Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы воспитания в произведениях русских социал-демократов (П.В.Плеханов, В.И.Ленин, Н.К.Крупская)




Образование и педагогика в СССР.

В конце ХIХ – начале ХХ вв. в общественном движении в России начинает принимать активное участие социал-демократия, заявляя о том, что она выражает интересы рабочего класса и демократически настроенной интеллигенции. Выдвигая свою политическую программу, социал-демократия касалась и проблем народного образования.

В развитии и распространении социал-демократических взглядов на народное образование в России видную роль сыграл Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918). В своих работах «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «Об изучении философии», «Основные вопросы марксизма», «Еще раз социализм и политическая борьба» он затрагивал и вопросы просвещения, народного образования, школы. Резко критикуя политику царского правительства в области образования народа, Г.В. Плеханов в то же время полагал, что и либеральная буржуазия, поднявшая голос за реформу в области просвещения и образования, преследовала свои классовые интересы, и только социал-демократы готовы последовательно бороться за просвещение народа, решая задачи развития самосознания рабочих, способных выступать против экономического и социального угнетения.

В 1887 г. Г.В. Плеханов разработал проект Программы русских социал-демократов, в котором были сформулированы и основные положения по народному образованию: оно мыслилось как бесплатное, всеобщее, светское с обязательной материальной поддержкой детей из необеспеченных семей, снабжение их бесплатным питанием, одеждой и учебными пособиями. При этом Г.В. Плеханов выступал против только элементарного образования народа, подчеркивая, что оно дает определенное преимущество перед полной безграмотностью, но все же не позволяет широким массам осознать свою роль в общественной жизни страны. Только полноценное образование на всех его уровнях будет способствовать росту самосознания народа, формировать стремление к изменению существующего положения.

В 1893 г. во главе петербургских социал-демократов встал Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870–1924), который в своих работах «Развитие капитализма в России», «Что делать?», «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» изложил программу марксистской партии, стремившейся возглавить рабочее движение в России. В этой программе были и требования социал-демократии в области народного образования. В.И. Ленин обратил внимание на взаимосвязь между экономикой, политикой и просвещением, говорил о классовом характере школы, воспитания и образования в классовом обществе.

II съезд РСДРП (1903) принял партийную программу, в которой указывалось на необходимость после свержения самодержавия проведения таких демократических преобразований, как предоставления всем права получать образование на родном языке, отделение церкви от государства и школы от церкви, обязательное бесплатное общее и профессиональное образование для детей обоего пола до 16 лет, оказание материальной помощи неимущим и малоимущим семьям. В программе РСДРП содержались требования запретить использовать на предприятиях детский труд (до 16 лет), сократить для подростков 16-18 лет рабочий день до 6 часов, открыть при заводах и фабриках, где основную массу составляют женщины, детские ясли и сады, создать условия по охране материнства и детства.

Стремясь к союзу рабочих всех национальностей, В.И. Ленин акцентировал внимание социал-демократов и на проблемах национальной школы. В.И. Ленин в своих работах выдвинул задачу вооружить молодежь подлинно научными знаниями о природе и обществе, выработать у нее научное материалистическое мировоззрение, коммунистические взгляды и убеждения. Большое значение в деле всестороннего развития нашей молодежи В.И. Ленин придавал ее физическому воспитанию: развитию силы, выносливости и других важных физических качеств, необходимых строителям социализма и защитникам Родины. Развивая марксистское учение о воспитании, В.И. Ленин считал основной задачей воспитания советской молодежи умственное образование, овладение научными знаниями. Молодежь должна связывать каждый шаг своего воспитания и образования с борьбой трудящихся за построение коммунизма, неустанно помогать утверждению нового и передового.

В июне 1917 г. вышли в свет «Материалы по пересмотру партийной программы», в которых более четко были изложены позиции большевиков по вопросам школьной политики. Были сформулированы требования полной светскости образования, бесплатного и обязательного общего и политехнического образования для детей обоего пола до 16 лет, передача дела народного образования местным органам самоуправления, которые должны были разрабатывать школьные программы и подбирать учителей при участии населения.

Пропагандистом идей социал-демократов, а затем и большевиков в области организации народного образования была Надежда Константиновна Крупская (1869–1939). Она обращала внимание общественности на новые подходы социал-демократов к организации народного образования: отделение школы от церкви, обучение, по крайней мере начальное, на родном языке, отсутствие в школе полицейского надзора. Социал-демократы считали, что учителя должны иметь право создавать свои профессиональные союзы, иметь свою печать и право на организацию и проведение съездов. Руководить школой должны демократические органы местного самоуправления.

 

61.Школьная политика Советского государства в первые послереволюционн ые годы.

С первых дней после Октябрьского переворота проблема коренной перестройки всей системы народного образования была выдвинута в качестве первоочередной. В стратегии и тактике большевиков школа занимала важное место как средство пропаганды и распространения коммунистической идеологии. Учителя, перешедшие на сторону советской власти, должны принимать обязательное участие в распространении и пропаганде партийной литературы, политической и экономической линии партии большевиков.

Стремясь реализовать программу партии в области народного образования, привлечь на свою сторону учительство и специалистов высокого класса, без которых невозможно было развивать новую педагогику и школу, новое государство издало документы, в которых законодательно утверждались цели, задачи и программа школьного образования. Народный комиссар по просвещению А.В. Луначарский обратился с воззваниями к населению в которых он изложил основные принципы и задачи Советского правительства в области народного образования: всеобщее обязательное начальное обучение, общедоступность школы всех ступеней, безусловная светскость школы, высокий бюджет по народному образованию, демократизация народного образования, учет местных и национальных особенностей, привлечение педагогов к обсуждению всех вопросов строительства новой школы.

В конце 1918 г. были опубликованы «Основные принципы Единой Трудовой школы», «Положение о Единой Трудовой школе РСФСР», в которых устанавливалась общедоступность и бесплатность школы всех ступеней, ставилась задача введения всеобщего обязательного начального обучения. Вводилась единая школа с двумя ступенями: I ступень – 5 лет, II ступень – 4 года. Преподавание религии и выполнение религиозных обрядов в школе запрещалось, школа объявлялась светской. В «Основных принципах Единой Трудовой школы» отмечалось, что в школе недопустимы формализм и схоластика, необходимы учет интересов учащихся, развитие их активности и самодеятельности, детского творчества, тесной связи школы с жизнью, воспитательной роли детского физического труда, рекомендовалось вводить производительный труд учащихся в промышленности и сельском хозяйстве. В школах предполагалось создавать ученические организации с широкими полномочиями.

В 1919 г. Наркомпрос пришел к выводу о необходимости восстановления низшего и среднего профессионального образования на базе I ступени Единой Трудовой школы. Утвержденная в сентябре 1919 г. Наркомпросом сеть общего и профессионального образования представляла собой следующую систему: Единая Трудовая школа I ступени с пятилетним сроком обучения, которая являлась основной базой для II ступени с четырехлетним сроком обучения, и профессиональные школы с четырехлетним сроком обучения на базе школы I ступени. После окончания школы II ступени предполагалось обучение в течение 4–5 лет в институтах, а после окончания профшколы – трехгодичное обучение в техникумах.

В 1921 г. Наркомпросом РСФСР были изданы «Программы семилетней Единой Трудовой школы». В них была сделана попытка установить более тесную связь обучения с современностью, создать условия для развития инициативы, как у учащихся, так и у учителей. Вместе с тем в них отсутствовал единый подход к отбору собственно образовательного материала: в предметах естественно-математического цикла не уделялось должного внимания теоретическим аспектам, а при изучении дисциплин гуманитарного цикла господствовали абстрактно-социологический схематизм, идеологизация и политизация содержания.

В 1922 г. Наркомпрос опубликовал новое постановление, согласно которому основным типом общеобразовательной школы становилась девятилетняя школа, состоявшая из двух ступеней: школа I ступени с пятилетним сроком обучения и школа II ступени с четырехлетним сроком обучения.

Коренные изменения в содержание образования и его организацию были внесены в 1923 г., когда в практике школы стали вводиться так называемые комплексные программы, подготовленные научно-педагогической секцией Государственного ученого совета (ГУСа).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.