КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5. Школа как педагогическая система и объект управления в контексте современных подходов к образованию
Цель изучения темы – рассмотреть школу как педагогическую систему и специфический объект управления в контексте современных подходов к образованию. Задачи изучения темы: 1) рассмотреть системные, организационные, исторические, специфические особенности функционирования школы; 2) рассмотреть систему работы администрации школы с педагогическим коллективом; 3) изучить роль личности руководителя, его профессионализма и управленческой культуры в функционировании учебного заведения. Объем темы: 6 часов. Содержание темы: Школа как педагогическая система и объект управления. Организация, порядок создания образовательного учреждения: регистрация, лицензирование, аттестация, аккредитация. Компетенция и ответственность образовательного учреждения. Функции общеобразовательной школы. Управление школой в дореволюционной России и в послереволюционный период. Теория внутришкольного управления в 90-е годы XX в. Особенности разных типов и видов школ как объектов управления. Строение школы. Основные подсистемы школы (образовательная, инновационная, обеспечивающая). Материально-техническая база школ. Финансирование школы. Отчетность школы. Специфика управленческой деятельности в системе руководства образованием и современной школой. Специфика внутришкольного управления. Система функций администрации школы. Директор и коллегиальное управление школой. Коллективные органы руководства. Педагогический совет и совет школы. Планирование работы. Педагогический коллектив как трудовой коллектив особого типа. Организационное строение педагогического коллектива. Формальная и неформальная структуры коллектива. Влияние социально-демографических и индивидуально-психологических особенностей на формирование организационной структуры педагогического коллектива. Психологический климат и пути его создания. Конфликты в педагогическом коллективе. Работа администрации школы с педагогическими кадрами. Принципы управления педагогическим коллективом (по В.М. Лизинскому): принцип Парето, «длинных вожжей», главного звена, делегирования, опережающего стимулирования, салями, априорного уважения к педагогу и к ребёнку, воспитания собой, воспитания успехом, событийности, эстафеты. Мотивационная среда школы. Стратегия и формы работы с учителем, неформальными и формальными группами учителей, педагогическим коллективом в целом. Социально-экономическая и информационная защита учителя. Специфика работы с молодыми учителями. Профессиональная адаптация молодого учителя. Система повышения квалификации учительских кадров. Работа методических объединений. Управленческая культура руководителя. Руководство как функция управления. Понятие культуры управления. Руководитель в системе управления. Современные взгляды на деятельность руководителя. Требования к личности руководителя. Деятельностный подход к составлению профессиограммы руководителя школы. Качества эффективного руководителя. Роль субъективных качеств руководителя в управлении. Стили и методы руководства, их эффективность. Сочетание стилей в управлении. Развитие творческих качеств руководителя. Школа как отражение личности её руководителя. Методы: лекция, семинарское занятие. Литература: 1, 2, 6, 7, 10, 13-15, 18, 19, 25, 27, 31-34, 36-39, 43, 44, 46, 47, 51, 52, 54-57, 62-65, 68-79, 83-85, 89-94, 96-101, 103-106, 109, 111, 113-119, 121, 123. Вопросы для самопроверки: 1) Какова процедура создания образовательного учреждения? 2) Перечислите функции общеобразовательной школы. 3) Опишите особенности управления школой в дореволюционной России и в послереволюционный период. 4) Охарактеризуйте теорию внутришкольного управления 90-х гг. XX в. 5) Каковы особенности разных типов и видов школ как объектов управления? 6) В чём заключается специфика внутришкольного управления? 7) Как вы соотносите для себя проблему лидерства и желательности коллегиального управления школой? 8) Охарактеризуйте педагогический коллектив как трудовой коллектив особого типа. 9) Перечислите принципы управления педагогическим коллективом и дайте им краткую характеристику. 10) Что значит «руководить без конфликтов»? 11) Перечислите черты идеального, на ваш взгляд, лидера, управляющего педагогическим коллективом. Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1) Что значит лидер в образовании? Подготовьте электронные презентации (2-3 на выбор студента) о выдающихся лидерах отечественной системы образования (В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, В.А. Караковский, Е.А. Ямбург и др.) и их руководительском опыте. Эссе, рефераты или доклады по теме: 1) Реферат на тему: «Аттестация образовательного учреждения как функция управления». 2) Реферат на тему: «Особенности управления образовательными учреждениями различных типов и видов» (на выбор студента: массовая школа, инновационное ОУ, коррекционно-развивающее ОУ). 3) Реферат на тему: «Влияние управленческой культуры руководителя на развитие образовательной системы». 4) Реферат на тему: «Содержание взаимодействия учителя с администрацией и коллегами». 5) Реферат на тему: «Роль и место учителя в системе управления школой». 6) Реферат на тему: «Функции руководства деятельностью педагогического коллектива и учителя». 7) Реферат на тему: «Планирование работы школы: технология, виды и формы. 8) Реферат на тему: «Воспитательная работа в школе как система и управление ею». 9) Реферат на тему: «Управление инновационными процессами в школе». 10) Реферат на тему: «Особенности организации методической, научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы в школе». Тема 6. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Цель изучения темы – рассмотреть взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами как педагогический феномен. Задачи изучения темы: 1) сформировать представление о школе как открытой социальной системе; 2) определить роль социальных институтов в развитии образования; 3) рассмотреть возможности, формы, направления сотрудничества социальных институтов в управлении образовательными системами. Объем темы: 1 час. Содержание темы: Школа – открытая система. Взаимодействие школы с внешней средой. Условия жизнедеятельности школы. Школа – составная часть социума. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Роль социальных институтов в развитии образования. Использование возможностей социальных институтов в управлении образовательными системами. Формы взаимодействия социальных институтов по управлению образовательными системами. Оптимизация взаимодействия социальных институтов. Программа развития образования как средство для координации совместной деятельности социальных институтов по развитию образования на административной территории. Федеральные, региональные и муниципальные программы развития образования как средство развития (педагогических) образовательных систем. Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности. Методы: лекция, семинарское занятие. Литература: 1, 2, 6, 65. Вопросы для самопроверки: 1) Что означает утверждение о том, что школа – «открытая система»? 2) Является ли взаимодействие школы с внешней средой неотъемлемым условием её жизнедеятельности? 3) Какова роль социальных институтов в развитии образования? 4) Охарактеризуйте формы взаимодействия социальных институтов по управлению образовательными системами. 5) В чём может заключаться оптимизация взаимодействия социальных институтов на современном этапе? 6) Каковы возможности школы как организующего центра совместной деятельности школы, семьи и общественности? Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1) На базе «родной» вам школы проведите самостоятельное мини-исследование (с помощью известных вам методов педагогического исследования) по выявлению реалий во взаимодействии социальных институтов в управлении образовательными системами: а) выявите отношение администрации школы, педагогов и родителей к вероятности и полезности контактов семьи и школы в контексте проблемы; б) определите, насколько велика роль взаимодействия семьи и школы в управлении школой. Эссе, рефераты или доклады по теме: 1) Реферат на тему: «Использование возможностей социальных институтов в управлении образовательными системами». 2) Реферат на тему: «Роль родительских комитетов в деле управления образовательным учреждением».
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |