КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные структурные блоки педагогической инноватики
Понятие педагогической инновации. Учебно-воспитательный процесс и система образования в целом нуждаются в непрерывном обновлении, в распространении и развитии научно-педагогического творчества. А, в конечном итоге, в особой отрасли научно-педагогического знания – педагогической инноватике. Педагогическая инноватика – это педагогическая теория инновационных процессов. Понятие «инновация» отождествляется с понятиями «нововведение», «новшество», «реформирование», а, в более широком смысле – всякое изменение в системе образования. Основоположниками исходных понятий теории инноваций считаются немецкие ученые Зомбарт и Метчерлих и австрийский экономист Шумпетер, которые применяли их в связи с социально-экономическими и технологическими процессами. Затем эти понятия стали использоваться и в педагогических работах. Сейчас можно говорить о педагогической инноватике, как учении о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом, а также использовании и применении на практике. В данном определении указывается на единство процессов создания, освоения и применения педагогических новшеств. Это характеризует в целом предмет педагогической инноватики. Инновационные процессы в системе образования – это процессы создания, освоения, применения педагогических новшеств, которые и должна изучать педагогическая инноватика. Педагогическая инноватика – это дисциплина, возникшая на стыке ряда наук: общей инноватики, методологии, теории и истории педагогики, психологии, социологии, экономики народного образования и т.д. Педагогическая инноватика – это одна из фундаментальных дисциплин, создание которой существенно ускорить процессы обновления системы образования. Педагогическая инноватика включает основных три блока теорий и принципов: 1) педагогическая неология – учение о создании нового в системе образования и педагогической науке; 2) педагогическая аксиология – учение о педагогических ценностях, о восприятии нового социально-педагогическим сообществом; 3) педагогическая праксиология – теория применения педагогических новшеств, теория внедрения. В первом блоке систематизируются, обобщаются и развиваются научные, экспериментальные и опытные данные о процессе научно-педагогического творчества, его особенностях и главных результатах. Во втором блоке раскрывается специфика оценки и освоения педагогическим сообществом того, что возникает в педагогической теории и педагогической практике. В третьем блоке происходит осмысление практики применения педагогических новшеств. Таким образом, в педагогической инноватике в целом отражаются в единстве ранее разъединенные в теории и на практике процессы: 1) создания и открытия нового (новых педагогических идей, фактов, концепций, теорий и методов и т.д.); 2) их сравнительные оценки в соответствии с имеющейся в обществе системой педагогических ценностей, освоения (принятия в систему ценностей, или отрицания); 3) внедрения. Ранее эти процессы воспринимались часто, как изолированные, автономные. Педагогическая инноватика позволяет их увидеть, понять и использовать в единстве, в этапном развитии. Создание нового в педагогике имеет свои особенности, связанные с неповторимостью личности учителя, с особенностями класса, школы и т.д. Специфичны и процессы восприятия нового в педагогической науке и педагогической практике. Здесь наиболее сложно идут процессы объективной оценки со стороны науки – новаторского педагогического опыта, с одной стороны, а с другой – оценка и принятие практиками того, что делает педагогическая наука. Теоретическое обобщение такого рода процессов – актуальная научная задача. Эти и другие задачи должна ставить и решать педагогическая инноватика. Типология педагогических и инновационных процессов может строиться на разных основаниях. В основе ее могут быть: 1) типы учебных заведений, где эти процессы реализуются (школы, колледжи, вузы и т.д.); 2) глубина и широта, вносимых в педагогическую действительность изменений (локальных, широкомасштабных, сущностных, несущностных и др.); 3) характер протекания изменений (взрывные, спокойные, быстрые, медленные и т.д.); 4) отношения к сознательной деятельности (стихийные и сознательно управляемые). Возможны и другие основания. В первом блоке ведущее понятие – педагогическое новшество; во втором – педагогическое сообщество; в третьем – применение педагогических новшеств. В систему понятий входит и понятие «общественной инновационной среды», в окружении которой происходят инновационные процессы. Это понятие предполагает раскрытие его в трех аспектах: социально-экономическом, психологическом и организационно-управленческом. Эти аспекты характеризуют разные условия протекания данных процессов и тот общий социальный климат, который либо благоприятствует, либо мешает этим процессам. Целостную характеристику инновационного процесса дают понятия «жизненный цикл», «противоречия в инновационных процессах и пути их разрешения», «инноваторы в системе образования», «центры педагогических инноваций», «принципы управления инновационными принципами». Жизненный цикл новшества. 1) зарождение – осознание потребности и возможности изменения, поиск новшества, разработка идеи, создание модели или опытного образца; 2) освоение – внедрение в объект, эксперимент; 3) диффузия – многократное повторение на других объектах; 4) рутинизация – новшество полностью реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов; 5) устаревание – постепенное исчерпание возможностей, появление альтернативных новшеств. Когда инновация является возвратной (незвершенной) – то такая инновация называется инновационной патологией.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |