Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идея закрытых дворянских учебных заведений в послепетровскую эпоху




После смерти Петра I его преемники – Екатерина I, Петр I, Анна Иоановна, отчасти Елизавета Петровна лишь декларировали продолжение политики в области образования своего великого предшественника. Во второй четверти XVIII в. почти все петровские школы стали закрываться. Пришли в упадок цифирные школы, морская академия, инженерные и артиллерийские училища. Акцент был перенесен на развитие сословных, прежде всего дворянских, учебно-воспитательных учреждений: кадетских корпусов, «благородных» пансионов, домашнего воспитания, когда гувернеры и гувернантки учили иностранному языку и манерам, а домашние учителя – наукам и т.п.

С воцарением на престоле Анны Иоановны оформилась своеобразная система дворянского воспитания.

Всех дворянских детей в возрасте семи лет должны были привозить в Петербург на так называемый осмотр и записывать у герольдмейстера, а в Москве и других губернских городах – у губернатора. Через пять лет проводился второй смотр. К этому времени подросток, или «недоросль», должен был овладеть навыками чтения и письма. Следующая ступень обучения, дома или в государственных школах, предполагала изучение арифметики, геометрии и Закона Божьего – собственно, эти предметы охватывали все содержание образования дворянских детей в возрасте от 7 до 16 лет. В 16 лет знания юношей проверял Сенат. В после­петровскую эпоху появились учебные заведения нового типа. В 1731 г. в Санкт-Петербурге было учреждено первое среднее учебное заведение закрытого типа для знати – корпус кадет. В нем готовили не только офицеров, но и гражданских чиновников. Спустя 30 лет в Кадетском корпусе насчитывалось до 600 учеников. К середине XIX в. в России было 18 кадетских корпусов. Упразднены кадетские корпусы были в 1918 г.

В 1759 г. в Петербурге был основан при императрице Елизавете Пажеский корпус для обучения придворных пажей (паж в дореволюционной России начала XVIII в. – придворное звание; затем – воспитанник пажеского корпуса. Начальный смысл этого слова в средневековой Западной Европе – мальчик из феодальной семьи, состоявший на службе (в качестве личного слуги у знатной особы, кроме феодала или монарха).

С 1802 г. Пажеский корпус являлся привилегированным средним военно-учебным заведением типа кадетского корпуса для детей высшей дворянской знати; основной целью обучения в Пажеском корпусе была подготовка молодых людей для службы в гвардии. Закрыт он был, как и кадетские корпуса, после Октябрьского переворота, в 1918 г.

Помимо обучения общеобразовательным дисциплинам, в этих закрытых дворянских учебных заведениях воспитанников учили и различным «дворянским наукам» - фехтованию, танцам, верховой езде и т.п.

Постепенно образование становится средством обоснования принадлежности к дворянскому сословию. Автором идеи о необходимости образования просвещенных людей в закрытых учебных заведениях сословного характера была Екатерина II. Реализации этой идеи в практике российского образования и воспитания во многом содействовал И.И. Бецкой.

 

46. Реформаторские идеи И.И.Бецкого.

Иван Иванович Бецкой (1704-1795) – видный русский мыслитель и деятель образования, профессиональный педагог, создатель системы воспитательно-образовательных учреждений в России, президент Академии художеств в 1763-1794 гг.

И.И. Бецкой получил образование за границей, много лет работал в Париже. Его педагогические взгляды формировались под влиянием Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро и других прогрессивных педагогов Западной Европы. И.И. Бецкой был сторонником идеи Екатерины II о необходимости воспитания «новой породы людей» в закрытых учебных заведениях сословного характера. Именно его Екатерина II назначила главным советником по вопросам образования, и именно ему поручила создать в России систему воспитательно-образовательных учреждений, прежде всего для дворянских детей. В 1763 г. педагог представил Екатерине II план: «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», в котором использовал идеи энциклопедистов Дж. Локка и Я.А. Коменского. В этом документе отразились взгляды И.И. Бецкого на всестороннее воспитание «идеальных дворян». Согласно убеждению педагога, воспитание является основой доброго и дурного в человеке; оно должно быть сообразным природе детей, развивать в них такие качества личности, как учтивость, благопристойность, трудолюбие, умение управлять собой и знание «домостроительства». Оптимальной формой организации воспитания и соответственного обучения, по его мнению, должно быть закрытое воспитательное учреждение.

В 1764 г. его план был утвержден Екатериной II. И.И. Бецкому было поручено организовать новые и преобразовать имеющиеся учебные заведения.

По плану И.И. Бецкого были открыты воспитательные дома в Москве (1764) и Петербурге, училище для мальчиков из разных сословий (кроме крепостных) при Академии художеств, Коммерческое училище в Москве; при Воскресенском (Смольном) монастыре близ Петербурга был основан Институт благородных девиц с отделением для девочек из мещан (Смольный институт). При основании Смольного института для девушек из дворянских семей был использован другой культурно-просветительский опыт. В институте существовала общая программа (русский язык, география, история, арифметика, иностранные языки), а также курсы домоводства. Открытием Смольного института было положено начало женскому среднему образованию в России.

И.И. Бецкой провел преобразования в гимназии при Петербургском университете и в Кадетском сухопутном корпусе.

Все эти учебные заведения были сословными, закрытого типа (интернатами), куда детей принимали в возрасте шести лет и на длительный срок изолировали от семьи.

Под влиянием идей французских просветителей о воспитании «новой породы людей», не имеющих предрассудков и пороков высшего общества, И.И. Бецкой стремился воспитать просвещенных и гуманных дворян, купцов, промышленников, ремесленников. С усилением дворянской реакции после Крестьянской войны 1773-1775 гг. эта идея была признана слишком либеральной, и педагог был отстранен от руководства просветительными учреждениями.

И.И. Бецкой составил ряд уставов и регламентов для открываемых им воспитательным учреждений: «Генеральный план императорского Воспитательного дома» (1763-1767), «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» и др., а также «Короткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества» (1766). В них педагог излагал цели, организацию и методы воспитания. Он настаивал на обучении без принуждения, с учетом склонностей ребенка, был противником телесных наказаний и требовал, чтобы воспитатели были «добросовестными и примера достойными людьми».

Уставы, инструкции и учебные планы, разработанные Бецким или под его руководством, собраны в издании «Собрание учреждений и предписаний, касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества» (2 т., 1789-1791).

 

47 Создание Московского Университета и гимназий.

12 января 1755г.(Татьянин день) указом императрицы Елизаветы Петровны в Москве был учрежден университет и при нем две гимназии: для дворян и для разночинцев. Благодаря этому в Московском университете удалось создать преемственную систему среднего и высшего образования. Хотя в указе говорилось, что Моск. университет создан по примеру европейских, «где люди высокого звания свободно наукою пользуются»,однако для дворянских детей предназначалась одна гимназия, для разночинцев-другая. Лишь став студентами, они учились совместно и все, не зависимо от происхождения, получали шпаги, таким образом статус разночинцев повышался. В отличие от европейских универ. обучение в Московском универ. в XVIIIв.было бесплатным,а для 30студентов предусматривалось казенное обучение. Одним из инициаторов учреждения Московского университета был М.В. Ломоносов, великий русский ученый-энциклопедист (1711-1765).а с 1758 г. он также руководил университетскими гимназиями. Он был одержим мыслью создать российский по духу и содержанию университет и при нем гимназию, в которых могли бы учиться все желающие, независимо от сословий. В Московском университете студенты обучались на трех факультетах: юридическом, философском и медицинском.

К чтению лекций в университете привлекались иностранные и российские ученые. Благодаря их деятельности была создана оригинальная учебная литература по различным отраслям знаний – родному языку, математике, географии, естествознанию и пр. М.В. Ломоносов ввел в число обязательных предметов гимназического образования химию и астрономию, первым стал читать лекции для студентов на русском языке. Им разработан «Регламент академической гимназии» (1758), где рекомендуется строить обучение на принципах сознательности, последовательности, систематичности и наглядности. Ведущими дидактическими принципами М.В. Ломоносов считал принципы научности, посильности и развивающего обучения. В основе обучения, полагал ученый, должен лежать познавательный интерес, вызывающий, по его убеждению, творческое усвоение материала и развитие в студентах и учащихся исследовательских интересов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 5732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.