КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Сущность управления и педагогического менеджмента
Тема 1. Педагогические и образовательные системы. Цель изучения темы – сформировать у студентов представление о педагогической и образовательной системах. Задачи изучения темы: 1) рассмотреть понятие системы; 2) определить особенности системы педагогической; 3) выявить различия в семантических полях «образовательной», «педагогической» и «социально-педагогической» систем; 4) изучить критерии оценки педагогических систем. Объем темы: 1 час. Содержание темы: Понятие системы. Сложноорганизованные динамические системы. Взаимодействие составляющих сложноорганизованных динамических систем, причины их развития. Особенности педагогической системы. Структурные компоненты педагогической системы. Функциональные компоненты педагогических систем. Характеристика гностического, проективного, конструктивного, коммуникативного, организаторского функциональных компонентов. Взаимосвязь структурных и функциональных компонентов педагогических систем. Признаки сходства и различия педагогических систем. Иерархия педагогических систем. Семантические поля «образовательной», «педагогической» и «социально-педагогической» систем. Представление о функционировании и развитии педагогической (образовательной) системы. Критерии оценки педагогических систем. Методы: лекция. Литература: 1, 2, 4, 6, 16, 33, 65, 80, 85, 86, 112. Вопросы для самопроверки: 1) Что такое система? 2) В чём заключаются особенности педагогической системы? 3) Охарактеризуйте структурные и функциональные компоненты педагогической системы. 4) Чем похожи и непохожи между собой педагогические системы? 5) На каких критериях строится иерархия педагогических систем? 6) Различаете ли вы понятия «образовательная система», «педагогическая система» и «социально-педагогическая система»? 7) Каковы критерии оценки педагогических систем? Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1) Выпишите из педагогических словарей, учебных пособий и периодических публикаций педагогического характера определения и авторские трактовки категории «система» с педагогической точки зрения. Эссе, рефераты или доклады по теме: 1) Реферат на тему: «Системный подход в педагогике». Цель изучения темы – сформировать представление о сущности управления и педагогического менеджмента как особой деятельности. Задачи изучения темы: 1) определить место управления среди других видов человеческой деятельности; 2) проследить в общих чертах историю развития теории научного управления; 3) раскрыть сущность основных понятий курса. Объем темы: 4 часа. Содержание темы: Управление как условие развития динамической системы. Понятие управления и педагогического менеджмента. Управление, его понятие и сущность. Основоположники теории научного управления (Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, А. Файоль). Выдающиеся отечественные управленцы (А.А. Богданов, А.К. Гастев, П.М. Керженцев и др.). Современные тенденции управления. Структура управленческой деятельности. Функции управленческой деятельности (управленческий цикл): проектирование, планирование, организация, руководство, контроль и учёт, анализ. Универсальность функций управления. Общие принципы управления. Методы управления. Научные школы управления. Механическая модель. Классическая теория. Теория человеческих отношений. Системный подход. Ситуационный подход. Процессный подход. Процесс управления образованием. Специфика управления образованием. Объект, предмет и методы управления образованием. Эволюция отечественной управленческой мысли в сфере образования. Решение задач управления школой в России в XVIII-XX вв. Управление образованием в условиях социально-экономических реформ. Понятие менеджмента, педагогического менеджмента. Классификация целей менеджмента. Объекты и субъекты педагогического менеджмента. Системообразующие факторы и компоненты педагогического менеджмента. Основные задачи педагогического менеджмента. Взаимосвязь структурно-функциональных компонентов системы с компонентами менеджмента. Основные функции педагогического управления. Понятие и классификация функций педагогического управления. Теоретические и технологические аспекты функций управления образовательными системами. Принципы управления педагогическими системами. Реформы в образовании. Влияние реформ на подходы к управлению образованием. Методы: лекция, семинарское занятие. Литература: 1, 2, 4, 6, 8, 11, 14, 17, 20, 21, 24, 27-31, 35, 37, 40, 50-52, 65, 68, 77, 82, 87-89, 107, 110, 121. 122, 124. Вопросы для самопроверки: 1) Раскройте сущность управления. Каково его место среди других видов деятельности человека? 2) Охарактеризуйте основные тенденции в развитии управления на современном этапе. 3) Какова структура управленческой деятельности? 4) Опишите функции управленческой деятельности. 5) В чём заключается специфика науки управления образованием? 6) Кратко охарактеризуйте реформы образования в России, их направленность и эффективность. 7) В чем состоят особенности управления педагогическими системами? 8) Что такое педагогический менеджмент? 9) Перечислите и охарактеризуйте функции управления образовательными системами. Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1) Пользуясь педагогическими словарями и учебными пособиями, составьте словарь всех категорий и дефиниций по теме. 2) Законспектируйте главу «Теория школьного управления в педагогической науке» из книги В.Ю. Кричевского «Очерки истории и теории управления образованием» (СПб.: СПбГУПМ, 2001. - С.5-18). Эссе, рефераты или доклады по теме: 1) Реферат на тему: «Управление как самостоятельная предметная область». 2) Реферат на тему: «Виды управленческой деятельности». 3) Реферат на тему: «Эволюция теорий управления в образовании». Тема 3. Система образования Российской Федерации. Цель изучения темы – сформировать у студентов целостное представление о системе образования нашей страны и об общих основах управления ею. Задачи изучения темы: 1) рассмотреть сущность понятия «государственной системе образования» и государственно-общественной системы управления им; 2) осознать зависимость системы образования от социально-политического, экономического и культурного факторов; 3) изучить руководящие принципы управления образованием в России; 4) определить сущность деятельности, компетенцию и степень ответственности органов управления образованием различных уровней. Объем темы: 1 час. Содержание темы: Понятие о государственной системе образования как совокупности образовательный программ и стандартов, сети образовательных учреждений и органовуправления образованием. Зависимость системы образования от социально-политического, экономического и культурного факторов. Современные концепции перестройки системы образования и школы, пути их демократизации и гуманизации. Образовательные учреждения и их типология. Организационно-правовые формы образовательных учреждений. Государственно-общественная система управления образованием как совокупность всех участников образовательного процесса, их органов управления и органов государственного управления образованием; нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность субъектов государственно-общественного управления образованием; процедур и механизмов их взаимодействия. Система принципов государственной образовательной политики (гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие; единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур; общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых; светский характер образования в государственных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений). Ведущие принципы развития государственно-общественной системыуправления образованием (целостность, системность, комплексность и оптимальное сочетание централизации и децентрализации). Службы управления. Компетенция и ответственность органов управления образованием (федеральный, региональный, муниципальный уровни). Взаимодействие органов управления всех уровней. Сходства и различия в управлении на каждом уровне. Сравнительный анализ систем образования России и ряда зарубежных стран. Методы: лекция. Литература: 1-3, 6, 22, 23, 41, 48, 49, 58-62, 65, 66, 84-86, 112. Вопросы для самопроверки: 1) Что такое государственная система образования? 2) Какие типы образовательных учреждений вы знаете? Кратко охарактеризуйте каждый из них. 3) Какие организационно-правовые формы образовательных учреждений вы знаете? 4) Каковы ведущие принципы развития государственно-общественной системыуправления образованием? 5) Укажите функции управления системой образования и охарактеризуйте их применительно для федерального, регионального и муниципального уровней. 6) Как происходит разграничение компетенции между уровнями управления? Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1) Сравните систему управления образованием в России по «Уставу учебных заведений, подведомых университетам» 1804 года и реформе 1828 годов. Какие основные выводы можно сделать в итоге? Могут ли эти выводы иметь значение для осмысления проблем современного образования? 2) Определите и опишите возможности органов местного самоуправления Бокситогорского (или Тихвинского) района в развитии муниципальной образовательной системы. Эссе, рефераты или доклады по теме: 1) Реферат на тему: «Система образования в России по Уставу 1804 года». 2) Реферат на тему: «Система образования в … (страна - на выбор студента).
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |