Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разновидность семинарских занятий в высшей школе




Семинар с элементами проблемности. В семинарах, постро­енных с учетом принципа проблемности, работа обучающихся, на­правляемая преподавателем с помощью специально подобранных проблемных ситуаций, побуждает самостоятельно рассуждать и ак­тивно искать ответы на поставленные вопросы.

Структурными элементами проблемного семинара становятся учебная проблема, проблемная ситуация, проблемный вопрос. Выде­ляя узловые вопросы темы семинара, преподаватель последовательно объединяет их так, чтобы активизировать внимание аудитории, обес­печить совместный поиск решения.

Проблемность вопросов, рассматриваемых на семинаре, может быть обеспечена игровым началом семинара, в основе которого используется реальная ситуация, жизненно важная для будущей дея­тельности специалиста. Поставить проблемный вопрос, создать про­блемную ситуацию не просто.

Проблемные вопросы, используемые в этих случаях, могут быть двух видов. Первый из них ориентирует обучающихся на уясне­ние методологических выводов, вытекающих из содержания рассмат­риваемого на семинаре положения, а также на осмысление историче­ского опыта. Постановка и решение такого рода проблемных вопросов и задач зачастую дает начало учебно-исследовательской работе сту­дентов.

Второй вид проблемных вопросов связан с выработкой у обу­чающихся умений и навыков самостоятельного применения теорети­ческих знаний в качестве методологических принципов для анализа событий и явлений. Этот вид вопросов и задач уже знаменует переход к научно-исследовательской деятельности. В результате появляются доклады, рефераты, исследовательские работы.

Семинар с использованием "сократовского" метода обуче­ния. Семинарские занятия, проводимые в виде "сократовской" бе­седы, являются гибкой формой совместной творческой деятельности преподавателя и обучающихся. Задаваемый педагогом вопрос должен заставлять последних постоянно размышлять, доказывать и отстаи­вать свои позиции, свои мысли.

Семинар с использованием метода "мозговой атаки". Метод "мозговой атаки" ("мозгового штурма") - это макси­мально напряженная творческая мыслительная работа группы людей по решению сложной интеллектуальной задачи в предельно сжатые сроки. Этапы работы участников семинара могут быть следующими:

1. Формулирование проблемы, подлежащей решению, опреде­ление условий коллективной работы

2. "Мозговой атаке" может предшествовать "интеллектуальная разминка" - упражнение в быстром поиске на заранее подготовлен­ные вопросы ответов и в решении нетиповых задач

3. Анализ выдвигаемых идей - изучение анализ сопоставление, оценка, отбор лучших идей экспертами

4. Информация о результатах коллективной работы, оценка наилучших идей и их публичная защита, принятие решения.

Семинар с использованием метода "круглого стола". Дан­ный метод является разновидность диалога. Он требует от преподава­телей или привлекаемых специалистов реализации принципа коллек­тивного обсуждения проблемы, умения соединить элементы доказа­тельства и убеждения в ходе дискуссии. Заблаговременно сообщается тема, время начала, продолжительность семинарского занятия.

Семинар с использованием метода анализа конкретных си­туаций. Метод заключается в том, что на семинарском занятии пре­подавателем создаются конкретные ситуации, взятые из профессио­нальной практики

Стандартная ситуация в определенной мере типична, часто повторяется при одних и тех же обстоятельствах, имеет одни и те же источники, причины; может- носить как положительный, так и отрица­тельный характер.

Критическая ситуация - не типичная для данной профессио­нальной деятельности, как правило, неожиданна - застигает врасплох, разрушает первоначальные расчеты, планы, может нанести мораль­ный и экономический ущерб; требует немедленного вмешательства.

Экстремальная ситуация (или чрезвычайное происшествие) -уникальная, не имеет в прошлом аналогов, требует привлечения неза­планированных материальных и человеческих ресурсов.

Ситуация-иллюстрация представляет собой демонстрацию конкретного примера из практики, в котором проявляются законо­мерности и механизмы действий должностных лиц, типовые алго­ритмы решения технических задач, эффективность использования ме­тодов, приемов руководства, обучения и воспитания. Показанное бе­рется и включается обучающимися в собственный опыт.

Ситуация-упражнение не может быть разрешена без обраще­ния обучающихся к специальным источникам информации, литерату­ре, справочникам или результатам исследовательской работы.

Ситуация-проблема заключает в себе проблемную задачу, ко­торая реально стояла или стоит перед профессиональной практикой.

Ситуация-оценка демонстрирует конкретные события и при­нятые по ним меры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.