Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Введение




Цель изучения темы - сформировать у студентов пред­ставление об истории педагогики и образования как о науке и учебном предмете.

Задачи изучения темы:

1) определить место и значение курса в образовании педагога и системе педагогических дисциплин;

2) раскрыть сущность основных понятий курса;

3) выявить многообразие историко-педагогических источников.

Объем темы: 1 час.

Содержание темы:

История педагогики и образования как область научного знания. История педагогики как наука о становлении и развитии теории и практики воспитания, образования и обучения. Ее ме­сто в истории мировой цивилизации. Сущность принципа науч­ного историзма. Формационный и цивилизационный подходы к изучению школы и педагогики.

Методы историко-педагогического исследования.

Педагогические источники как эмпирическая основа по­знания историко-педагогической действительности.

Классификация историко-педагогических источников по Д.И. Раскину. Письменные источники (роды, виды и подвиды). Документальные источники как род (виды: актовые, делопроиз­водственные, статистические и картографические. Повествова­тельные источники как род (виды: личные, художественные, публицистические, исторические, научные). Дидактические ис­точники как род («продукция» учебного процесса от учебников и программ до классных журналов и ученических работ).

Классификация историко-педагогических источников по М.А. Анисову (материалы учебных заведений, учебная литера­тура, художественная литература, мемуарно-эпистолярная пе­дагогическая литература, законодательные материалы, дело­производственная документация, педагогические сочинения).

История педагогики как учебный предмет в высшей педа­гогической школе. Его значение в формировании профессио­нальной культуры будущего учителя.

Методы: лекция.

Литература: 1, 4, 12.

Вопросы для самопроверки:

1) Что такое история педагогики и образования?

2) Что и как она изучает?

3) Каковы задачи и функции истории педагогики и образова­ния?

4) Каково ее место в системе научно-педагогического знания?

5) Какова её роль в профессиональном и личностном становле­нии педагога?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Проведите сравнительный анализ статей «История педаго­гики» из «Педагогической энциклопедии» 1966 и, соответст­венно, 1992 годов издания. Определите, общее и особенное в трактовке предмета, задач и функций истории педагогики как отрасли знания в этих статьях.

2) Определите, какие историко-педагогические источники необ­ходимо использовать, чтобы описать взаимодействие семьи и школы в России XIX в. как феномен.

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Эвристическая функция истории педаго­гики при решении проблем теории и практики со­временного российского образования».

2) Реферат на тему: «Становление педагогики как отрасли на­учного знания».

3) Доклад на тему: «Единый курс педагогики и истории педаго­гики: за и против».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.