Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Сущность управления и педагогического менедж­мента




Тема 1. Педагогические и образовательные системы.

Цель изучения темы – сформировать у студентов пред­ставление о педагогической и образовательной системах.

Задачи изучения темы:

1) рассмотреть понятие системы;

2) определить особенности системы педагогической;

3) выявить различия в семантических полях «образователь­ной», «педагогической» и «социально-педагогической» сис­тем;

4) изучить критерии оценки педагогических систем.

Объем темы: 1 час.

Содержание темы:

Понятие системы. Сложноорганизованные динамические системы. Взаимодействие составляющих сложноорганизован­ных динамических систем, причины их развития.

Особенности педагогической системы. Структурные ком­поненты педагогической системы. Функциональные компоненты педагогических систем. Характеристика гностического, проек­тивного, конструктивного, коммуникативного, организаторского функциональных компонентов. Взаимосвязь структурных и функциональных компонентов педагогических систем. Признаки сходства и различия педагогических систем. Иерархия педагоги­ческих систем.

Семантические поля «образовательной», «педагогиче­ской» и «социально-педагогической» систем.

Представление о функционировании и развитии педагоги­ческой (образовательной) системы.

Критерии оценки педагогических систем.

Методы: лекция.

Литература: 1, 2, 4, 6, 16, 33, 65, 80, 85, 86, 112.

Вопросы для самопроверки:

1) Что такое система?

2) В чём заключаются особенности педагогической системы?

3) Охарактеризуйте структурные и функциональные компо­ненты педагогической системы.

4) Чем похожи и непохожи между собой педагогические сис­темы?

5) На каких критериях строится иерархия педагогических сис­тем?

6) Различаете ли вы понятия «образовательная система», «педа­гогическая система» и «социально-педагогическая система»?

7) Каковы критерии оценки педагогических систем?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Выпишите из педагогических словарей, учебных пособий и периодических публикаций педагогического характера опре­деления и авторские трактовки категории «система» с педа­гогической точки зрения.

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Системный подход в педагогике».

Цель изучения темы – сформировать представление о сущности управления и педагогического менеджмента как осо­бой деятельности.

Задачи изучения темы:

1) определить место управления среди других видов человече­ской деятельности;

2) проследить в общих чертах историю развития теории науч­ного управления;

3) раскрыть сущность основных понятий курса.

Объем темы: 4 часа.

Содержание темы:

Управление как условие развития динамической системы.

Понятие управления и педаго­гического менеджмента. Управление, его по­нятие и сущность. Основоположники теории научного управления (Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, А. Файоль). Вы­дающиеся оте­чественные управленцы (А.А. Богданов, А.К. Гас­тев, П.М. Керженцев и др.).

Современные тенденции управления. Структура управ­ленческой деятельно­сти. Функции управленческой деятельности (управленческий цикл): проектирование, планирование, органи­зация, руководство, контроль и учёт, анализ. Универсальность функций управления. Общие принципы управления. Методы управления.

Научные школы управления. Механическая модель. Клас­сическая теория. Теория человеческих отношений. Системный подход. Ситуационный подход. Процессный подход.

Процесс управления образованием. Специфика управле­ния образованием. Объект, предмет и методы управления обра­зованием.

Эволюция отечественной управленческой мысли в сфере образования. Решение задач управления школой в России в XVIII-XX вв. Управление образованием в условиях социально-экономиче­ских реформ.

Понятие менеджмента, педагогического менеджмента. Классификация целей менеджмента. Объекты и субъекты педа­гогического менеджмента. Системообра­зующие факторы и ком­поненты педагогического менеджмента. Основные задачи педа­гогического менеджмента.

Взаимосвязь структурно-функциональных компонентов системы с компонентами менеджмента.

Основные функции педагогического управления. Понятие и классификация функций педагогического управления. Теорети­ческие и технологические аспекты функций управления образо­вательными системами. Принципы управления педагогическими системами.

Реформы в образовании. Влияние реформ на подходы к управлению образованием.

Методы: лекция, семинарское занятие.

Литература: 1, 2, 4, 6, 8, 11, 14, 17, 20, 21, 24, 27-31, 35, 37, 40, 50-52, 65, 68, 77, 82, 87-89, 107, 110, 121. 122, 124.

Вопросы для самопроверки:

1) Раскройте сущность управления. Каково его место среди других видов деятельности человека?

2) Охарактеризуйте основные тенденции в развитии управле­ния на современном этапе.

3) Какова структура управленческой деятельно­сти?

4) Опишите функции управленческой деятельности.

5) В чём заключается специфика науки управления образова­нием?

6) Кратко охарактеризуйте реформы образования в России, их направленность и эффективность.

7) В чем состоят особенности управления педагогическими сис­темами?

8) Что такое педагогический менеджмент?

9) Перечислите и охарактеризуйте функции управления образо­вательными системами.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Пользуясь педагогическими словарями и учебными посо­биями, составьте словарь всех категорий и дефиниций по теме.

2) Законспектируйте главу «Теория школьного управления в педагогической науке» из книги В.Ю. Кричевского «Очерки истории и теории управления образованием» (СПб.: СПбГУПМ, 2001. - С.5-18).

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Управление как самостоятельная предмет­ная область».

2) Реферат на тему: «Виды управленческой деятельности».

3) Реферат на тему: «Эволюция теорий управления в образова­нии».

Тема 3. Система образования Российской Федерации.

Цель изучения темы – сформировать у студентов целост­ное представление о системе образования нашей страны и об общих основах управления ею.

Задачи изучения темы:

1) рассмотреть сущность понятия «государственной системе образования» и государственно-общественной системы управления им;

2) осознать зависимость системы образования от социально-по­литического, экономического и культурного факторов;

3) изучить руководящие принципы управления образованием в России;

4) определить сущность деятельности, компетенцию и степень ответственности органов управления образованием различ­ных уровней.

Объем темы: 1 час.

Содержание темы:

Понятие о государственной системе образования как сово­купности образовательный программ и стандартов, сети образо­вательных учреждений и органовуправления образованием. Зависимость системы образования от социально-по­литического, экономического и культурного факторов. Современные концеп­ции перестройки системы образования и школы, пути их демо­кратизации и гуманизации.

Образовательные учреждения и их типология. Организа­ционно-правовые формы образовательных учреждений.

Государственно-общественная система управления об­разованием как сово­купность всех участников образовательного процесса, их органов управления и ор­ганов государственного управления образованием; нормативно-правовой базы, регла­ментирующей деятельность субъектов государственно-общест­венного управления образованием; процедур и механизмов их взаимодействия.

Система принципов государственной образовательной политики (гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие; единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных куль­тур; общедоступность образования и адаптивность системы об­разования к потребностям обучаемых; светский характер обра­зования в государственных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных уч­реждений).

Ведущие принципы развития государственно-обществен­ной системыуправления образованием (целостность, систем­ность, комплексность и оптимальное сочетание централизации и децентрализации).

Службы управления. Компетенция и ответственность ор­ганов управления образованием (федеральный, региональный, муниципальный уровни). Взаимодействие органов управления всех уровней. Сходства и различия в управлении на каждом уровне.

Сравнительный анализ систем образования России и ряда зарубежных стран.

Методы: лекция.

Литература: 1-3, 6, 22, 23, 41, 48, 49, 58-62, 65, 66, 84-86, 112.

Вопросы для самопроверки:

1) Что такое государственная система образования?

2) Какие типы образовательных учреждений вы знаете? Кратко охарактеризуйте каждый из них.

3) Какие организационно-правовые формы образовательных учреждений вы знаете?

4) Каковы ведущие принципы развития государственно-общест­венной системыуправления образованием?

5) Укажите функции управления системой образования и охарак­теризуйте их применительно для федерального, ре­гионального и муниципального уровней.

6) Как происходит разграничение компетенции между уровнями управления?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Сравните систему управления образованием в России по «Уставу учебных заведений, подведомых университетам» 1804 года и реформе 1828 годов. Какие основные выводы можно сделать в итоге? Могут ли эти выводы иметь значе­ние для осмысления проблем современного образования?

2) Определите и опишите возможности органов местного само­управления Бокситогорского (или Тихвинского) района в раз­витии муниципальной образовательной системы.

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Система образования в России по Уставу 1804 года».

2) Реферат на тему: «Система образования в … (страна - на выбор студента).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.