ходе самостоятельной работы; - проверить эффективность и результативность самостоятельной работы студентов над учебным материалом; - привить обучающимся навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала в студенческой аудитории; - выработать умение формулировать, обосновывать и излагать собственное суждение по обсуждаемому вопросу, умение отстаивать свои взгляды. Семинар - активный метод обучения, в применении которого должна преобладать продуктивно-преобразовательная деятельность студентов. Подготовка семинара начинается с изучения преподавателем исходной документации, определения (уточнения) целей и задач семинара, времени подготовки слушателей. Особенности подготовки преподавателя и обучающихся к проведению семинарского занятия. Подготовка семинара начинается с изучения преподавателем исходной документации, определения (уточнения) целей и задач семинара, времени подготовки слушателей. В зависимости от избранной методики проведения семинара план может иметь различную структуру. Несмотря на это, в качестве обязательных его компонентов выступают: тема, дидактические и воспитательные цели занятия, организационно-методические указания, учебные вопросы, подлежащие рассмотрению, темы докладов, сообщений, рефератов, рекомендованная литература. Если семинар проводится методом развернутой беседы, вопросы плана семинара должны удовлетворять следующим требованиям: - быть проблемными по форме, т. е. вскрывать какие-то важные для данной темы противоречия, охватывать суть проблемы и в то же время быть не слишком широкими, строго очерченными в своих границах; - не повторять дословно формулировки соответствующих пунктов плана лекции и программы курса, учитывать научную и профессиональную направленность студентов, - должны полностью охватывать содержание семинарской темы или тот аспект, который выражен в формулировке обсуждаемой проблемы; - формулировка вопроса должна побуждать обучающихся к работе с первоисточниками. Особенности работы преподавателя в период подготовки к семинару. Заблаговременная выдача плана семинара - залог успешной подготовки к нему каждого студента На первом этапе необходимо по плану семинара уяснить тему, цель и вопросы, вынесенные на семинар. Второй этап подготовки к семинару включает работу по сбору и ознакомлению с рекомендованной литературой Третий этап - включает глубокое изучение источников Четвертый (заключительный) этап предусматривает углубленную работ} с конспектом. Расчет времени. Разумеется, для двухчасового и четырехчасового семинара расчет будет различным. При этом преподаватель ориентировочно исходит из того, что в ходе семинара время расходуется: на вступительное слово - не более 5 минут; основной доклад одного из студентов - до 15-20 минут; выступления с мест - до 10 минут; постановку новых вопросов, исправление допущенных обучающимися неточностей и ошибок, заключительное слово по всему семинару в пределах 25-30 минут. Важное значение в решении дидактических задач, определенных преподавателем на предстоящее занятие, имеет сама организация проведения семинара. Вступительное слово преподавателя должно быть не только кратким, но и энергичным, мобилизующим, проблемным. Это своего рода установка на мобилизацию внимания. Чтобы нацелить студентов на активное обсуждение вопросов темы, вступительное слово (введение), на наш взгляд, должно отвечать определенным требованиям, а именно: - по содержанию указывать на связь с предшествующей темой и с курсом в целом; - подчеркивать научную направленность рассматриваемой проблемы, связь с практикой; - указывать на связь с профессиональной подготовкой обучающихся; - по форме демонстрировать предельный лаконизм, логическую стройность и тем самым обеспечивать высокую эмоционально-психологическую деятельность. Выступления студентов по вопросам семинара могут быть представлены в виде: реферата, доклада или сообщения, отличающихся прежде всего по глубине проработки, рассматриваемого вопроса. Хотя в целом четкую грань между ними провести очень трудно. Реферат - краткое изложение в письменной или устной форме содержания изученных обучающимся произведений, монографий, статей периодической печати, а также личного опыта в рассматриваемой области. Доклад и сообщение - это краткое выступление студентов по одному из рассматриваемых вопросов на основе обобщения всего изученного материала. Важное значение при проведении семинарского занятия имеет этика дискуссии и полемики. Заключительное слово преподавателя определяется содержанием семинара и может содержать следующее - оценку выступлений каждого студента и группы в целом; - оценку уровня обсуждения вопросов в целом; - краткое содержание существа обсуждаемых проблем, их теоретическое и методическое значение; - ответы на вопросы, которые не получили должного освещения в ходе семинара; - оценку сильным и слабым сторонам выступлений, не забывая отметить яркую и самостоятельную мысль или выступление кого-либо из обучающихся если оно того заслуживает; - рекомендации желающим ознакомиться с дополнительной литературой; - пожелания по подготовке к очередному семинару.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |