Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие высшего образования




Дальнейшее развитие образовательных технологий: «вальфдорские школы», «центры интересов» и др.

В 1907 г. в Брюсселе было открыто учебное заведение, которое существует и поныне. Открыл его бельгийский врач, психолог и педагог Овид Декроли. В основу работы этой школы он положил принцип удовлетворения интересов и потребностей детей. Основной обучения и воспитания стали учебные комплексы, названные им «центрами интересов», сущность которых состояла в организации работы детей вокруг таких тем, которые более отвечают детским интересам и потребностям. Конкретно это выражалось в том, что на занятиях дети наблюдали, читали, писали, рисовали, лепили и т.д. только то, что было связано с заданной им темой. Для большей эффективности работы по такой системе О. Декроли разработал ряд дидактических игр, которым придавал большое значение.

В 1919 г. в германском городе Штутгарте открылась школа для детей работников фабрики «Вальдорф-Астория», ставшая известной как Вальдорфская школа. Теоретическое обоснование ее учебно-воспитательной работе дал Рудольф Штейнер (1861 – 1925). В ее основе лежало представление о развитии человека как результате взаимодействия телесных, духовных и душевных факторов.. Согласно этому закону хронологически несовпадающие циклы физического, умственного и нравственного развития человека делятся на семилетия. В задачи воспитателей входит прослеживание этих циклов у каждого ученика и создание благоприятных условий для их развития.

Р. Штейнер сформулировал закон творчества, находящий выражение в духовном опыте ребенка.. Основу педагогической концепции Р. Штейнера составили идеи свободного воспитания. Самым эффективным средством развития личности ребенка он считал искусство. В вальдорфских школах интеллектуальное и физическое развитие ребенка пытались и пытаются осуществить через «художественное воспитание» – танец, поэзию, театр, ритмику и т.д. Специфика обучения в этих школах заключается в том, что один и тот же предмет изучается по так называемым «эпохам» – ежегодно в одно и то же время. Одной из задач школы являлось и является воспитание духовно свободной личности, способной преодолевать стереотипы общественных отношений. Вальдорфская школа не только сохраняет сегодня свои позиции, но и упрочивает их. К концу 80-х годов ХХ в. вальдорфское движение было представлено примерно пятьюстами школами и тысячей детских садов, в основном, в странах Европы, а также в США.

На рубеже 80 — 90-х годов вальдорфская педагогика получила распространение в педагогических кругах России.

В последние десятилетия высшая школа стала наиболее динамично развивающимся звеном системы образования, охватывающим значительную часть молодежи. В то время как сокращение рождаемости в развитых странах приводит к уменьшению численности школьников, контингенты высших учебных заведений растут.

Изменяются цели и задачи высшей школы: она теперь формирует не только будущую социальную элиту, но и многочисленные слои работников умственного труда в разных сферах экономики, культуры, управления. Расширяется сеть разнообразных послесредних учебных заведений, проявляющих тенденцию к тому, чтобы стать массовыми.

Социальное неравенство в сфере высшего образования еще далеко не преодолено. Многочисленные социологические исследования, убедительно показывают, что в составе студентов непропорционально большой процент занимают выходцы из привилегированных слоев населения. Однако последнее время принцип доступности послесреднего образования пробивает себе дорогу. В США, Канаде, Франции, Италии многие вузы зачисляют без экзаменов в число студентов всех абитуриентов, имеющих свидетельства об успешном окончании полной средней школы. Поступление в высшую школу начинает рассматриваться не как привилегия, а как естественное право молодежи.

Новые задачи высшей школы и ее изменившиеся социальные функции обусловили необходимость серьезной структурной перестройки. Интенсивно проводящиеся реформы имеют целью усилить гибкость и вариативность системы послесреднего образования. В развитых странах практически завершен переход на трехступенчатую модель организации стационарного послесреднего образования. Она представляет собой три более или менее самостоятельных и вместе с тем взаимосвязанных цикла обучения, каждый цикл рассматривается как одна из ступеней высшего образования и завершается получением соответствующего диплома.

В университетах и приравненных к ним высших школах первый цикл (двухлетний) закрепляет общеобразовательные знания, полученные в школе, и закладывает первоначальную основу подготовки квалифицированного специалиста по избранному профилю образования. Вместе с тем на уровне первого цикла интенсивно развивается сеть автономных специализированных учебных заведений с 2–3-летними сроками обучения. Эти учебные заведения готовят специалистов среднего звена и в то же время выполняют селекционную функцию: принимая значительное число молодых людей, не проявляющих особой склонности к изучению сложного теоретического материала, они тем самым объективно способствуют поддержанию высоких образовательных стандартов на последующих циклах обучения, ограждая их от слабо подготовленных абитуриентов.

Второй цикл дает законченное высшее образование по конкретной профессии (инженер, агроном, психолог, юрист и т.п.). После двух – трех лет учебы на этом цикле студент получает степень бакалавра. Затем те, кто желает повысить свою квалификацию и получить степень магистра, занимаются еще 1 – 2 года, сдают экзамены по ряду дисциплин на повышенном уровне и представляют диссертацию, аналогичную по уровню хорошей дипломной работе выпускника российского вуза. Третий цикл предназначен для тех, кто уже получил степень магистра. Это могут быть студенты, только что окончившие второй цикл обучения и проявившие наибольшие успехи в учебе, самостоятельность мышления, способность к усвоению сложного теоретического материала, склонность к исследовательской или конструкторской работе. Образование третьего цикла получают также магистры, уже проработавшие несколько лет и стремящиеся к более высокому социальному и академическому статусу. Успешное завершение обучения на третьем цикле (сдача ряда экзаменов, стажировка по специальности, представление диссертационной работы) дает степень доктора наук.

Одной из стратегических целей реформы высшего образования – установить сбалансированное соотношение выпускаемых специалистов разных профессий и областей знания. Нигде в мире ситуация в этом отношении не может считаться идеальной.

Большинство абитуриентов на Западе выбирают гуманитарные или обществоведческие направления учебы. Это усиливает диспропорции на рынке труда; при излишке гуманитариев ощущается нехватка специалистов в ряде отраслей естествознания и техники. Такая ситуация в известной мере объясняется тем, что до недавнего времени в западноевропейских странах гуманитарное образование считалось особенно перспективным для будущей политической и административной карьеры. В последнее время иерархия разных направлений учебы меняется, естественнонаучная и техническая подготовка становится более престижной и более перспективной, но многие молодые люди, возможно, «по инерции» по-прежнему отдают предпочтение гуманитарной ориентации.

В условиях углубляющейся интеграции научного знания существующее жесткое разделение высшего образования на гуманитарное, естественнонаучное и техническое наглядно обнаруживает свои уязвимые черты. Принцип междисциплинарного обучения в высшей школе приобретает значительное число сторонников. Большое число сторонников имеет и идея гуманитаризации высшего образования. В учебные планы разных факультетов вводятся курсы философии, социологии, истории, политологии, усилилось внимание к формированию экологического сознания будущих специалистов. В ряде западных университетов вводится новая самостоятельная дисциплина – социальная экология, основывающаяся на системном подходе к социальным и собственно экологическим проблемам. Ее основные методологические посылки исходят из того, что концепция нашей тотальной власти над природой обнаружила свою полную несостоятельность, что ущерб, наносимый природе антропогенной деятельностью, есть одновременно удар и по самому человеку и что уровень экологической культуры – один из важнейших показателей степени духовности и нравственности как личности, так и всего общества.

Видные западные ученые считают необходимым усилить формирование духовных качеств личности, развить у студентов способность целостно видеть мир, осознавать значение актуальных социальных проблем и межличностных отношений, основанных на эмпатии. С этой целью моделируется проигрывание различных жизненных ситуаций и человеческих отношений в малых группах.

В последние годы меняются критерии оценки деятельности высших учебных заведений. Прежде оценка исходила главным образом из того, насколько прочно студенты усвоили учебный материал, содержащийся в лекциях и литературе. Теперь усиливается тенденция ставить во главу угла не просто сумму усвоенных знаний, но прежде всего способность к успешному поиску необходимой научной информации, творческий подход к решению задач, умение синтезировать материалы разных учебных курсов или разных разделов данного курса, степень подготовленности к участию в проведении элементарного научного исследования.

В последнее время все более заметное место в рамках высшей школы занимает последипломное образование – организованное и систематически осуществляемое обучение дипломированных работников с целью осовременить их профессиональные знания, устранить разрыв между ранее полученной ими профессиональной подготовкой и новыми требованиями, определяемыми развитием социально-экономической




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1123; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.