Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Школа как педагогическая система и объект управ­ления в контексте современных подходов к образованию




Цель изучения темы – рассмотреть школу как педагогиче­скую систему и специфический объект управления в контексте современных подходов к образованию.

Задачи изучения темы:

1) рассмотреть системные, организационные, исторические, специфические особенности функционирования школы;

2) рассмотреть систему работы администрации школы с педаго­гическим коллективом;

3) изучить роль личности руководителя, его профессионализма и управленческой культуры в функционировании учебного заведения.

Объем темы: 6 часов.

Содержание темы:

Школа как педагогическая система и объект управления. Организация, порядок создания образовательного учреждения: регистрация, лицензирование, аттестация, аккредитация. Ком­петенция и ответственность образовательного учреждения. Функции общеобразовательной школы.

Управление школой в дореволюционной России и в после­революционный период. Теория внутришкольного управления в 90-е годы XX в.

Особенности разных типов и видов школ как объектов управления. Строение школы. Основные подсистемы школы (образовательная, инновационная, обеспечивающая). Матери­ально-техническая база школ. Финансирование школы. Отчет­ность школы.

Специфика управленческой деятельности в системе руко­водства образованием и современной школой. Специфика внут­ришкольного управления. Система функций администрации школы. Директор и коллегиальное управление школой. Коллек­тивные органы руководства. Педагогический совет и совет школы. Планирование работы.

Педагогический коллектив как трудовой коллектив особого типа. Организационное строение педагогического коллектива. Формальная и неформальная структуры коллектива. Влияние социально-демографических и индивидуально-психологических особенностей на формирование организационной структуры пе­дагогического коллектива. Психологический климат и пути его создания. Конфликты в педагогическом коллективе.

Работа администрации школы с педагогическими кадрами. Принципы управления педагогическим коллективом (по В.М. Ли­зинскому): принцип Парето, «длинных вожжей», главного звена, делегирования, опережающего стимулирования, салями, апри­орного уважения к педагогу и к ребёнку, воспитания собой, вос­питания успехом, событийности, эстафеты.

Мотивационная среда школы. Стратегия и формы работы с учителем, неформальными и формальными группами учите­лей, педагогическим коллективом в целом. Социально-экономи­ческая и информационная защита учителя. Специфика работы с молодыми учителями. Профессиональная адаптация молодого учителя. Система повышения квалификации учительских кад­ров. Работа методических объединений.

Управленческая культура руководителя. Руководство как функция управления. Понятие культуры управления. Руководи­тель в системе управления.

Современные взгляды на деятельность руководителя. Требования к личности руководителя. Деятельностный подход к составлению профессиограммы руководителя школы. Качества эффективного руководителя. Роль субъективных качеств руко­водителя в управлении. Стили и методы руководства, их эффек­тивность. Сочетание стилей в управлении. Развитие творческих качеств руководителя. Школа как отражение личности её руко­водителя.

Методы: лекция, семинарское занятие.

Литература: 1, 2, 6, 7, 10, 13-15, 18, 19, 25, 27, 31-34, 36-39, 43, 44, 46, 47, 51, 52, 54-57, 62-65, 68-79, 83-85, 89-94, 96-101, 103-106, 109, 111, 113-119, 121, 123.

Вопросы для самопроверки:

1) Какова процедура создания образовательного учреждения?

2) Перечислите функции общеобразовательной школы.

3) Опишите особенности управления школой в дореволюцион­ной России и в послереволюционный период.

4) Охарактеризуйте теорию внутришкольного управления 90-х гг. XX в.

5) Каковы особенности разных типов и видов школ как объек­тов управления?

6) В чём заключается специфика внутришкольного управле­ния?

7) Как вы соотносите для себя проблему лидерства и желатель­ности коллегиального управления школой?

8) Охарактеризуйте педагогический коллектив как трудовой коллектив особого типа.

9) Перечислите принципы управления педагогическим коллекти­вом и дайте им краткую характеристику.

10) Что значит «руководить без конфликтов»?

11) Перечислите черты идеального, на ваш взгляд, лидера, управляющего педагогическим коллективом.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Что значит лидер в образовании? Подготовьте электронные презентации (2-3 на выбор студента) о выдающихся лидерах отечественной системы образования (В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, В.А. Караковский, Е.А. Ямбург и др.) и их ру­ководительском опыте.

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Аттестация образовательного учрежде­ния как функция управления».

2) Реферат на тему: «Особенности управления образователь­ными учреждениями различных типов и видов» (на выбор студента: массовая школа, инновационное ОУ, коррекци­онно-развивающее ОУ).

3) Реферат на тему: «Влияние управленческой культуры руково­дителя на разви­тие образовательной системы».

4) Реферат на тему: «Содержание взаимодействия учителя с администрацией и коллегами».

5) Реферат на тему: «Роль и место учителя в системе управле­ния школой».

6) Реферат на тему: «Функции руководства деятельностью педа­гогического коллек­тива и учителя».

7) Реферат на тему: «Планирование работы школы: техноло­гия, виды и формы.

8) Реферат на тему: «Воспитательная работа в школе как сис­тема и управление ею».

9) Реферат на тему: «Управление инновационными процес­сами в школе».

10) Реферат на тему: «Особенности организации методической, научно-исследова­тельской и опытно-экспериментальной ра­боты в школе».

Тема 6. Взаимодействие социальных институтов в управле­нии образовательными системами.

Цель изучения темы – рассмотреть взаимодействие со­циальных институтов в управлении образовательными систе­мами как педагогический феномен.

Задачи изучения темы:

1) сформировать представление о школе как открытой социаль­ной системе;

2) определить роль социальных институтов в развитии образова­ния;

3) рассмотреть возможности, формы, направления сотрудниче­ства социальных институтов в управлении образователь­ными системами.

Объем темы: 1 час.

Содержание темы:

Школа – открытая система. Взаимодействие школы с внешней средой. Условия жизнедеятельности школы. Школа – составная часть социума.

Взаи­модействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Роль социальных институтов в развитии образования. Использование возможностей социаль­ных институтов в управлении образовательными системами.

Формы взаимодействия социальных институтов по управ­лению образовательными системами.

Оптимизация взаимодействия социальных институтов.

Программа развития образования как средство для коор­динации совместной деятельности социальных институтов по развитию образования на административной территории. Феде­ральные, региональные и муниципальные программы развития образования как средство развития (педагогических) образова­тельных систем.

Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности.

Методы: лекция, семинарское занятие.

Литература: 1, 2, 6, 65.

Вопросы для самопроверки:

1) Что означает утверждение о том, что школа – «открытая сис­тема»?

2) Является ли взаимодействие школы с внешней средой неотъ­емлемым условием её жизнедеятельности?

3) Какова роль социальных институтов в развитии образова­ния?

4) Охарактеризуйте формы взаимодействия социальных инсти­тутов по управлению образовательными системами.

5) В чём может заключаться оптимизация взаимодействия соци­альных институтов на современном этапе?

6) Каковы возможности школы как организующего центра совме­стной деятельности школы, семьи и общественности?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) На базе «родной» вам школы проведите самостоятельное мини-исследование (с помощью известных вам методов пе­дагогического исследования) по выявлению реалий во взаи­модействии социальных институтов в управлении образова­тельными системами: а) выявите отношение администрации школы, педагогов и родителей к вероятности и полезности контактов семьи и школы в контексте проблемы; б) опреде­лите, насколько велика роль взаимодействия семьи и школы в управлении школой.

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Использование возможностей социаль­ных институтов в управлении образовательными систе­мами».

2) Реферат на тему: «Роль родительских комитетов в деле управления образовательным учреждением».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.