КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Научная организация труда ученого
Наука требует огромного трудолюбия, работоспособности, длительного умственного напряжения. Эти качества существенно влияют как на проведение теоретического, экспериментального исследования, так и на процесс обобщения его результатов, внедрения научных рекомендаций в педагогическую практику. Глубокое изучение работы предшественников - не только дань уважения, признания их вклада в разработку той или иной проблемы, от этого зависит качество разработки проблемы самим исследователем. Максимум работоспособности приходится на месяцы, приближенные к дню рождения. Существует два пика работоспособности: один близок ко дню рождения, второй – через полгода. В течение недели – со вторника по четверг и выходные дни. В течение суток – 4-6 утра, 9-12 дня, 16-18 вечера, 20-21 вечера, 0-1 ночи. Научной работе мешает недостаток времени. Ежедневно 2-3 часа необходимо посвящать работе. Целесообразно начать с изучения нескольких источников - диссертаций, монографий, в которых важное место занимает список литературы. Наука – это непрерывный поиск, столкновение мнений, научных идей. Важно, чтобы это не превращалось в столкновение личностей, а тем более научных коллективов. Иначе под видом развития науки, принципиальной борьбы мнений начинается утонченное сведение личных счетов, ориентация исследователей не на истину, а на межличностные отношения. Все это разъедает науку как ржавчина железо, снижает эффективность научного потенциала, создает конфликтные ситуации, негативно сказывающиеся на научной деятельности, психическом здоровье людей. Причем более развитый в интеллектуальном отношении человек оперирует и более утонченными средствами, приемами нарушения профессиональной этики. Поэтому высокая требовательность к самому себе, к коллегам, профессиональная этика в научно-педагогических коллективах должны быть самого высокого уровня. В процессе научной работы педагог-исследователь вступает в непростые отношения с испытуемыми, коллегами по работе, с учеными, работающими в одной с ним предметной области. И общий итог, эффективность, плодотворность научного исследования в значительной степени зависит от его умения этически правильно построить взаимоотношения с окружающими. Личная организованность, подтянутость, образцовый внешний вид крайне необходимы педагогу. В период исследования он находится в центре внимания людей, на него устремляются сотни глаз, невольно копируя, подражая многим элементам его внешнего вида, поведения. Важно, чтобы этот процесс имел только положительную направленность. 49. Уровни научного исследования. Выделяют 3 уровня: 1) методологический (принципы, методы организации); 2) теоретический (теории разного уровня); 3) эмпирический (реализация конкретного исследования). Методологический уровень – в любом исследовании используются две группы принципов научного исследования: а) общенаучные; б) методологические принципы конкретной науки. Общенаучные философские принципы: 1) принцип системности – реализуются двумя смыслами: а) рассмотрение изучаемого объекта как элемента более общей системы; б) изучение исследуемого объекта как системы составляющих элементов; 2) принцип надежности, достоверности, валидности научных данных (валидность характеризует определенную направленность методов, методик на исследование изучаемого явления; 3) принцип развития – изменение объектов; 4) принцип восхождения от абстрактного к конкретному; 5) принцип детерминизма – поиск факторов наиболее сильно влияющих на изучаемое явление; Принципы конкретной науки: 1) генетический – история, учет источников ходе исследования; 2) принцип систематичности и последовательности: от известного к неизвестному, от простого к сложному, от начального этапа развития к современному состоянию, от явления к сущности; 3) принципы личностного подхода: а) при интерпретации полученных данных необходимо учитывать особенности личности испытуемых; б) подбор методов исследования, экспериментальных методик в соответствии с направленностью личности исследователя. 4) принцип сочетания количественных данных и качественной интерпретации; 5) принцип экономичности исследования реализуется в следующихнапралениях: а) в объеме изучаемого материала (выбора испытуемых в количестве экспериментальных серий, объеме изученных источников; б) количество используемых методов, методик исследования: в) длительность проведения исследования. 50. Эмпирические методы научного исследования. Существует несколько классификаций методов исследования. Наиболее часто методы делятся на две группы: 1) методы экспериментального исследования; 2) методы теоретического исследования. Эмпирические методы – выделяют несколько групп методов: 1) общие методы, к ним относят обобщение опыта, опытную работу, эксперимент; 2) частные методы – наблюдение, опрос, тестирование. Изучение научных источников служит основой для ознакомления фактов, с историей, с формированием научной концепции исследования, обнаружение неизученного, белых пятен. Виды научных источников: 1) печатные издания (монографии, учебные пособия, сборники научных трудов, статьи в журналах, материалы к конференции); 2) рукописные (диссертации, авторефераты, архивные материалы) 3) электронные – электронные ресурсы. Основные задачи – используются для расширения эмпирической базы исследования для уточнения исходной концепции исследования, для уточнения поиска, для проверки объективности теории. Метод изучения документов. Результаты деятельности – законы Конституции, нормативные акты, планы, уставы. К результатам деятельности также относят контрольные работы, тесты, результаты практической деятельности, сценарии. Наблюдение используется в сочетании с другими методами. Это метод состоящий в непосредственном восприятии изучаемого явления с помощью органов чувств или в опосредованном виде через описание других наблюдавших явление людей. Эффективность наблюдений обеспечивается следующими требованиями: 1) четкое определение объекта наблюдения; 2) наличие критериев и четких соответствующих показателей по которым оценивается наблюдаемый объект; 3) определение порядка и способа фиксации результата. Виды наблюдений: По временной организации выделяют: непрерывное и дискретное По объему: широкое, узкое, специальное. По типу связи между наблюдаемым и наблюдателем: включенное и невключенное. Опрос – метод состоит в предъявлении испытуемым группы вопросов и получении ответов. Реализуется в двух формах: а) в виде устного опроса или интервью, б) письменный опрос или анкетирование. Особые требования предъявляются к характеру вопросов: 1) однозначная трактовка вопросов; 2) фиксированное число ответов; 3) вопросы должны быть понятны данной категории испытуемых (возраст, профессия, этническая общность), не допускаются подсказывающие и косвенные вопросы. Метод оценивания (метод компетентных судей, метод независимых экспертов) – предполагает сочетание косвенного наблюдения и опроса, предполагающих к привлечению оценки изучаемых явлений наиболее компетентных специалистов. Изучение и обобщение опыта. Цели данного метода: 1) выявление существующего уровня функционирования изучаемого явления, состояние практики; 2) определение недостатков конкретной практической деятельности; 3) выявление элементов нового, рационального, передового опыта. Опытная работа – это метод предполагающий внесение преднамеренных изменений в реальный процесс с целью получения определенного спланированного эффекта. Она обычно предшествует эксперименту, ее целью является доказательство преимущества внедряемых изменений над существующей практикой. Иногда опытную работу называют пилотажным экспериментом. Эксперимент – это метод состоящий из внесений целенаправленных изменений в реальный процесс или создание наиболее благоприятных условий для его протекания. Характерной чертой эксперимента является запланированное вмешательство исследователя в изучаемое явление. Выделяют несколько этапов эксперимента: 1) мысленный эксперимент; 2) констатирующий этап эксперимента; 3) проверочный или пилотажный эксперимент (проверка экспериментальных гипотез на ограниченной выборке испытуемых); 4) формирующий эксперимент (преобразующий). Корректность эксперимента достается максимальным уравновешиванием условий его проведения.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1142; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |