Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поиски новых форм и методов обучения (бригадно-лабораторный метод, метод проектов и др.)




После Первой мировой войны первоочередной задачей педагогической науки в демократических странах стала разработка модели нового человека, содержания, организации и методов его формирования. Для подготовки такого человека требовались развивающие самостоятельность мышления методы обучения, помогавшие бы ему уверовать в свои возможности. В этой связи популярная в разных странах социально-педагогическая теория Д. Дьюи о решающем воспитательном значении специально организованного детского опыта, основанного на самодеятельном «делании» приобрела новое звучание. Ее реализация в практике обучения и воспитания потребовала разработки соответствующих методов, одним из которых стал разработанный американским педагогом и психологом У.Х. Килпатриком «метод проектов» – система обучения, в которой учащиеся получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения совокупности постепенно усложняющихся и заранее спланированных практических заданий.

У.Х. Килпатрик выделил четыре вида проектов: созидательный (производительный), потребительский (рассчитанный на изготовление предметов потребления), проблемный (преодолевающий интеллектуальные затруднения) и проект-упражнение. Использование этих проектов не только подготавливает ребенка к жизни по окончании школы, но и помогает ему организовать жизнь в настоящем.

Метод проектов представляет собой одно из наиболее усовершенствованных и наиболее последовательных средств применения прагматической концепции воспитания. Метод проектов характеризует:

1) действие одного или нескольких учащихся;

2) планомерную деятельность;

3) дело, за которое взяли на себя ответственность учащиеся;

4) деятельность, направленную на достижение определенной цели.

Проекты являются типичным продуктом прагматической педагогики: они требуют жизненности задач, целенаправленности деятельности и ее комлексности. Важнейшей характеристикой проектов, в аспекте содержания, является то, что они охватывают большой участок работы, состоящей из нескольких мелких вопросов и проблем; таким образом, их задача заключается в объединении учебного материала и познания. Эта комплексность находит отражение и в комплексной деятельности учащихся, которая представляет основной компонент проекта.

В 1919-1920 гг. инспектором школ в американском городке Виннетка в штате Иллинойс Карлтоном Уошберном (1889 – 1968) была разработана система индивидуального обучения, получившая название «Виннетка-план».». По этому методу учащимся после диагностики их интеллектуальных возможностей предлагалось самостоятельно освоить определенный учебный материал в оптимальном для каждого ученика временном режиме. Система «Виннетка-план» представляла самостоятельный вариант прагматической концепции воспитания. С теоретической и методологической точек зрения, следует обратить внимание на последовательное применение крайнего индивидуализма. Отсюда неизбежно вытекает требование индивидуализации как решающего фактора разных форм воспитания и обучения.

Альтернативой этому методу выступила система индивидуализированного обучения – «Дальтон-план», получившая свое название по месту ее внедрения – городу Дальтон в американском штате Массачусетс. В отличие от «Виннетка-плана» учебная деятельность при использовании «Дальтон-плана» предполагала индивидуальную работу учащихся по усвоению годового объема учебного материала, который разбивался на ежемесячные разделы, в свою очередь, подразделявшиеся на недельные и ежедневные. Автор этого метода Хелен Паркхерст (некоторое время она работала ассистентом М. Монтессори) предусматривала детальное совместное планирование учебной нагрузки учениками и учителями в самом начале учебного года. В «Дальтон-плане» значительно меньшее внимание уделялось социальной деятельности, т.е. совместным занятиям. В виду того, что класс как основная социальная единица была отменена, план школы предусматривал совместные мероприятия, перечисленные выше. Совместно обучали также физкультуре, рисованию, пению. «Дальтон-план» можно считать самостоятельным вариантом прогрессивной (реформной) педагогики.

Стремление приблизить школу к индивидуальным особенностям и интересам учащихся вызвало разработку профессором Йенского университета Петером Петерсеном так называемого «Йена-плана», который явился практическим использованием идей социальной педагогики П. Наторпа. Одной из задач «Йена-плана» как формы организации школьной жизни было пробуждение социальной сознательности и активности школьников. Традиционная школа в этой системе заменялась так называемой воспитательной общиной, в которой должны были органично сочетаться самостоятельность учеников с их подчинением определенным правилам. Одним из условий существования общины считалась тесная взаимосвязь детей, родителей и учителей. Обучение при использовании «Йена-плана» проводилось комплексно на основе тематической интеграции учебного материала.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.