Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Элементарное обучение и школы повышенного типа




В XVII в. начавшиеся в России после Смутного времени позитивные социально-экономические процессы стимулировали развития просвещения. В обществе пробуждается нетерпимость к массовому невежеству низов и слабой образованности верхов.

В целом в XVII в. в элементарном (начальном) обучении не произошло каких-либо серьезных перемен. Обучение грамоте традиционно осуществлялось в семье, у домашнего учителя, в училище или индивидуально у «мастера грамоте», при монастырях и церквях.

Однако отношение к повышенному образованию значительно изменилось. Со второй половины XVII в. у высших сословий, во многом благодаря сближению с Западом, наметилось стремление давать своим детям повышенное образование, прежде всего обучать иностранным языкам. В боярских семьях появились учителя-иностранцы, помогавшие молодым боярам в овладении западной образованностью. Эти тенденции поддерживались и в царской семье. Со второй половины XVII в. западное влияние в школьном деле становится все глубже. Появляются учебные заведения повышенного образования. В их программах отразилось усиление воздействия греко-латинской образованности.

Одна из первых греко-латинских школ была открыта в 1649 г., как предполагают ученые, Арсением Греком при Кремлевском Чудовом монастыре в Москве, где имелись библиотека и мастерская для переписывания книг. Важно отметить, что здесь, наряду с сохранением древних традиций воспитания и обучения, было расширено содержание образования: введено преподавание греческого языка, риторики, диалектики.

В 40-х же годах воспитатель царя Алексея боярин Ф.М. Ртищев (1626-1673) основал школу при Андреевском монастыре. Руководителем ее стал Епифаний Славинецкий, В содержание обучения входили греческий, польский, латинский языки, грамматика, риторика, богословие.

В середине 60-х гг. Симеон Полоцкий, сторонник латинской ориентации в образовании, учитель царских детей, организовал обучение повышенного типа с целью подготовить чиновников для личной канцелярии царя Алексея Михайловича Занятия происходили в течение четырех лет в Спасском монастыре в Москве. Курс обучения включал грамматику, риторику, поэтику, логику, философию, богословие. Особое внимание уделялось изучению латинского языка – языка международной дипломатики и науки.

Школой повышенного образования была типографская школа, основанная в 1681 г. в Москве иеромонахом Тимофеем по инициативе царя Федора Алексеевича. В младшем классе учились по азбуке в старшем – по псалтыри Со временем расширялась и программа обучения: изучали уже не только славянский, но и греческий язык; ученики осваивали умения читать и понимать тексты, усердно прорабатывали грамматику. Со временем школа превратилась в своеобразное учебное заведение, которое одновременно было и начальной школой, и училищем для подготовки переводчиков печатного двора.

Следующим шагом стало открытие школы в Богоявленском монастыре в Москве в 1865 г. греческими монахами братьями Иоанникием и Софронием Лихудами, получившими образование в Италии и ставшими докторами Падуанского университета.

В школе, в Богоявленском монастыре, они преподавали греческий, латинский и итальянский языки. Эта школа повышенного типа приближалась по уровню к западно-европейским университетам Все свободные науки Лихудам было разрешено преподавать на греческом и латинском языках. Своеобразной чертой развития школьного дела в России явилось то, что границы между средними и высшими школами в XVII в. были размыты, крайне нечетки. Все зависело от уровня образованности преподавателей и целей учебного заведения.

 

42.Славяно-греко-латинская академия.

Славяно-греко-латинская академия (первоначальное название – Эллино-греческая академия), открытая в 1687 г. по инициативе видного русского педагога и писателя Симеона Полоцкого, - первое в России высшее учебное заведение. Учреждение его заканчивало первый, церковно-религиозный, период отечественного образования.

Преподавание в Академии сначала велось на славянском, греческом и отчасти латинском языках. Программа напоминала программу латинской городской школы и включала в себя гражданские и духовные науки: грамматику, риторику, логику, физику, диалектику, философию, богословие, юриспруденцию, латинской и греческий языки и др. Весь учебный материал трактовался с позиций православия.

В Академии было восемь основных классов и один подготовительный. Учение отдельных школяров затягивалось на 15-20 лет – исключали из Академии крайне редко.

К преподаванию в Академии допускались только русские учителя или православные греки. Братья Лихуды, основатели школы в Богоявленском монастыре, из которой затем и выросла Академия, вели преподавание латинского языка, риторики, логики и физики по Аристотелю. Ими же были составлены учебные пособия на греческом и латинском языках по грамматике, политике, риторике, логике, психологии, физике.

Московская Академия сыграла важную положительную роль в развитии просвещения в России. «Благодаря Академии, - писал русский историк С. Смирнов, - русские примирились с мыслью о пользе науки».

Долгое время Славяно-греко-латинская Академия являлась единственным высшим учебным заведением, и лишь к концу XVIII в. она стала превращаться в исключительно духовное учреждение – духовную семинарию. Многие из выпускников Академии стали выдающимися деятелями Просвещения уже в петровскую эпоху. Это прежде всего поэты Антиох Кантемир и Карион Истомин, математик Леонтий Магницкий; учился в Академии и выдающийся ученый М.В. Ломоносов.

Таким образом, в России в XVII в. появились образовательные учреждения нового типа, при организации которых был учтен опыт западно-европейских средневековых школ. Благодаря созданию школ нового типа произошел поворот русского общества в сторону европейской образованности, Россия начала приобщаться к миру европейской культуры, в стране усилилось внимание к светскому знанию. Как следствие этого, дальнейшим этапом в развитии школьного образования в России стало создание в эпоху Петра I чисто светских, преимущественно профессиональных по своему характеру учебных заведений. Правомерно утверждать, что в целом образовательные реформы начала XVIII в. были подготовлены развитием школы в XVII в.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2187; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.