КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5. Учитель и поиск средств самовыражения, профессиональной самореализации
Цель изучения темы – заложить основы в формирование собственной выразительности будущих педагогов. Задачи изучения темы: 1) изучить теоретические основы коммуникативной культуры педагога; 2) сформировать у студентов начальные умения в сфере педагогического общения. Объем темы: 6 часов. Содержание темы: Мастерство педагогического взаимодействия. Особенности педагогического общения. Взаимодействие педагогической и актерской деятельности. Основные средства выразительности. Самообразование и формирование собственной выразительности. Основы ораторского и актерского мастерства педагога. Невербальный и вербальный аспекты общения. Невербальные средства общения. «Язык внешнего вида» (язык телодвижений и жестов). Функции жестов в общении (изобразительная, реагирующая, указательная, регулирующая). Взаимодействие жестов и мимики, жестов и телодвижений в процессе общения. Общение тактильное. Особенности невербального поведения учителя. Речь учителя как компонент педагогического мастерства. Речевое поведение. Коммуникативные качества речи как система, обеспечивающая целесообразное применение языка в целях общения. Профессионально значимые качества голоса учителя: благозвучность (чистота и ясность тембра); широкий диапазон по высоте, громкости и тембру, гибкость, подвижность; выносливость (стойкость); адаптивность (приспособление к условиям общения); помехоустойчивость; суггестивность (способность голоса внушать эмоции и влиять на поведение адресата). Выразительность речи. Типы выразительности (содержательная, структурная, интонационная, эмоциональная и др.), формы их проявления. Интонация и ее роль в общении. Функции интонации в языке и речи. Пауза, интенсивность, логическое ударение, мелодика, высота, темп, долгота, тембр и их роль в интонационном оформлении высказывания. Специфика проявления выразительности в профессиональной учебно-научной речи. Взаимодействие и взаимовлияние коммуникативных качеств речи в процессе общения. Гигиена голоса учителя. Тренинг по отработке навыков невербального и вербального педагогического общения. Методы: лекция, практическое занятие. Литература: 1, 4, 5, 8, 13, 21, 38, 39, 41, 42. Вопросы для самопроверки: 1) Что такое «общение»? В чём заключаются его основные функции? 2) Какова специфика педагогического общения? 3) Какие невербальные средства общения вы знаете? Насколько, на ваш взгляд, осознают их значение учителя? 4) Чем речевая деятельность отличается от других видов деятельности? 5) Каковы функции речи учителя как компонента педагогического мастерства? 6) Что такое коммуникативные качества речи? 7) Какие типы выразительности речи вы знаете? 8) Что можно выразить интонацией? 9) Каковы основные правила гигиены голоса учителя? Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1) Опишите речевое поведение какого-либо учителя. Какой стиль общения реализуется в его поведении? 2) Проанализируйте свою речевую деятельность. Развиты ли у вас основные механизмы речи (работают ли они)? В чем и как это проявляется? 3) Проанализируйте характер использования «языка внешнего вида» (жесты, мимика, телодвижения, поза и т.п.) в деятельности одного из преподавателей (учителей). Определите функции жестов, которые им используются. 4) Какие качества голоса являются профессионально значимыми для учителя? Проанализируйте свойства своего голоса. Соответствуют ли они требованиям, предъявляемым к голосу учителя? Эссе, рефераты или доклады по теме: 1) Реферат на тему: «Роль системы К.С. Станиславского для развития мастерства педагога». 2) Реферат на тему: «Педагогический такт учителя». 3) Реферат на тему: «Речевое поведение педагога как компонент его профессионального мастерства». 4) Эссе на тему: «Можно ли убить словом?». 5) Эссе на тему: «Речь удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им (Г. Гегель)».
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 955; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |