КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности организации учебных занятий с использованием различных форм обучения
Рассмотрим некоторые из наиболее часто применяемых в вузовской педагогической практике форм и методов проведения игровых занятий. Среди них ведущее место занимают деловые игры. Деловая игра - одна из наиболее сложных форм игровых занятий, в процессе которых имитируется коллективная профессиональная деятельность. Чтобы представить широту и многообразие методических возможностей применения деловых игр в учебном процессе, приведем их классификацию по двум наиболее характерным признакам. По характеру моделируемых ситуаций. 1. Игра с соперником (борьба сторон). Моделируются процессы управления в условиях взаимовлияющего поведения или воздействия друг на друга различных систем. 2. Игра с природой. Моделируется процесс управления в условиях вероятностного поведения окружающей среды или управляемого объекта. 3. Игра тренировка. Моделируется процесс управления системой в динамике самопроизвольного развития ситуации По характеру игрового процесса. 1.Отношения между играющими группами обучающихся носят характер противоборства. Действие одной группы прямо или косвенно влияет на действие другой группы 2. Разыгрывается взаимодействие между группами 3. Состязание. Группы студентов между собой не связаны, играют независимо друг от друга 4. Игры с применением автоматизированных обучающих устройств и систем (запрограммированные игры). От других форм игровых занятий деловые игры отличаются следующими наиболее важными признаками, характеризующими их дидактические свойства. 1. Наличие важной социально-экономической или социально-психологической проблемы, 2. Наличие общей цели для всего игрового коллектива и вместе с тем возможность каждому участнику игры своими действиями влиять на достижение конечного результата 3. Наличие информационной неопределенности, различного рода сбоев, отклонений, осложнений, неполадок в обстановке как и в реальной жизни. 4. Принятие и реализация в процессе игры определенной последовательности решений, каждое из которых зависит от решения, принятого данным участником на предыдущем этапе (шаге), и от действий других участников. 5. Наличие и необходимость развитой системы стимулирования, реализующей следующие основные функции: а) побудить каждого из участников игры действовать как в жизни, на пределе своих интеллектуальных возможностей; б) подчинить в случае необходимости интересы того или иного участника игры общей цели коллектива; в) обеспечить объективную оценку личного вклада каждого участника игры в достижение общей цели, общего результата деятельности игрового коллектива Под деловой игрой понимается процесс выработки и принятия решения в условиях поэтапного многошагового уточнения необходимых факторов, анализа информации, дополнительно поступающей и вырабатываемой на отдельных шагах в ходе игры. Деловые игры, используемые в учебном процессе, обладают широкими дидактическими возможностями, поскольку они обеспечивают: - закрепление и комплексное применение знаний, полученных при изучении разных дисциплин - развитие навыков эффективного управления реальными процессами, в том числе с помощью современных - развитие навыков эффективного управления реальными процессами, в том числе с помощью современных освоение особенностей коллективной профессиональной деятельности При разработке деловой игры особое значение имеет выбор целей и объекта игры. Совокупность основных документов, инструкций и описаний по игре представляют в виде методической разработки (указаний) для преподавателя. Сборник документов и методических указаний по игре обычно включает титульный лист, на котором указывается: название вуза, название кафедры, учебной дисциплины и игры, коллектив авторов разработчиков и год разработки. Эти выходные данные должны дать исчерпывающее представление, кем и для кого данная игра разработана. Далее следует содержание самой игры, распределяемое обычно по разделам. Первый раздел - тема игры, ее назначение и цели. В этом разделе приводится дидактическое обоснование ее назначения. Второй раздел - исходная информация о деловой игре. Третий раздел - технология проведения игры. Четвертый раздел - формирование групп управления. Содержит инструкции преподавателю. Пятый раздел - система управления игрой. Содержит ряд инструкций игрокам и преподавателям. Шестой раздел - система стимулирования Содержит материалы, позволяющие в ходе игры производить оценку качества решений, Седьмой раздел - разбор игры. Содержит материалы, позволяющие преподавателю подготовить. В приложениях обычно приводятся формы всех используемых документов с необходимыми пояснениями, список. Разновидностью деловой игры являются - профессиональные игры, которые предназначены для развития творческого мышления, формирования практических навыков и умений, выработки индивидуального стиля общения и поведения при коллективном решении задач. Метод анализа конкретных ситуаций как первичная форма игрового обучения. Организация познавательной деятельности студентов в форме анализа конкретных ситуаций имеет ряд разновидностей в зависимости от дидактических целей занятия и контингента обучающихся В их числе разбор "микроситуаций" или казусов по ходу лекции, рассмотрение конфликтных ситуаций, имевших место в реальной действительности, "метод клиники", решение ситуационных задач и т п. В учебной игровой практике метод анализа (разбора) конкретных ситуаций основан на анализе некоторого фиксированного сочетания исходных данных, динамика в таких ситуациях отсутствует. Он является первой и наиболее распространенной формой игрового моделирования, способствует формированию профессиональной интуиции, умения разбираться в нестандартных ситуациях, а также предвидеть возможные последствия тех или иных решений. "Метод клиники" рекомендуется для тренировки обучающихся в решении задач в рамках заранее составленной и известной программы. Он эффективен, если надо исправить какие-то ошибки, наиболее часто допускаемые студентами, помочь им преодолеть трудности. Главным условием успеха в этом случае является постановка задач, непосредственно связанных с их профессиональными интересами. Применяемые в учебном процессе конкретные ситуации классифицируются по различным признакам: по степени новизны (известная, подобная, неизвестная); применяемым в зависимости от метода решения (стандартные, модифицируемые, новые); этапам принятия решений (простые или одношаговые, сложные - многошаговые, требующие для своих решений нескольких последовательных операций); иерархическому уровню принятия решения; специализации (технологические, оперативно-управленческие, экономические. Модификации метода "мозговой атаки" при организации игрового обучения. Метод прямой мозговой атаки используется для решения любых творческих задач, имеющих самую различную форму и содержание. При постановке задачи должны быть четко сформулированы два момента: что в итоге желательно получить или иметь и что мешает получению желаемого? Метод обратной мозговой атаки ориентирован на решение задачи, составления наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта, на который обрушивается ничем не ограниченная критика. Двойная прямая мозговая атака. Суть ее заключается в том, что после проведения первой прямой мозговой атаки делается перерыв от 2 часов до 2-3 дней. Обратная и прямая мозговые атаки проводятся чаще всего для прогнозирования развития техники, выявления и устранения недостатков. Прямую и обратную мозговые атаки используют, как правило, для прогнозирования недостатков технического объекта (класса изделий) или принятой системы управления. Мозговая атака с оценкой идей предназначена для решения сложных конструкторских, технологических и организационных задач. 46. Самостоятельная работа обучающихся в вузе: содержание, особенности организации и проведения. Самостоятельная работа студентов предусматривает, как правило, разработку рефератов, выполнение расчетно-графических задач, вычислительных работ, моделирования и других творческих заданий. Известный ученый академик А. Н. Крылов всю жизнь пропагандировал тезис о том, что основная задача вуза научить умению учиться. Самостоятельная работа обучающихся под руководством преподавателя является одним из видов учебных занятий. Они проводятся в целях приобретения навыков работы над источниками по данной учебной дисциплине. Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя должна быть логически взаимосвязана с другими видами учебных занятий. Нельзя начинать изучение дисциплины (сложной темы) с самостоятельной работы Материал, выделяемый на такие занятия, должен удовлетворять следующим требованиям: • быть изложенным в учебнике достаточно полно и с примерами; наличия достаточного количества литературы, учебных пособий, учебно-методических материалов, образцов техники по избранной тематике является непременным и обязательным условием для успеха таких занятий; • содержать сведения, углубляющие знания, полученные на лекции; • по возможности не вводить новые понятия, а расширять представления уже усвоенных понятий и определений; • содержать проблемные ещё не полностью решённые вопросы; • требовать настойчивой углубленной работы и обдумывания. Обоснуем особенности подготовки преподавателя к проведению самостоятельной работы с обучающимися. Проведению данного вида учебного занятия (как и любого другого) должна предшествовать подготовка как преподавателя, так и студентов. Подготовка к занятию первого начинается с изучения исходной документации, определения (уточнения) целей и задач занятия, времени его проведения. На основе изучения исходной документации у преподавателя должно сложиться четкое представление о том, какой материал студенты должны отработать и с какой степенью определенности. На этой основе педагог разрабатывает задания студентам, которые в принципе могут быть индивидуальными или общими. Задание на самостоятельное занятие должно быть выдано заблаговременно с тем, чтобы обучающиеся имели время на информационный поиск в библиотеке необходимых учебных материалов. В плане проведения занятия методом самостоятельной работы указываются: тема, цель занятия, тезисы вводной (установочной) части; излагаются узловые вопросы, по которым проводится самостоятельная работа, а также определяется порядок и организация мест занятия, объем учебной литературы и порядок подведения итогов. Одно из важнейших требований к плану - это обеспечение индивидуализации обучения. Подготовка аудитории (учебных мест), технических средств обучения, тренажеров, наглядных пособий. Раскроем особенности организации и проведения занятий методом самостоятельной работы под руководством преподавателя. Самостоятельную работу под руководством преподавателя целесообразно строить из трех основных частей: вводная (установочная); собственно самостоятельная работа обучающихся по выполнению предложенного задания (исполнительская) и подведение итогов. Методика достижения конечной цели может определяться преподавателем и включать: последовательность изучения и усвоения учебно-методического материала, пособий, руководств, наставлений, техники. В заключительной части самостоятельной работы преподаватель подводит итоги, сообщает (дает оценку), как работали обучающиеся. Возможен отчет отдельных студентов, их заслушивание по результатам самостоятельной работы. Основная дидактическая цель подведения итогов - научить обучающихся анализировать ход и результаты работы, аргументировать свои выводы, оценивать содержание, рационально планировать учебную деятельность. В целом же ориентация учебного процесса в вузе на самостоятельную работу обучающихся и повышения ее эффективности предполагает: - увеличение часов на самообразование студентов; - организацию постоянных консультаций, выдачу комплектов заданий на самостоятельную работу заранее или поэтапно; - создание учебно-методической и материально-технической базы вуза (учебники, учебные и учебно-методические пособия, компьютерные классы и т. п.), позволяющие самостоятельно осваивать дисциплину; - развитие систем дистанционного и открытого образования; - доступность лабораторий и специальных аудиторий для самостоятельной работы обучающихся; - отмену большей части сложившихся форм практических и лабораторных занятий с целью высвобождения времени на самостоятельную работу и обслуживание консультационных пунктов.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3180; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |