Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие народных училищ




Мысли Екатерины II о преобразовании дела воспитания и образования молодежи были воплощены в документах школьной реформы 1782-1786 гг.

Для подготовки школьной реформы была создана Комиссия об учреждении училищ во главе с сенатором П.В. Завадовским (1782). В том же году комиссия предложила два важных документа: План открытия начальных, средних и высших учебных заведений, который был использован в «Уставе народным училищам в Российской империи» (1786), а также «Правила для учащихся».

В разработке этих документов активное участие приняли и сербско-хорватский мыслитель и педагог Федор Иванович Янкович де Мариево, а также племянник М.В. Ломоносова М.Е. Головин, выпускник Петербургского университета Ф.В. Зуев, профессор Московского университета Е.Б. Сырейщиков. Ф.И. Янкович в этой комиссии играл главную роль. Он перевел на русский язык разные австрийские и немецкие инструкции для учителей, уставы школ, учебные пособия, что позволило русским педагогам и государственным деятелям познакомиться с западно-европейской организацией школьного дела.

В 1786 г. Комиссия об учреждении народных училищ опубликовала главный документ школьной реформы – «Устав народным училищам в Российской империи».

Устав провозглашал воспитание как «единое средство» общественного блага, утверждал мысль о том, что воспитание следует начинать с самого раннего возраста.

Согласно Уставу 1786 г., по всей России, во всех городах и крупных селах открылись малые и главные народные училища – бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, находившиеся вне контроля церкви. Малые народные училища создавались в уездных городах и селах со сроком обучения два года. Они должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать людей, знающих основы православия и правила поведения. В них обучались чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, арифметике, чистописанию и пр. Главные училища должны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Главные народные училища организовывались в губернских городах; срок обучения в них составлял пять лет.

Помимо программы малого училища, в курс обучения в главных народных училищах входили евангелие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура. Для желающих – латинский и еще один иностранный язык, чаще всего – немецкий.

В главных училищах можно было приобрести педагогическое образование. После окончания педагогического училища предоставлялась возможность продолжить обучение в университете.

Училищами могли пользоваться средние слои населения. Они содержались на средства городских самоуправлений.

Уставом решался чрезвычайно важный вопрос о преподавании на «природном», т.е. русском, языке. Устав 1786 г. утвердил классно-урочную систему вместо традиционной индивидуальной работы с учащимися; были установлены определенные сроки начала и окончания занятий. В школе появились расписание уроков, классная доска, классный журнал успехов и посещаемости учеников.

Реформа, предпринятая согласно Уставу 1786 г., была важным этапом в развитии школьного дела. Число народных училищ быстро росло; к концу XVIII в. из 500 городов России училища имели 254; их посещали 22 тыс. учащихся, в том числе 1800 девочек, что составляло третью часть от всех обучающихся в учебных заведениях России.

Кроме Устава 1786 г., Комиссия об учреждении народных училищ издала также «Правила для учащегося в народных училищах» (1783), дополнявшие Устав четким перечнем обязанностей школьников.

На основании этих правил прием в училище осуществлялся два раза в год – летом и зимой. Зимой занятия продолжались с 8 часов утра до 11 часов и после обеда с 2 до 6 часов дня; летом - с 7 до 10 и с 2 до 5 часов дня. Занятия начинались молитвой; обучение было совместным для мальчиков и девочек, хотя сидели они порознь. Телесные наказания запрещались. Подробно расписаны были и правила поведения учащихся вне школы и дома, основанные на традиции русского православного воспитания и правилах хорошего тона, принятого в светском обществе того времени.

В 1783 г. при главном народном училище в Санкт-Петербурге была открыта учительская семинария, первая и единственная на всю Россию. В 1786 г. учительская семинария выделилась из состава главного народного училища и стала первым в России педагогическим учебным заведением. К концу XVIII в. выпускниками этой семинарии стали более 400 учителей народных училищ. Контроль за деятельностью




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2078; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.