Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Целеполагание учебного материала как важнейший этап проектирования технологии обучения




Под проектировани­ем, как видом профессиональной деятельности педагога, следует понимать разработку им соответствующего проекта технологии обу­чения - дидактического описания педагогической системы, реализа­ция которой предполагается в рамках учебного процесса. Конструк­тивная деятельность преподавателя связана с отбором, композици­ей, разработкой учебного материала, т.е. созданием материального основания для осуществления разработанного проекта на практике

Под профессионально-ориентированной технологией обу­чения следует понимать технологию, обеспечивающую формирование у обучающихся.

Педагогическая практика показывает, что при проектировании и конструировании профессионально-ориентированной технологии обучения наиболее целесообразным является следующий алгоритм действий преподавателя:

- определение диагностических целей обучения - описание в измеримых параметрах ожидаемого дидактического результата;

- обоснование содержания обучения в контексте будущей про­фессиональной деятельности специалиста;

- выявление структуры содержания учебного материала, его информационной емкости, а также и системы смысловых связей меж­ду его элементами;

- определение требуемых уровней усвоения изучаемого мате­риала и исходных уровней обученности студентов;

- разработка процессуальной стороны обучения: представление профессионального опыта, подлежащего усвоению обучающимися в виде системы познавательных и практических задач;

- поиск специальных дидактических процедур усвоения этого опыта - выбор организационных форм, методов, средств индивиду­альной и коллективной учебной деятельности;

- выявление логики организации педагогического взаимодей­ствия с обучающимися на уровне '"субъект-субъектных" отношений с целью переноса осваиваемого опыта на новые сферы деятельности;

- выбор процедур контроля и измерения качества усвоения программы обучения, а также способов индивидуальной коррекции учебной деятельности.

Объем указанной выше работы не все­гда под силу одному педагогу, даже обладающему хорошей теорети­ческой подготовкой и имеющему большую педагогическую практику. Как правило, это коллективный труд группы преподавателей, рабо­тающих в одной предметно-методической секции (комиссии), совме­стно преподающих учебную дисциплину или смежные с ней.

Первым и наиболее ответственным этапом проектирования и конструирования ТО, от которого зависит результативность всего ди­дактического процесса, является этап целеполагания. Он заключает­ся в определении педагогом целей обучения. Под результативностью в данном случае понимается степень достижения обучающимися этих целей, трансформированных в систему значимых профессиональных умений и навыков, которые должны быть сформированы у выпускни­ка вуза.

Целеполагание всегда рассматривалось как важнейшая катего­риальная характеристика дидактического процесса. Исследованию этой проблемы уделяли особое внимание такие ученые-педагоги как Ю.К. Бабанский,В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, В.В. Краевский, В.А. Сластенин.

Постановка цели включает в себя элемент планирования, пред­видения способов выполнения действий. Цель - это проект действия, определяющий характер и системную упорядоченность различных ак­тов и операций. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему.

Сформулируем основные требования, предъявляемые к це­лям обучения. Они должны быть жизненно необходимыми, реально достижимыми, точными, проверяемыми, систематизированными и полными без избыточности, т.е. должны быть диагностичными.

Диагностичность постановки означает, что дано настолько точное описание формулируемого качества, что его можно безоши­бочно отдифференцировать от любых других качеств, имеется способ, "инструмент", критерий для однозначного выделения диагностируе­мого качества, существует шкала его оценки, опирающаяся на резуль­таты измерения.

Жизненная необходимость означает, что цели не придумыва­ются и задаются, а требуются, заказываются. Специалист, вышедший из учебной аудитории в жизнь, должен быть готов действовать, ре­шать задачи, а не только пересказывать содержание учебных текстов.

Реальная достижимость целей связана с условиями обучения, с материальной базой вуза Если по какой-либо причине условия не­удовлетворительные, то цели придется снижать до реальных

Точность определения целей необходима для разработки со­держания, методов, средств и форм обучения, а также контроля ре­зультатов, которые должны удовлетворять требованиям жизни По­этому цели не только называются, но и характеризуются различными параметрами (правильность, время решения задач, возможность поль­зоваться справочником и др.)

Проверяемость означает, что не годятся расплывчатые форму­лировки целей, их нужно указывать конкретно что уметь, на каком уровне и т п

Систематизированность и полнота без избыточности связа­ны с целостностью учебной дисциплины (не набор разрозненных це­лей, а система), с ее определенным местом в учебном плане подготов­ки специалиста Это - дополнение и суммарный итог всех требований

Не менее важное значение для педагога имеет задание цели обучения применительно к смысловой части учебной дисципли­ны, охватывающей содержание темы. Дело в том, что именно тема является наиболее характерной смысловой частью практически лю­бой вузовской дисциплины, овладение которой позволяет получить требуемые знания, приобрести необходимые навыки и умения, выра­ботать значимые профессиональные качества личности будущего спе­циалиста.

В соответствии с деятельностной концепцией обучения цель (или цели) изучения темы, как правило, формулируются в умениях выполнять действия на требуемом уровне их усвоения. Это нацелива­ет преподавателя и обучающегося на конкретное овладение изучае­мым материалом

В качестве рекомендаций преподавателю по диагностической постановке целей обучения можно предложить использование глаго­лов в неопределенной форме. Они позволяют характеризовать внешне наблюдаемые действия обучающихся, ведущие к определению легко опознаваемого результата. К таким глаголам относятся следующие: воспроизвести, вы­брать, выделить, выразить, высказать, вычислить, записать, интерпре­тировать, использовать, модифицировать, назвать, объяснить, обоб­щить, обозначить, опознать, оценить, перевести, пересказать, пере­числить, преобразовать, подсчитать, применить

Цели занятия могут быть сформулированы сле­дующим образом - в ходе занятия научить обучающихся: формулиро­вать собственное мнение по данной проблеме, решать определенный класс профессиональных (математических, физических) задач, ис­пользовать математический аппарат, систематизировать представлен­ные сведения, воспроизводить по памяти фрагменты занятия, объяс­нять суть происходящего, обобщать, анализировать, оценивать и т.д.

Максимальная конкретизация (детализация) преподавателем целей организации работы обучающихся позволяет описать результат их познавательной деятельности настолько подробно, что это описа­ние подводит к способу контроля (оценки) - как текущего так и итого­вого.

Задание цели изучения темы завершается определением тре­буемого уровня ее усвоения, то есть, умения выполнять сложное дейс­твие (деятельность) с определенной степенью самостоятельности. Ес­ли тема является базовой только для данной учебной дисциплины, то в этом случае преподаватель сам определяет уровень усвоения рас­сматриваемой темы. Процесс обучения, как любой вид человеческой деятельности, характеризуется определенным соотношением категорий: цель - средство - результат. Цель может стать силой, изменяющей действи­тельность, только во взаимодействии с соответствующими средства­ми, необходимыми для ее практической реализации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.