Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вклад в развитие педагогики П.Ф.Лесгафта, П.Ф.Каптерева, В.П.Вахтерова




К.Д.Ушинский как основоположник педагогической науки в России. 6

В 60-е годы Х1Х в. развернулась разносторонняя деятельность основоположника русской школы научной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского (1824-1870), который был первым профессиональным педагогом в России, занимавшимся теоретическими исследованиями. Главную цель воспитания К.Д. Ушинский видел в духовном развитии человека, достигнуть ее невозможно без опоры на культурно-исторические традиции народа, на особенности его национального характера. Рассмотрению этой проблемы посвящены работы К.Д. Ушинского «Родное слово», «О необходимости сделать русские школы русскими» и др. Идея народности воспитания является ведущей в педагогике К.Д. Ушинского.

Предметом воспитания, по мнению К.Д. Ушинского, является человек как таковой. Не менее важное место он отводил идее труда как ведущего фактора развития личности. Педагогика по Ушинскому должна твердо стоять на фундаменте обширного круга «антропологических наук». Он считал необходимым строить обучение на основе учета возрастных, индивидуальных и физиологических особенностей детей, специфики развития их психики. Процесс обучения должен строиться на основополагающих принципах: 1) сознательность и активность,2) наглядность, 3) последовательность, 4) доступность, 5) прочность Им были детально разработаны методика повторения учебного материала, методика формирования у детей общих представлений, методика одновременного развития мышления и речи у детей.. Главной формой организации обучения для обеспечения единства воспитания, образования и развития К.Д. Ушинский считал урок – важнейший элемент классно-урочной системы обучения, основой которой является класс с твердым составом учащихся, твердое расписание классных занятий, сочетание фронтальных форм обучения с индивидуальными при ведущей роли учителя в ходе урока. К.Д. Ушинский разработал классическое учение об уроке, определив его организационное строение, установив отдельные его виды: урок объяснения нового материал, закрепления знаний, проверки знаний учащихся. По мнению К.Д. Ушинского, урок достигает цели только тогда, когда ему придается определенное, строго продуманное направление и в его ходе используются разнообразные методы обучения. Основополагающий тезис Ушинского – двуединство обучения и воспитания.

Большой вклад в развитии отечественной педагогики внес Петр Францевич Лесгафт (1837 –1909) – известный ученый и врач, основоположник лечебной гимнастики, создатель оригинальной системы физического воспитания, организатор первого в России высшего учебного заведения по физическому воспитанию.

Он полагал, что с помощью воспитания можно развить нравственные качества личности и ее волевые проявления, с помощью образования – совершенствовать умственное, эстетическое и физическое развитие ребенка. Цель воспитания и образования – формирование гармонически развитого человека, который был бы в состоянии соединять опыт прошедшей жизни с настоящей и быть в состоянии предвидеть последствия своих действий и отношений к другому лицу, выяснять и понимать причинную связь наблюдаемых явлений и творчески реализовать свои знания в практической деятельности. Семейному воспитанию он отводил ведущую роль в формировании личности ребенка.

Центральное место в педагогической концепции П.Ф. Лесгафта занимают проблемы физического воспитания и образования детей. Он выдвинул оригинальную идею физического образования, понимая под ним систему последовательных гимнастических упражнений, связанных с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием. Для каждого возраста им была предложена своя система упражнений. Мысли о взаимосвязи умственного воспитания с физическим привела П.Ф. Лесгафта к оригинальной методике, которая опиралась не на традиционный показ детям упражнений, а на словесное описание их учителем, что способствовало развитию памяти, внимания, воображения детей.

Петр Федорович Каптерев (1849 –1922) – известный российский педагог, теоретик воспитания и обучения, историк образования. Он преподавал философско-педагогические дисциплины в Санкт-Петербугской духовной семинарии и одновременно в Александровском лицее. Заслуга его в развитии педагогической мысли состоит в том, что он в полном виде, целостно охватил педагогическое знание, включая физиологический, психологический, философский, исторический и собственно педагогический аспекты. П.Ф. Каптерев ввел понятие «педагогический процесс» – единство биологического (природного, генетического) и социального (культурного, общественного) в процессе развития ребенка.

Свои теоретические взгляды П.Ф. Каптерев изложил в таких работах как «Основные начала семейного воспитания», «Педагогический процесс», «Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей», «Педагогическая психология» и др. П.Ф. Каптерев много внимания уделял проблемам трудового воспитания в средней школе. Широкое признание П.Ф. Каптерев получил как теоретик семейного воспитания. Он был сторонником идеи единства семейного, школьного и общественного воспитания, построенного на гуманистических началах. В области дидактики П.Ф. Каптерев разрабатывал теорию обучения детей в семье, теорию наглядного обучения, пути интенсификации процесса обучения, проблемы вариативности школ и дифференциации учебных курсов.

Значительный вклад в развитие педагогической теории внес Василий Порфирьевич Вахтеров (1853 –1924), педагог и методист, обогативший различные отрасли педагогической науки, особенно начального обучения и воспитания. Много внимания В.П. Вахтеров уделял изучению возрастных и индивидуальных особенностей детей, проявляющихся в развитии их технических способностей, речи, интересов, любознательности с использованием различных методов: анкетирования, статистических методов, сравнительно-сопоставительного анализа при учете результатов полученными другими исследователями. Все это позволило ему наметить типологию учащихся по преобладающим склонностям, а также показать изменения склонностей под влиянием обучения и воспитания.

В.П. Вахтеров был широко известен как методист начальной школы, особенно как методист по русскому языку. Разрабатывая методику начального обучения, создавая учебники и учебные пособия, он опирался на особенности познавательной деятельности учащихся различного возраста, подчеркивая, что у детей могут преобладать различные виды памяти – слуховая, зрительная, графическая – поэтому необходимо использовать такие методы, которые опираются на все виды памяти, что должно способствовать лучшему усвоению учебного материала всеми учащимися. В книге «Предметный метод обучения» В.П. Вахтеров доказывал, что для лучшего понимания учащимися учебного материала необходимо, чтобы были задействованы все их органы чувств, а не только зрение и слух. Он предлагал отказаться от термина «наглядное обучение» и заменить его другим «предметное обучение», который предполагает использование в учебном процессе всех чувств детей.

58.Проблемы воспитания в сочинениях русских философов (В.С.Соловьев, В,В,Розанов, Н.А.Бердяев).

В конце ХIХ в. значительное развитие получила русская религиозно-философская мысль, обратившая особое внимание на проблемы воспитания человека в духе христианско-православной антропологии.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) в ряде своих религиозно-философских произведений – «Смысл любви», «Нравственный смысл жизни», «Идея сверхчеловека», «Философские основы цельного знания» – рассматривал проблему воспитания и самосозидания личности. Он полагал, что цель самосозидания человека не может находиться лишь в плоскости эмпирического мира. Ориентация в деле воспитания на настоящее была бы оправдана, если окружающая нас жизнь была бы гармонична, прекрасна и побуждала к творчеству, иными словами, если бы на Земле было бы «Царство Божие». Самосозидание человека есть движение личности к возвышающей в нас человеческое, к гуманной и высшей цели.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) судил о школе не как сторонний наблюдатель, а как активный деятель народного образования, учитель русского языка и литературы классической гимназии. Как педагог он опубликовал ряд произведений – «Сумерки просвещения», «Беспочвенность русской школы», «Педагогические трафаретки». В.В. Розанов считал, что цель школы - способствовать максимальному развитию национальной культуры, а по российским школьным программам того времени можно с равным успехом обучать любого иностранца, так как они рассчитаны на некоего абстрактного школьника. В.В. Розанов отстаивал идею гармонического сочетания общечеловеческого, национального и индивидуального в формировании «цельного» человека.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) в книге «Смысл творчества» представил процесс воспитания как самосозидание своего внутреннего мира личностью в ходе ее свободной творческой деятельности. Он отмечал, что задача жизни «не педагогическая, не усвоительная», а творческая, обращенная в будущее, устремленная к идеалу. Н.А. Бердяев обращал внимание на то, что благодаря собственной творческой деятельности человек преодолевает такие отрицательные качества личности, как уныние, подавленность, обретая способность к целостному самосозиданию. Он полагал, что творческое становление личности является одновременно и ее духовным становлением, оно благотворно влияет на всего человека, на формирование положительных душевных качеств и его физическое здоровье. В дальнейшем эту идею Н.А. Бердяев развивал в своих трудах «О назначении человека», «Самопознание». Личное творчество развивает в человеке способность преодолевать себя, выходить за границы уже известного, непрерывно идти по пути духовно-нравственного самосовершенствования и является «искупительным» делом человека.

59.Идеи свободного воспитания в трудах Л.Н.Толстого и К.Н.Вентцеля.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 9343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.