Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уставы учебных заведений 1804 и 1828 годов




Школа и педагогическая мысль в России XIX века.

Самое начало ХIХ в. в России охарактеризовалось либеральными начинаниями в области просвещения. В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения – специальный государственный орган, который придал школам внешнюю стройность и порядок. В 1804 г. были опубликованы «Устав университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомых университетам». В соответствии с ними вводилась новая система народного образования и управления учебными заведениями, в основу которой были положены три принципа: бесплатность, бессословность (кроме крепостных крестьян), преемственность. Система народного образования, подчиненная министерству, включала в себя: приходские училища (1 год обучения); уездные училища (2 года); гимназии в губерниях (4 года); университеты. В гимназию и университеты не допускались дети крепостных крестьян и девочки. Вскоре после принятия Устава 1804 г. в него стали вноситься изменения как министерством народного просвещения, так и самими учебными округами. Из учебных планов гимназий были исключены философия, политическая экономия, коммерческие науки, сокращено изучение естествознания, усилено и расширено преподавание древних и новых языков, математики, введен Закон Божий. Эта тенденция сохранялась на протяжении всего времени существования гимназий.

Существенные изменения в сфере образования были связаны с назначением на пост министра просвещения в 1816 г. обер-прокурора Священного Синода князя Александра Николаевича Голицына (1773-1844). В 1817 г. Министерство просвещения было преобразовано в министерство духовных дел и народного просвещения. Царский манифест об этом преобразовании требовал, «чтобы христианское благочестие было основанием истинного просвещения». С этой целью при Министерстве просвещения были созданы Главное управление училищ и Комитет для проверки учебников. Предписывалось изъять из учебников все, «… что может внушить нежелание исполнять обязанности перед семьей и государством, все, что противоречит христианскому учению».

В 1826 г. царским указом был создан Комитет по устройству учебных заведений, который подготовил новый «Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов», опубликованный в 1828 г. Особенность нового устройства системы образования состояла в том, что каждая ступень образования не имела в виду его преемственности. Согласно новому «Уставу» приходские училища должны были обучать мальчиков и девочек самых низших сословий. Содержание обучения в них составляли чтение, письмо, счет, закон Божий.

В соответствии с новым «Уставом» гимназии становились образовательными учреждениями для детей дворян и высшего чиновничества, готовящими для поступления в университет. По содержанию обучения гимназии стали сугубо гуманитарными, основу содержания обучения составляли русская словесность, логика, латинский, немецкий, французский, греческий языки, математика, география, история, статистика.

Гимназии и университеты стали платными. В помощь директорам гимназий назначались надзиратели гимназий и комнатные (при пансионах, по одному на 45 воспитанников) – для надзора за учебными делами и нравственностью.

 

52.Развитие общего и профессионального образования.

В 1819 г. были изменены учебные планы училищ и гимназий, введено чтение Священного писания, изъяты из гимназических курсов элементы философских знаний, статистика, естественное право, эстетика. Особой опале подверглись университеты. Первый удар был нанесен Казанскому университету. Вслед за Казанским опале подвергся и петербургский университет.

В 1826 г. царским указом был создан Комитет по устройству учебных заведений, который подготовил новый «Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов», опубликованный в 1828 г. Особенность нового устройства системы образования состояла в том, что каждая ступень образования не имела в виду его преемственности. Согласно новому «Уставу» приходские училища должны были обучать мальчиков и девочек самых низших сословий. Содержание обучения в них составляли чтение, письмо, счет, закон Божий.

В уездных училищах обучали детей купцов, ремесленников, мещан и прочих горожан, не принадлежавших к дворянскому сословию. Срок обучения в них был рассчитан на три года. В их учебный план входили закон Божий, священная история, русский язык, арифметика, геометрия до стереометрии и без доказательств, география, сокращенный курс всеобщей и русской истории, чистописание, черчение, рисование.

В соответствии с новым «Уставом» гимназии становились образовательными учреждениями для детей дворян и высшего чиновничества, готовящими для поступления в университет. По содержанию обучения гимназии стали сугубо гуманитарными, основу содержания обучения составляли русская словесность, логика, латинский, немецкий, французский, греческий языки, математика, география, история, статистика.

Гимназии и университеты стали платными. В помощь директорам гимназий назначались надзиратели гимназий и комнатные (при пансионах, по одному на 45 воспитанников) – для надзора за учебными делами и нравственностью.

В середине века расширяются и укрепляются лицеи для дворянских детей: Царскосельский, Ришельевский в Одессе, Демидовский в Ярославле, Нежинская гимназия (потом лицей). В 30-х годах ХIХ в. возникает новый тип сословной средней школы – дворянский институт. Это закрытые учебно-воспитательные заведения, платные. Открылись в Москве, Пензе, Новгороде и других городах. Курс обучения в них 6–7 лет, принимали детей с 10–12 лет, умеющих читать, писать и знающих арифметику. Институты готовили для продолжения образования в университетах.

Рост производительных сил страны, промышленности и сельского хозяйства вызвал некоторые сдвиги в развитии профессионального образования, открываются высшие технические учебные заведения (в 1828 г. в Петербурге открывается Технологический институт, в 1832 г. – Институт гражданских инженеров, преобразованы ранее существовавшие Горный и лесной институты). В губерниях организуются государственные средние и низшие сельскохозяйственные, технические и коммерческие учебные заведения.

Развивается и педагогическое образование. Для подготовки учителей гимназий и уездных училищ были открыты специальные педагогические институты (три года обучения) в составе университетов. Учебный план институтов утверждался собранием профессоров университета и включал избранную специальность и методику преподавания предмета. С 1835 г. срок подготовки учителей для гимназий и уездных училищ был увеличен до четырех лет. В обучении применялось собеседование студентов с профессорами, диспуты, занятия семинарского типа, практические упражнения, пробные лекции, «примерные уроки» с последующим разбором. Каждый учитель готовился для преподавания 2–3 предметов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 8010; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.