Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, особенности подготовки, организации и проведения семинара в вузе




Семинар - один из ос­новных методов обсуждения учебного материала в высшей школе. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разде­лам) учебной программы.

В практике работы высших учебных заведений в основном культивируются три типа семинаров:

• способствующие углубленному изучению определенного систематического курса;

• способствующие изучению отдельных основных или наибо­лее важных тем (проблем) курса:

• семинары исследовательского характера с независимой от лекций тематикой (спецсеминары).

Семинар в вузе является групповым заня­тием под руководством преподавателя, его основные задачи состоят в том, чтобы:

- углубить и закрепить знания, полученные на лекциях и в ходе самостоятельной работы;

- проверить эффективность и результативность самостоятель­ной работы студентов над учебным материалом;

- привить обучающимся навыки поиска, обобщения и изложе­ния учебного материала в студенческой аудитории;

- выработать умение формулировать, обосновывать и излагать собственное суждение по обсуждаемому вопросу, умение отстаивать свои взгляды.

Семинар - активный метод обучения, в применении которого должна преобладать продуктивно-преобразовательная деятельность студентов. Подготовка семинара начинается с изучения преподавателем исходной документации, определения (уточнения) целей и задач се­минара, времени подготовки слушателей.

Особенности подготовки преподавателя и обу­чающихся к проведению семинарского занятия. Подготовка семинара начинается с изучения преподавателем исходной документации, определения (уточнения) целей и задач се­минара, времени подготовки слушателей.

В зависимости от избранной методики проведения семинара план может иметь различную структуру. Несмотря на это, в качестве обязательных его компонентов выступают: тема, дидактические и воспитательные цели занятия, организационно-методические указа­ния, учебные вопросы, подлежащие рассмотрению, темы докладов, сообщений, рефератов, рекомендованная литература.

Если семинар проводится методом развернутой беседы, вопросы плана семинара должны удовлетворять сле­дующим требованиям:

- быть проблемными по форме, т. е. вскрывать какие-то важ­ные для данной темы противоречия, охватывать суть проблемы и в то же время быть не слишком широкими, строго очерченными в своих границах;

- не повторять дословно формулировки соответствующих пунктов плана лекции и программы курса, учитывать научную и про­фессиональную направленность студентов,

- должны полностью охватывать содержание семинарской те­мы или тот аспект, который выражен в формулировке обсуждаемой проблемы;

- формулировка вопроса должна побуждать обучающихся к ра­боте с первоисточниками.

Особенности работы преподавателя в период подготовки к семинару. Заблаговременная выдача плана семинара - залог успешной подготовки к нему каждого студента

На первом этапе необходимо по плану семинара уяснить тему, цель и вопросы, вынесенные на семинар. Второй этап подго­товки к семинару включает работу по сбору и ознакомлению с реко­мендованной литературой Третий этап - включает глубокое изуче­ние источников Четвертый (заключительный) этап предусматрива­ет углубленную работ} с конспектом.

Расчет времени. Разумеется, для двухчасового и четырехчасо­вого семинара расчет будет различным. При этом преподаватель ори­ентировочно исходит из того, что в ходе семинара время расходуется: на вступительное слово - не более 5 минут; основной доклад одного из студентов - до 15-20 минут; выступления с мест - до 10 минут; поста­новку новых вопросов, исправление допущенных обучающимися не­точностей и ошибок, заключительное слово по всему семинару в пре­делах 25-30 минут.

Важное значение в решении дидактических задач, определен­ных преподавателем на предстоящее занятие, имеет сама организа­ция проведения семинара.

Вступительное слово преподавателя должно быть не только кратким, но и энергичным, мобилизующим, проблемным. Это своего рода установка на мобилизацию внимания.

Чтобы нацелить студентов на активное обсуждение вопросов темы, вступительное слово (введение), на наш взгляд, должно отве­чать определенным требованиям, а именно:

- по содержанию указывать на связь с предшествующей темой и с курсом в целом;

- подчеркивать научную направленность рассматриваемой проблемы, связь с практикой;

- указывать на связь с профессиональной подготовкой обу­чающихся;

- по форме демонстрировать предельный лаконизм, логиче­скую стройность и тем самым обеспечивать высокую эмоционально-психологическую деятельность.

Выступления студентов по вопросам семинара могут быть представлены в виде: реферата, доклада или сообщения, отличающих­ся прежде всего по глубине проработки, рассматриваемого вопроса. Хотя в целом четкую грань между ними провести очень трудно.

Реферат - краткое изложение в письменной или устной форме содержания изученных обучающимся произведений, монографий, статей периодической печати, а также личного опыта в рассматривае­мой области.

Доклад и сообщение - это краткое выступление студентов по одному из рассматриваемых вопросов на основе обобщения всего изученного материала.

Важное значение при проведении семинарского занятия имеет этика дискуссии и полемики.

Заключительное слово преподавателя определяется содер­жанием семинара и может содержать следующее

- оценку выступлений каждого студента и группы в целом;

- оценку уровня обсуждения вопросов в целом;

- краткое содержание существа обсуждаемых проблем, их тео­ретическое и методическое значение;

- ответы на вопросы, которые не получили должного освеще­ния в ходе семинара;

- оценку сильным и слабым сторонам выступлений, не забывая отметить яркую и самостоятельную мысль или выступление кого-либо из обучающихся если оно того заслуживает;

- рекомендации желающим ознакомиться с дополнительной литературой;

- пожелания по подготовке к очередному семинару.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4225; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.