Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Учитель и поиск средств самовыражения, профес­сиональной самореализации




Цель изучения темы – заложить основы в формирование собственной выразительности будущих педагогов.

Задачи изучения темы:

1) изучить теоретические основы коммуникативной культуры педагога;

2) сформировать у студентов начальные умения в сфере педаго­гического общения.

Объем темы: 6 часов.

Содержание темы:

Мастерство педагогического взаимодействия. Особенно­сти педагогического общения.

Взаимодействие педагогической и актерской деятельно­сти. Основные средства выразительности. Самообразование и формирование собственной выразительности.

Основы ораторского и актерского мастерства педагога. Невербальный и вербальный аспекты общения.

Невербальные средства общения. «Язык внешнего вида» (язык телодвижений и жестов). Функции жестов в общении (изо­бразительная, реагирующая, указательная, регулирующая). Взаимодействие жестов и мимики, жестов и телодвижений в процессе общения. Общение тактильное. Особенности невер­бального поведения учителя.

Речь учителя как компонент педагогического мастерства. Речевое поведение. Коммуникативные качества речи как сис­тема, обеспечивающая целесообразное применение языка в целях общения.

Профессионально значимые качества голоса учителя: благозвучность (чистота и ясность тембра); широкий диапазон по высоте, громкости и тембру, гибкость, подвижность; выносли­вость (стойкость); адаптивность (приспособление к условиям общения); помехоустойчивость; суггестивность (способность го­лоса внушать эмоции и влиять на поведение адресата).

Выразительность речи. Типы выразительности (содержа­тельная, структурная, интонационная, эмоциональная и др.), формы их проявления.

Интонация и ее роль в общении. Функции интонации в языке и речи. Пауза, интенсивность, логическое ударение, ме­лодика, высота, темп, долгота, тембр и их роль в интонационном оформлении высказывания.

Специфика проявления выразительности в профессио­нальной учебно-научной речи.

Взаимодействие и взаимовлияние коммуникативных ка­честв речи в процессе общения.

Гигиена голоса учителя.

Тренинг по отработке навыков невербального и вербаль­ного педагогического общения.

Методы: лекция, практическое занятие.

Литература: 1, 4, 5, 8, 13, 21, 38, 39, 41, 42.

Вопросы для самопроверки:

1) Что такое «общение»? В чём заключаются его основные функ­ции?

2) Какова специфика педагогического общения?

3) Какие невербальные средства общения вы знаете? На­сколько, на ваш взгляд, осознают их значение учителя?

4) Чем речевая деятельность отличается от других видов дея­тельности?

5) Каковы функции речи учителя как компонента педагогиче­ского мастерства?

6) Что такое коммуникативные качества речи?

7) Какие типы выразительности речи вы знаете?

8) Что можно выразить интонацией?

9) Каковы основные правила гигиены голоса учителя?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Опишите речевое поведение какого-либо учителя. Какой стиль общения реализуется в его поведении?

2) Проанализируйте свою речевую деятельность. Развиты ли у вас основные механизмы речи (работают ли они)? В чем и как это проявляется?

3) Проанализируйте характер использования «языка внешнего вида» (жесты, мимика, телодвижения, поза и т.п.) в деятель­ности одного из преподавателей (учителей). Определите функции жестов, которые им используются.

4) Какие качества голоса являются профессионально значи­мыми для учителя? Проанализируйте свойства своего го­лоса. Соответствуют ли они требованиям, предъявляемым к голосу учителя?

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Роль системы К.С. Станиславского для развития мастерства педагога».

2) Реферат на тему: «Педагогический такт учителя».

3) Реферат на тему: «Речевое поведение педагога как компо­нент его профессионального мастерства».

4) Эссе на тему: «Можно ли убить словом?».

5) Эссе на тему: «Речь удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им (Г. Гегель)».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 921; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.