Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опыт М.Монтессори




В Италии широко известен опыт педагога-антрополога Марии Монтессори (1870 – 1952). Она разработала педагогическую систему, в основу которой положена гипотеза о том, что каждый ребенок от рождения наделен одному ему присущим потенциалом развития, который может быть реализован только в собственной деятельности ребенка. Задача педагога – создать среду, облегчающую ребенку раскрытие собственного потенциала, и позволить ему свободно действовать в этой среде, познавая через нее и окружающий мир. Среда строится с учетом возрастных особенностей ребенка на каждом этапе его развития. М. Монтессори в процессе медицинского эксперимента выявила особо чувствительные к внешним воздействиям возрастные этапы в развитии ребенка, так называемые сензитивные периоды, значимые для каждого человека. Временные рамки этих периодов крайне ограниченны, и поэтому важно не упустить момента и возможности использования воспитателем различных развивающих методов именно в данные периоды.

М. Монтессори определила три этапа в развитии ребенка от 3 до 12 лет.

Первый этап – до 6 лет: ребенок – строитель самого себя. Это – период «впитывающего» сознания, языкового, сенсомоторного развития. Организованная педагогом среда включает специальные материалы, взаимодействуя с которыми, ребенок развивает свою сенсорную сферу, мелкую моторику руки, формирует практические навыки.

Второй этап – от 6 до 9 лет: ребенок – исследователь. Он познает окружающий мир в процессе собственных активных действий, с помощью воображения создает его целостную картину.

Третий этап – от 9 до 12 лет: ребенок – ученый. Из исследователя-экспериментатора он превращается в маленького ученого, который не только ставит опыты, но и пытается их проанализировать.

М. Монтессори разработала программу и методику сенсорного воспитания детей дошкольного возраста путем развития отдельных чувств и органов восприятия – зрения, слуха, осязания. Специальная методика наблюдения за детьми по определенной программе помогла ей сформулировать принцип организации особой воспитывающей и активно формирующей среды, в которой развиваются и с которой взаимодействуют дошкольники. В настоящее время термины «Монтессори-школа, Монтессори-детский сад, Монтессори-учитель, Монтессори-материалы» знакомы и понятны любому педагогу в мире. В Монтессори-школах мира не существует единых программ обучения и воспитания. Вместо классно-урочной системы – свободная работа детей в развивающей среде, так называемые рефлексивный и дидактический круги, погружения в отдельные области знаний на третьем году обучения и творческие студии-мастерские. Обобщить и упорядочить полученную информацию в школе Монтессори помогают специально разработанные тетради. Среди них совершенно изумительная тетрадь, ориентирующая детей на самопознание, рефлексию, – «Книга про меня». Есть в Монтессори-школе одна очень шумная комната – небольшой спортивный зал, с канатами, шведскими стенками, перекладинами и кольцами. Можно поупражняться, побегать, попрыгать, даже во время учебных занятий.

Впервые в Россию система Монтессори была завезена из Лондона русским ученым-физиком В.В.Лермонтовым в 1913 г. Уже в 1914 г. в Санкт-Петербурге был открыт первый Монтессори-детский сад. В 1917 г. было создано Российское монтессорианское общество и трехмесячные курсы подготовки воспитателей и учителей. В 1926 г. все учебные заведения, работавшие по системе Монтессори, в России были закрыты.

Минуло более полувека. Идеи Марии Монтессори давно уже завоевали мир. Тысячи ученых и учителей считают себя ее последователями. В большинстве университетов, имеющих педагогический профиль, Монтессори-педагогика преподается как предмет.

В России по частной инициативе изучение Монтессори-педагогики началось в 1991 г., с 1993 г. началась апробация этой системы в отдельных учебных заведениях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1174; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.