Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние принятия христианства в Киевской Руси на воспитание и обучение детей и юношества




Развитие педагогической мысли в России до начала XVII века.

Развитие гуманистической традиции в педагогической мысли России

В XVII в. в Киевской Руси были открыты государственные школы для подготовки образованных людей из среды дружинников, бояр, “княжих мужей”. Князья и церковь создавали также школы, которые готовили священников. Церковь, желая, чтобы народные массы быстрее оставляли язычество и переходили в христианскую веру, организовывала обучение грамоте в монастырях и на дому у священников. Учебными книгами служили: аз бука, часослов и псалтырь. Часослов представлял собой сборник ежедневных молитв и обрядов, совершаемых верующими в разное время дня. В псалтыри были собраны различные религиозные песнопения — псалмы. Детей учили чтению, письму, пению.

Грамотность высоко ценилась на Руси. Все герои русских былин, богатыри изображались грамотными людьми. В былине о буйном молодце Василии Буслаеве рассказывается, как мать “дала его учить грамоте, грамота ему в наук пошла; посадила она пером писать, письмо Василию в наук пошло; отдала она петью учить — петье Василию в наук пошло”.

О характере и направлении семейного воспитания на Руси в этот период дает некоторое представление сборник наставлении, относящихся к семейному быту, — “Домострой”. В этом сборнике много внимания уделялось воспитанию детей. “Домострой”, обособляя семью от всего окружающего мира, рекомендовал суровые формы обращения хозяина дома с домочадцами, отца — с детьми. В детях требовалось воспитывать любовь к богу, страх перед ним, умение почитать служителей церкви, беспрекословно повиноваться старшим. Эти советы излагались в особой главе, которая так и называлась “Како детей своих воспитати во всяком наказании и страхе божий”. Здесь же рекомендовалось обучать детей вежливости, всяким домашним работам и ремеслам, матери должны учить дочерей, а отцы — сыновей. В “Домострое указано, и какими средствами и методами обучать детей. В главе под названием “Како детей учити и страхом спасати автор требовал установить в доме строжайшую дисциплину и заставить сыновей и дочерей, подчиняться установленному порядку. “Любя же сына своего, учащай ему раны...”,— писал он, рекомендуя физические наказания и воспевая розгу как спасительное средство воспитания.

38.Содержание и методы обучения в церковных и монастырских школах Московской Руси.

С конца XIV в. (точнее, с 1382 г.) в русской письменности появляется слово «школа».

В XIV-XVI вв. школьное образование было представлено в основном следующими школами:

– школа на дому у священника – изучались азбука, часослов [православная богослужебная книга, содержащая молитвы и песнопения, суточного круга богослужения, в том числе служб, называемых «часами» (отсюда название)]; происходило чтение псалтыри, «божественного писания»;

– монастырская школа (обучение чтению и письму по церковным книгам, искусству проводить церковные службы; заучивание наизусть церковных служб);

– школа «книжных писцов» (обучение грамоте, чтение «азбуковников», изучение религии, переписывание книг).

В XIV-XVI вв. в монастырях можно было получить широкое по тем временам образование. В соответствии с русскими педагогическими традициями акцент делался не столько на усвоение суммы знаний, сколько на нравственно-религиозное воспитание, духовное самосовершенствование. Среди всех монастырей того времени выдающимися образовательными и книгописными центрами были Чудов, Спасо-Андрониковский, Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский. Содержание образования в таких школах составляло обучение чтению и письму по одобренным церковью книгам (Псалтырь, Часослов, Евангелие), правилам искусства проводить церковные службы, заучивание наизусть церковных служб.

Интерес к этическо-нравственным проблемам подавлял интерес к рассмотрению общефилософских вопросов и дидактических задач. в монастырях Руси сложилось отношение к книжным знаниям как к духовному сокровищу, которое следует накапливать, «аки пчела мед с цветков» В монастырских кругах на Руси ценилось не собственное мышление ученика, а послушание.

За религиозное воспитание детей отвечала церковь. В обязанности священника входило обучение основным догматам христианского вероучения, воспитание уважения к церковным и светским властям.

Три характерные черты отличают обучение в таких школах: «продолжительность, многий труд и бытие». Обучение было трудным, однообразным, не учитывало особенности и возможности детского организма, поэтому не могло обходиться без насилия. Закономерно поэтому, что основным средством воспитания и обучения были физические наказания.

Существовавшие тогда способы обучения вполне отвечали потребностям государства и общества, какая-либо новая организация образования казалась ненужной, и до XVII в. государственных школ грамоты в России не было.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1823; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.