КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Разновидность семинарских занятий в высшей школе
Семинар с элементами проблемности. В семинарах, построенных с учетом принципа проблемности, работа обучающихся, направляемая преподавателем с помощью специально подобранных проблемных ситуаций, побуждает самостоятельно рассуждать и активно искать ответы на поставленные вопросы. Структурными элементами проблемного семинара становятся учебная проблема, проблемная ситуация, проблемный вопрос. Выделяя узловые вопросы темы семинара, преподаватель последовательно объединяет их так, чтобы активизировать внимание аудитории, обеспечить совместный поиск решения. Проблемность вопросов, рассматриваемых на семинаре, может быть обеспечена игровым началом семинара, в основе которого используется реальная ситуация, жизненно важная для будущей деятельности специалиста. Поставить проблемный вопрос, создать проблемную ситуацию не просто. Проблемные вопросы, используемые в этих случаях, могут быть двух видов. Первый из них ориентирует обучающихся на уяснение методологических выводов, вытекающих из содержания рассматриваемого на семинаре положения, а также на осмысление исторического опыта. Постановка и решение такого рода проблемных вопросов и задач зачастую дает начало учебно-исследовательской работе студентов. Второй вид проблемных вопросов связан с выработкой у обучающихся умений и навыков самостоятельного применения теоретических знаний в качестве методологических принципов для анализа событий и явлений. Этот вид вопросов и задач уже знаменует переход к научно-исследовательской деятельности. В результате появляются доклады, рефераты, исследовательские работы. Семинар с использованием "сократовского" метода обучения. Семинарские занятия, проводимые в виде "сократовской" беседы, являются гибкой формой совместной творческой деятельности преподавателя и обучающихся. Задаваемый педагогом вопрос должен заставлять последних постоянно размышлять, доказывать и отстаивать свои позиции, свои мысли. Семинар с использованием метода "мозговой атаки". Метод "мозговой атаки" ("мозгового штурма") - это максимально напряженная творческая мыслительная работа группы людей по решению сложной интеллектуальной задачи в предельно сжатые сроки. Этапы работы участников семинара могут быть следующими: 1. Формулирование проблемы, подлежащей решению, определение условий коллективной работы 2. "Мозговой атаке" может предшествовать "интеллектуальная разминка" - упражнение в быстром поиске на заранее подготовленные вопросы ответов и в решении нетиповых задач 3. Анализ выдвигаемых идей - изучение анализ сопоставление, оценка, отбор лучших идей экспертами 4. Информация о результатах коллективной работы, оценка наилучших идей и их публичная защита, принятие решения. Семинар с использованием метода "круглого стола". Данный метод является разновидность диалога. Он требует от преподавателей или привлекаемых специалистов реализации принципа коллективного обсуждения проблемы, умения соединить элементы доказательства и убеждения в ходе дискуссии. Заблаговременно сообщается тема, время начала, продолжительность семинарского занятия. Семинар с использованием метода анализа конкретных ситуаций. Метод заключается в том, что на семинарском занятии преподавателем создаются конкретные ситуации, взятые из профессиональной практики Стандартная ситуация в определенной мере типична, часто повторяется при одних и тех же обстоятельствах, имеет одни и те же источники, причины; может- носить как положительный, так и отрицательный характер. Критическая ситуация - не типичная для данной профессиональной деятельности, как правило, неожиданна - застигает врасплох, разрушает первоначальные расчеты, планы, может нанести моральный и экономический ущерб; требует немедленного вмешательства. Экстремальная ситуация (или чрезвычайное происшествие) -уникальная, не имеет в прошлом аналогов, требует привлечения незапланированных материальных и человеческих ресурсов. Ситуация-иллюстрация представляет собой демонстрацию конкретного примера из практики, в котором проявляются закономерности и механизмы действий должностных лиц, типовые алгоритмы решения технических задач, эффективность использования методов, приемов руководства, обучения и воспитания. Показанное берется и включается обучающимися в собственный опыт. Ситуация-упражнение не может быть разрешена без обращения обучающихся к специальным источникам информации, литературе, справочникам или результатам исследовательской работы. Ситуация-проблема заключает в себе проблемную задачу, которая реально стояла или стоит перед профессиональной практикой. Ситуация-оценка демонстрирует конкретные события и принятые по ним меры.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |