КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гуманитарные образовательные технологии
Логика научного исследования. Выделяют два подхода к построению логики научного исследования: инвариантный и вариативный. Инвариантная логика включает в себя: 1) определенные научные проблемы; 2) доказательство актуальности ее; 3) вытекание объекта и предмета исследования; 4) формулирование цели и задач исследования; 5) выдвижение гипотезы; 6) построение плана исследования; 7) выбор методов и методик исследования; 8) осуществление намеченного плана по ходу исследования; 9) корректирование плана по ходу исследования; 10) получение результатов подтверждающих или опровергающих гипотезу; 11) формулирование выводов, рекомендаций. Вариативная логика предполагает разработку плана последовательности научного исследования по конкретной проблеме (для каждого исследования уникальна). Она формулируется как совокупность, последовательность вопросов и варианты ответов на них, определяющие путь исследования: представив конечный результат исследования надо определить какие знания необходимы, чтобы получить этот результат и где эти знания можно добыть. Гуманитарные технологии не есть новое явление в истории человечества, просто на фоне расцвета так называемого научно-технического прогресса они ушли в тень, но всегда хранились в неявном виде в литературе, искусстве, философии, политике, образовании (Е. Л. Мезенцев). Именно сегодня проявилась острая потребность общества в гуманитарных технологиях, что связано, возможно, со стремительными изменениями, происходящими в обществе, точно охарактеризованными Е. И. Князевой и С. П. Курдюмовым следующим образом: «В особых состояниях неустойчивости социальной среды действия каждого отдельного человека могут влиять на макросоциальиые процессы. Отсюда вытекает необходимость осознания каждым человеком огромного груза ответственности за судьбу всей социальной системы, всего общества». Именно вовлеченность субъекта в процесс принятия решения есть единственный способ эффективного влияния на человека, по мнению П. Г. Щед ровицкого, так как сегодня люди слишком сложны, слишком информированы, чтобы руководствоваться простыми мотивами в принятии решений. Совершенно очевидно, что система образования, реализующая гуманитарные (т е. направленные на человека) процессы становления и развития личности человека в образовательном процессе, не может не обратиться к феномену гуманитарных технологий. Это обусловлено становлением качественно нового этапа развития профессионального образования, когда возникает потребность в выработке общепедагогической платформы деятельности вуза; в развитии потребности в знаниях об организации образовательного процесса у руководителей предприятий, общественных деятелей, т. е. у профессионалов сферы «человек — человек»; в укреплении экспертной функции образовательных учреждений в оценке инновационных процессов в социальной сфере. В современном научном знании имеются как узкое понимание гуманитарных технологий (например, PR или политтехнологии и манипулятивные методики ресурсами), так и широкое, размывающее понятийные границы — как программы, имеющие ориентации на человека. Второе понимание смысла рассматриваемого феномена представляет интерес с точки зрения разрабатываемой концепции, поэтому обозначим уже существующие позиции. Гуманитарные технологии есть совокупность технологий влияния. Это технологии мягкого человечного влияния, технологии социальной инженерии. Эти технологии создают условия для конвенциональной социальной игры. Это влияние нужно затем, чтобы преобразовать нынешнее общество в общество открытое, обращенное к своей истории и своему будущему, перспективное пространство и пригодную для жизни среду, чтобы преобразовать это общество в образованное и увлеченное новой социальной игрой, где создаются положительные жизненные стратегии, приводящие к успеху.Гуманитарные технологии — систематизация, соорганизация и упорядочение в пространстве и во времени компонентов целенаправленной коллективной деятельности людей на основе современного гуманитарного знания. Согласно В. В. Мац-кевичу и П. Г. Щедровицкому, составляющими гуманитарной технологии являются «особые» нематериальные элементы: различного типа знания, идеи, схемы, конструкты, знаковая среда (реклама, продукты СМИ и др.), квалификации, человеческая психика, время, доверие, ответственность, авторитет, авторское право и т. п. Гуманитарная технология — разновидность социальных технологий^ основанная на практическом использовании знаний о человеке в целях создания условий для свободного и всестороннего развития личности. Таким образом, под гуманитарными технологиями можно понимать технологии влияния на общество, на человека. Так, в открытом пространстве коммуникации через определенные группы влияния и средства массовой информации (с помощью гуманитарных технологий, т. е. мягких технологий воздействия на человека) продвигаются новые формы деятельности, которые «прорастают» в непосредственные стратегические государственные проекты и управленческие структуры государства, в корпоративные проекты и различные кампании. Зачастую это качество влияния усиливается, переходя в манипулирование. Манипуляция понимается как вид воздействия, выполненного достаточно искусно, чтобы возбудить у человека намерения, не совпадающие с его существующими на данный момент желаниями. Е Л Доценко приводит основные признаки воздействия: 1) это одна из двух сторон единого процесса взаимодействия; 2) при рассмотрении воздействия в расчет принимается лишь одностороннее влияние, включенное в состав целостного взаимодействия; 3) результатом воздействия выступают некоторые изменения в психических характеристиках или состоянии адресата воздействия. Е. Л. Доценко утверждает, что манипуляция (а не жесткое давление, например, или ограничение) нужна именно для того, чтобы неизбежное давление облечь в более мягкие формы, чтобы пощадить достоинство и самолюбие. Во-первых, формирующее воздействие может быть минимально манипулятивным, если оно соответствует личности в целом, а не направлено на отдельные особенности.Во-вторых, опасность насильственного нормирования жизнедеятельности можно снизить путем взращивания способности становиться в рефлексивную позицию по отношению к предлагаемым для усвоения нормам. От педагога требуется умение ставить обучающегося в рефлексивную и диалогическую позицию по отношению к самому себе.В-третьих, нормирование и стандартизация могут быть заметно смягчены, если не требовать безусловного принятия. Воспитание в этом смысле есть обучение условностям.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |