Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационные технологии обучения в вузе




Информационный поиск в научной и научно-методической ли­тературе, посвященной проблемам информатизации высшего профес­сионального образования (работы Б.С. Гершунского, О.А. Козлова, О.П. Околелова, И.В Роберт, Ю.М. Цевенкова, В.Ф. Шолоховича и др.) показал, что однозначного толкования понятия информацион­ная технология обучения.В различных источниках наряду с данным по­нятием можно встретить такие однопорядковые синонимические вы­ражения как "новые информационные технологии" (НИТ), "техноло­гии компьютерного обучения", "компьютерные педагогические тех­нологии"

Приход в вузы новых аппаратных и программных средств, на­ращивающих возможности компьютера, переход в разряд анахрониз­ма понимания его как вычислителя, постепенно привели к вытесне­нию термина "компьютерные технологии" понятием "информацион­ные технологии". Последние характеризуются средой, в которой осу­ществляются, и компонентами, которые она содержит: техническая среда (вид используемой техники для решения основных задач); про­граммная среда (набор программных средств); предметная среда (со­держание конкретной предметной области науки, техники, знания); технологическая (методическая) среда (инструкции, порядок пользо­вания, оценка эффективности и др.).

Выделяют два подхода. В рамках первого из них предлагается рассматривать информацион­ную технологию обучения как дидактический процесс, организован­ный с использованием совокупности внедряемых (встраиваемых) в систему обучения принципиально новых средств и методов обработки данных (методов обучения), представляющих целенаправленное соз­дание, передачу, хранение и отображение информационных продук­тов (данных, знаний, идей) с наименьшими затратами и в соответст­вии с закономерностями познавательной деятельности обучающихся. В рамках второго речь идет о создании определенной технической среды обучения, в которой ключевое место занимают используемые информационные средства.

Под информационной техноло­гией обучения предлагается понимать дидактический процесс с при­менением целостного комплекса компьютерных и других средств об­работки информации, позволяющий на системной основе организо­вать оптимальное взаимодействие между преподавателем и обучаю­щимися с целью достижения гарантированного педагогического ре­зультата. Следует заметить, что информационная технология обуче­ния может рассматриваться не только как процесс, но и как результат ее проектирования педагогом.

С точки зрения классификации информационных технологий обучения, в которых в качестве основных средств обучения исполь­зуются педагогические программные продукты, несомненный интерес представляет подход, предложенный В.Г. Домрачевым и И.В. Ретин-ской в основу которого положена дидактическая направленность на­званных технологий.

С данных позиций информационные технологии обучения предложено различать: по способу получения знаний; по степени ин­теллектуализации; по целям обучения; по характеру управления по­знавательной деятельностью пользователей в компьютерной обу­чающей программе.

По способу получения знаний предлагается различать деклара­тивные и процедурные способы получения знаний. Технологии декла­ративного типа ориентированы на предоставление и проверку знаний в виде порций информации.

Технологии процедурного типа строятся на основе различных моделей, которые позволяют в ходе учебного процесса по­лучать знания по конкретной изучаемой предметной области.

По степени интеллектуализации информационные технологии обучения условно подразделяются на два вида: системы программи­рованного обучения и интеллектуальные обучающие системы. Систе­мы программированного обучения предполагают получение обучаю­щимися порций информации (текстовой, графической, видео - все за­висит от технических возможностей) в определенной после­довательности и контроль ее усвоения в заданных узлах учебного курса. Интеллектуальные обучающие системы характеризуются такими особенностями, как адаптация к знаниям и особенностям пользовате­лей, гибкость процесса обучения, выбор оптимального учебного воз­действия, определение причин совершаемых ошибок. Для реализации этих особенностей применяются методы и технологии искусственного интеллекта.

По целям обучения информационные технологии предлагается разбить на следующие два вида: обучение навыкам использования конкретных методов в практической деятельности, получение и сис­тематизация различных фактических данных; обучение анализу ин­формации, ее систематизации, творчеству, методике проведения ис­следования.

По характеру управления познавательной деятельностью обу­чающихся при работе с педагогическими программными продуктами они разделяются на линейные, разветвленные, ветвящиеся, а также программы, содержащие все указанные признаки - комбинированные.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2006; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.