Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Основная литература по дисциплине:




Список литературы

Основная литература по дисциплине:

1. Орлова, Т.В. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.В. Орлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

2. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; Под. ред. Т.И. Шамовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Дополнительная литература:

3. Бухарова, Г.Д. Системы образования: учебное пособие / Г.Д. Бухарова, О.Н. Арефьев, Л.Д. Старикова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

4. Управление образовательными системами: Учеб. пособие / А.С. Галышева, Г.А. Гонтарева, Н.А. Скворцова, Г.П. Че­пуренко. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2005.

5. Гуров, В.Н. Управление развитием и функционированием образовательных учреждений / В.Н. Гуров, С.В. Степанов. – Ставрополь, 2001.

6. Закон РФ об образовании. – М., 1992.

7. Зверева, В.И. Организационно-педагогическая деятель­ность руководителя школы / В.И. Зверева. – М.: Новая школа, 1997.

8. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управ­ление / Ю.А. Конаржевский. – М., 1999.

9. Конаржевский, Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспита­тельного процесса и управление школой / Ю.А. Ко­наржевский. - М.: Педагогика, 1996.

10. Крылова, Е.В. Управление педагогической организацией: Монография / Е.В. Крылова, Г.П. Чепуренко. – СПб.: РТП ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2004.

Литература для самостоятельной работы:

11. Аверченко, Л.К. Психолого-этические уроки для менеджера / Л.К. Аверченко, Л.Н. Антилогова - Омск, 1993.

12. Андреев, В.И. Технология экспертной оценки качества ра­боты учителей и руководителей школ, лицеев, гимназий / В.И. Андреев. - Казань, 1994.

13. Атватер, И. Я вас слушаю: советы руководителю как пра­вильно слушать собеседника / И. Атватер. – М., 1984.

14. Бакирова, Г.Х. Управление человеческими ресурсами / Г.Х. Бакирова. – СПб.: Речь, 2003.

15. Безрукова, B.C. Теоретические основы педагогического проектирования / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Изд-во СИПИ, 1993.

16. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Беспалько. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977.

17. Боумэн, К. Основы стратегического менеджмента / К. Бо­умэн. – М., ЮНИТИ, 2002.

18. В рабочую тетрадь заместителя директора школы по воспи­тательной работе // Воспитание школьников. – 2001. - №4. – С.14-17.

19. Васильев, Ю.В. Педагогическое управление в школе / Ю.В. Васильев. – М., 1990.

20. Вдовин, А.И. Мудрые мысли о менеджменте / А.И. Вдовин, Ю.А. Савельев. – СПб.: Экономика, 2005.

21. Вудкок, М. Раскрепощенный менеджер / М. Вудкок, Д. Френ­сис. - М., 1991.

22. Глазунова, Н.И. Система государственного и муниципаль­ного управления / Н.И. Глазунова. – М.: Проспект, 2006.

23. Джуринский, А.Н. Зарубежная школа: современное состоя­ние и тенденции развития / А.Н. Джуринский. – М., 1993.

24. Егоршин, А.П. Управление персоналом / А.П. Егоршин. – Нижний Новгород: НИМБ, 2005.

25. Загвязинский, В.И. Творчество в управлении школой / В.И. Загвязинский, С.А. Гильманов. - М.: Знание, 1991.

26. Зацепина, Л. Телекоммуникации в управлении образова­нием / Л. Зацепина // Мир школы. – 2001. - №6. – С.9.

27. Зигерт, В. Руководить без конфликтов / В. Зигерт, Л. Ланг. – М., 1990.

28. Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. П.В. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. – М., Центр исследований и статистики науки, 2003.

29. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие / Н.И. Кабушкин. - М., 1999.

30. Как добиться успеха: Практические советы деловым лю­дям. – М., 1992.

31. Конаржевский, Ю.А. Внутришкольный менеджмент / Ю.А. Конаржевский. - М., 1993.

32. Конаржевский, Ю.А. Проблемы внутришкольного управле­ния / Ю.А. Конаржевский. - Челябинск, 1989.

33. Конаржевский, Ю.А. Что нужно знать директору школы о системе и системном подходе / Ю.А. Конаржевский. - Че­лябинск, 1988.

34. Кондаков, М.И. Теоретические основы школоведения / М.И. Кондаков. – М., 1982.

35. Кричевский, В.Ю. Очерки истории и теории управления образованием / В.Ю. Кричевский. – СПб.: СПбГУПМ, 2001.

36. Кричевский, В.Ю. Управление школьным коллективом / В.Ю. Кричевский. – Л., 1985.

37. Кудряшова, Л.Д. Каким быть руководителю: Психология управленческой деятельности / Л.Д. Кудряшова. – Л., 1986.

38. Кузибецкий, А. Управленческие техники в коммуникатив­ной культуре руководителя / А. Кузибецкий // Народное об­разование. – 2001. - №7. – С.44-54.

39. Кулиев, Т.А. Руководитель и коллектив: взаимодействие / Т.А. Кулиев, В.Б. Мамедов. – М., 1990.

40. Кунц, Г.О. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций / Г.О. Кунц, С. Доннел. - М., 1981.

41. Курдюмова, И. Школьное инспектирование в Великобрита­нии / И. Курдюмова // Народное образование. – 2001. - №8. – С.58.

42. Куркин, Е.Б. Управление образованием в условиях рынка / Е.Б. Куркин. – М.: Новая школа, 1997.

43. Лазарев, В.С. Как разработать программу развития школы. Методическое пособие для руководителей образователь­ных учреждений / В.С. Лазарев, М.М. Поташник. – М., 2003.

44. Лазарев, В.С. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / Пособие для руководителей образова­тельных учреждений / Под ред. В.С. Лазарева / В.С. Лаза­рев, Т.П. Афанасьева, И.А. Елисеева, Т.И. Пуденко. – М.: Центр социальных и экономических исследований, 1995.

45. Лебедев, О.Е. Управление образовательными системами / О.Е. Лебедев. - Новгород, 1998.

46. Левит, М.В. Как сделать хорошую школу. Кн.1 / М.В. Левит. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

47. Лизинский, В.М. Работа администрации школы с учителем / В.М. Лизинский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.

48. Лиферов, А.П. Интеграционный потенциал образователь­ных систем крупнейших регионов мира (типология, сравни­тельный анализ) / А.П. Лиферов. – Рязань, 1997.

49. Лиферов, А.П. Интеграция мирового образования – реаль­ность третьего тысячелетия / А.П. Лиферов. – Рязань, 1997.

50. Мартынов, С.Ф. Профессионалы в управлении / С.Ф. Марты­нов. - Л., 1990.

51. Марченко, И.П. Какой руководитель нам нужен / И.П. Мар­ченко. – М., 1993.

52. Менеджмент в управлении школой / Под ред. Т.Н. Шамо­вой. - М., 1995.

53. Методология и технология комплексного социально-педаго­гического проектирования (региональный уровень): Коллективная монография. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственногоуниверситета,1997.

54. Мехедов, В.В. Теоретические основы управления школой: Учебное пособие / В.В. Мехедов, В.Н. Скворцов. – СПб.: ЛГОУ, 1998.

55. Моисеев, А.М. Заместитель директора школы по научной работе / А.М. Моисеев, О.М. Моисеева. - М., 1996.

56. Моисеев, A.M. Нововведения во внутришкольном управле­нии. Научно-практическое пособие для руководителей об­разовательных учреждений и территориальных образова­тельных систем / А.М. Моисеев, A.В. Капто, А.В. Лоренсов, О.Г. Хомерики. Под общ. ред. А.М. Моисеева. - М.: Россий­ское педагогическое агентство, 1998.

57. Моисеев, А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть / А.М. Моисеев. – М.: Сентябрь. – 2001.

58. Намсараев, С.Д. Национально-региональная система обра­зования, теория и практика / С.Д. Намсараев. - Улан-Удэ: Бэлинг, 1996.

59. Нововведения в муниципальном управлении образова­нием: Пособие для руководителей и сотрудников муници­пальных органов управления образованием / Под ред. Н.Д. Малахова. - М.: Новая школа, 1997.

60. О национальной доктрине образования в РФ // Народное образование. – 2000. - №2. – С.14.

61. О проблемах сохранения единства образовательного про­странства в РФ // Вестник образования. – 2001. - №7. – С.30.

62. О программе развития системы непрерывного педагогиче­ского образования на 2001-2010 гг. // Вестник образования. – 2001. - №19. – С.7-34.

63. Орлов, А.А. Управление учебно-воспитательной работой в школе / А.А. Орлов. - М., 1997.

64. Основы внутришкольного управления / Под ред. П.В. Худо­минского. - М., 1987.

65. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бада. – М., 2002.

66. Перечень типов образовательных учреждений системы образования РФ // Вестник образования. – 2001. - №19. – С.68.

67. Петровичев, В.М. Региональное образование: Организа­ция, управление развитием / В.М. Петровичев. - Тула: Приокское книжное издательство, 1994.

68. Пикельная, В.С. Теоретические основы управления (Школо­ведческий аспект) / В.С. Пикельная. - М: Высшая школа, 1990.

69. Плоцкая, В.А. Насущные заботы руководителя (Советы начинающему директору школы) / В.А. Плоцкая // Откры­тая школа. – 2001. - №5. – С.14-22.

70. Портнов, М.Л. Азбука школьного управления / М.Л. Порт­нов. - М., 1991.

71. Портнов, М.Л. Труд руководителя школы: (Пособие для начинающего директора) / М.Л. Портнов. – М.: Просвеще­ние, 1984.

72. Поташник, М.М. Демократизация внутришкольного управле­ния / М.М. Поташник. – М. 1991.

73. Поташник, М.М. Демократизация управления школой / М.М. Поташник. - М., 1990.

74. Поташник, М.М. Управление современной школой (В вопро­сах и ответах): Пособие для руководителей образо­вательных учреждений и органов образования / М.М. По­ташник, А.М. Моисеев. - М.: Новая школа, 1997.

75. Проектирование систем внутришкольного управления / Под ред. А.М. Моисеева. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

76. Пронина, Л.Н. Рекомендации по организации внутришколь­ного контроля (мониторинга, диагностирования) / Л.Н. Пронина // Завуч. - 2003. - №6. - С.93–96.

77. Психология управления: Курс лекций / Л.К. Аверченко и др. - М., 1997.

78. Разработка и реализация проектов развития образователь­ных учреждений / Под ред. В.И. Загвязин­ского, С.А. Гильманова. - М: АСОПиР. 1998.

79. Ребус, Б.М. Психологические основы управления школой / Б.М. Ребус. – Ставрополь, 1990.

80. Садовский, В.Н. Основания общей теории систем / В.Н. Садовский. - М., 1974.

81. Сандер, Б. Управление системами образования: проблемы и тенденции / Б. Сандер // Перспективы. Вопросы образо­вания. ЮНЕСКО. – 1990. – №2. - С.97.

82. Секреты умелого руководителя / Сост. И.В. Липсиц. – М.: Экономика, 1991.

83. Селевко, Г.К. Технология внутришкольного управления / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.

84. Селиванов, В.С. Управление школой в России: Учеб. посо­бие для студ. учеб. заведений / В.С. Селиванов. – Смо­ленск, 2001.

85. Сергеева, В.П. Управление образовательными системами: Программно-методическое пособие / В.П. Сергеева. – М., 2002.

86. Сериков, Г.И. Образование: аспекты системного отраже­ния / Г.И. Сериков. Курган: Изд-во «Зауралье», 1997.

87. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. Учеб­ное пособие / В.П. Симонов. - М., 1997.

88. Справочник менеджера образования. В 2-х т. / Сост. В.С. Гиршович. - М.: Новая школа, 1995.

89. Сухомлинский, В.А. Павлышская средняя школа / В.А. Сухо­млинский. – М., 1980.

90. Сухомлинский, В.А. Разговор с молодым директором школы / В.А. Сухомлинский. – М., 1980.

91. Титович, С.П. Управление школой в федеративном государ­стве / С.П. Титович, Ю.С. Алферов. - М., 1992.

92. Топоровский, В.П. Аналитическая деятельность руководи­теля образовательного учреждения / В.П. Топоровский. - СПб.: ЛОИРО, 2000.

93. Топоровский, В.П. Развитие исследовательской культуры руководителя школы в системе непрерывного образования / В.П. Топоровский. - СПб.: ЛОИРО, 2000.

94. Топоровский, В.П. Управленческая компетентность дирек­тора развивающейся школы / В.П. Топоровский. – СПб.: ЛОИРО, 2001.

95. Третьяков, П.И. Профессиональное образовательное учреж­дение: управление образованием по результатам // Практика педагогического менеджмента / П.И. Третьяков, Е.Г. Мартынов. Под ред. П.И. Третьякова – М.: Новая школа, 2001.

96. Третьяков, П.И. Управление школой по результатам / П.И. Третьяков. - М., 1997.

97. Третьяков, П.И. Управление образовательной школой в крупном городе / П.И. Третьяков. - М., 1991.

98. Тряпицына, А.П. Теория проектирования образовательных систем / Петербургская школа: Теория и практика форми­рования многовариантной образовательной школы / А.П. Тряпицына. - СПб., 1994.

99. Туник, Е.Е. Стили управления в системе образования / Е.Е. Туник. – СПб., 2006.

100. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. – М.: Педагогическое общество России, 1999.

101. Управление в системе школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского и др. – М., 1999.

102. Управление образованием в условиях рынка. - М.: Новая школа, 1997.

103. Управление развитием школы: Пособие для руководите­лей образовательных учреждений / Под ред. М.М. Поташ­ника и В.С. Лазарева. - М.: Новая школа, 1995.

104. Управление современной школой (размышления руководи­теля) / Под ред. В.Ю. Кричевского. - СПб., 1997.

105. Управление сотворческими процессами (опыт инновацион­ного развития школы) / Отв. ред. М.А. Ушакова. – М.: «Сентябрь», 2000.

106. Управление школой: теоретические основы и методы. Учеб­ное пособие / Под ред. В.С. Лазарева. - М.: Центр со­циальных и экономических исследований, 1997.

107. Уткин, Э.А. Мотивационный менеджмент / Э.А. Уткин. – М., ТАНДЕМ, 2005.

108. Ушаков, К.М. Подготовка управленческих кадров в образова­нии / К.М. Ушаков. - М., 1997.

109. Ушаков, К.М. Ресурсы управления школьной организацией / К.М. Ушаков. - М., 2000.

110. Ушаков, К.М. Руководитель и ближний круг / К.М. Ушаков. - М., 2000.

111. Ушаков, К. Управление школьной организацией: организаци­онные и человеческие ресурсы / К. Ушаков. – М.: Сентябрь, 1995.

112. Фишман, Л.М. Теоретические основы управления образова­тельными системами / Л.М. Фишман. - Самара, 1997.

113. Фишман, Л.М. Управление и руководство школой: алгебра и гармония / Л.М. Фишман. – М.: Сентябрь, 2001.

114. Фролов, П.Т. Школа молодого директора / П.Т. Фролов. – М., 1988.

115. Худоминский, П.В. Управление современной общеобразова­тельной школой / П.В. Худоминский. - М., 1995.

116. Чикурова, М. Повышение квалификации кадров в школе / М. Чикурова // Народное образование. – 2001. - №7. – С.73-84.

117. Шакуров, Р.Х. Социально-психологические основы управле­ния: руководитель и педагогический коллектив / Р.Х. Шакуров. – М., 1990.

118. Шамова, Т.И. Внутришкольное управление: Вопросы тео­рии и практики / Т.И. Шамова. - М., 1991.

119. Шамова, Т.И. Исследовательский подход в управлении школой / Т.И. Шамова. - М., 1990.

120. Шишов, С.В. Мониторинг качества образования в школе / С.В. Шишов, В.А. Кальней. - М: Российское педагогическое агентство, 1998.

121. Щерба, И.Н. Интуитивный менеджмент: опыт управления педколлективом / И.Н. Щерба; Отв. ред. Н.А. Ушакова. – М.: Сентябрь, 2005.

122. Якокка, Л. Карьера менеджера / Л. Якокка. – М., 1991.

123. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теорети­ческие основы и практическая реализация) / Е.А. Ямбург. - М.: Новая школа, 1996.

124. Ямбург, Е.А. Эта «скучная» наука управления / Е.А. Ям­бург. - М., 1992.

Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников:

125. http://manager-edu.mcfr-ep.ru/ - «Менеджер образования» - портал информационной поддержки руководителей обра­зовательных учреждений - призван помочь руководителям образовательных учреждений в поиске информационных ресурсов, необходимых при принятии эффективных управленческих решений. Портал открывает доступ к фе­деральным и региональным информационно-образова­тельным системам, официальным сайтам федеральных и региональных органов управления образованием, сайтам образовательных СМИ, электронным версиям энциклопе­дий, словарей и справочников. Портал адресован руково­дителям и специалистам региональных и муниципальных органов управления образованием, а также руководителям общеобразовательных и дошкольных учреждений и их за­местителям по административно-хозяйственной и учебно-воспитательной работе. Информация, представленная на портале, систематизирована по трем тематическим на­правлениям: «Административно-хозяйственная деятель­ность», «Финансирование образования», «Учебно-методи­ческая работа». Поиск материалов осуществляется по це­левой аудитории, региону и по ключевому слову. Рубрика «Вопросы экспертам» позволяет консультироваться со специалистами сферы образования. Форум предоставляет возможность обсуждать актуальные темы с коллегами. Размещать практические рекомендации можно в рубрике «Обмен опытом».

126. http://www.direktor.ru/products/direktor/ - сайт журнала «Дирек­тор школы».

127. http://director.mp.minsk.edu.by/ – минский городской методи­ческий портал здесь можно найти информацию по многим проблемам управления педагогическими системами (атте­стация в школе, должностные инструкции работников школы, организационные технологии управления школой, практический менеджмент, ресурсы управления школьной организацией, управление целостными педагогическими системами, эффективное управление современной шко­лой и мн.др.).

128. http://orientir.direktor.ru/ - сайт «Ориентир» (юридический справочник директора школы).

129. http://www.ars-edu.ru/ - «Арсенал образования» - сайт, обес­печивающий информационную и научно-методиче­скую поддержку руководителям образовательных учреж­дений и педагогам.

130. http://nev.h1.ru/ - сборник «Новые ценности образования» - знакомит с современными концепциями развития образо­вания, с возникающими социальными и научными пробле­мами, с эволюцией теоретического знания и новыми идеями.

131. http://www.centeroko.ru/ - сайт Центр оценки качества образо­вания РАО, на котором представлены: методики, инструментарий и программное обеспечение исследова­ний по оценке качества образования; результаты монито­ринга качества общего образования; материалы междуна­родных сравнительных исследованиях качества образова­ния в России; научно-методическое обеспечение монито­ринга эксперимента по модернизации структуры и содер­жания общего среднего образования, а также публикации Центра и информация о проводимых и завершенных ис­следованиях.

132. http://comparative.edu.ru:9080/PortalWeb/ - Сравнительная образовательная политика - Федеральный специализиро­ванный информационный портал обеспечивает доступа академической общественности к передовому опыту и его распространению на основе анализа мировых тенденций в области образовательной политики. На сайте представ­лены научные, информационные, аналитические и стати­стические материалы по проблемам образования на раз­личных образовательных уровнях в странах Центральной и Восточной Европы, странах СНГ, странах с переходной экономикой, странах Африки и Латинской Америки.

133. http://www.informika.ru/text/index.html - «Информика» - сер­вер Министерства образования РФ и ГосНИИ Информаци­онных технологий и телекоммуникаций. На сервере пред­ставлена разнообразная информация по всем аспектам образования (нормативная и законодательная база, обу­чающие ресурсы, информационные технологии, информа­ция о конкурсах и грантах и многое другое). Организована система поиска по серверу.

134. http://www.educom.ru/ Департамент образования г. Москвы. Официальный сервер. Освещаются все аспекты образо­вания в Москве: среднее и высшее образование, государ­ственные и негосударственные учебные заведения, до­полнительное образование, международные и межнацио­нальные программы.

135. http://www.obrnadzor.gov.ru/ Федеральная служба по над­зору в сфере образования и науки. На сайте представлена информация о структуре и деятельности; официальные документы службы; информация о лицензировании, аккре­дитации и аттестации педагогических кадров; перечень информационных ресурсов.

136. http://www.nica.ru/ Государственная аккредитация образова­тельных учреждений в Российской Федерации. На сервере находятся справочники аккредитованных ву­зов, средних учебных заведений, институтов повышения квалификации, описание процедуры госаккредитации, пе­речень документов, необходимых для ее получения, опре­деления и различия общественной и государственной ак­кредитации и описание всего процесса регламентации деятельности образовательных учреждений в России. Ин­формационное сопровождение системы осуществляет Центр государственной аккредитации Минобразования России.

137. http://www.rosro.ru/ - Российский общественный совет по развитию образования (РОСРО) - объединяет на индиви­дуальной основе представителей самого образователь­ного сообщества и руководителей различных отраслей экономики и общественной жизни, выступающих по отно­шению к системе образования «заказчиками» и потреби­телями в целях взаимодействия и сотрудничества самых разных людей и организаций, образовательных и профес­сиональных сообществ, общественных и политических движений во имя развития ребенка, семьи, школы, обще­ства, страны. На сайте представлена информация о собы­тиях, материалы СМИ о РОСРО, новости образования, ар­хив материалов.

138. http://mon.gov.ru/ - сайт Министерства образования и науки Российской Федерации, на котором можно познакомиться со структурой Министерства, нормативными документами и приказами, государственной политикой в образовании, молодежной политикой.

139. http://www.apkro.ru/ - сайт Академии повышения квалифика­ции и переподготовки работников образования. Сайт содержит информацию об Академии, её подразделе­ниях и направлениях работы, а также электронные адреса образовательных учреждений и органов управления обра­зованием.

140. http://www.loiro.ru/ - сайт Ленинградского областного инсти­тута развития образования содержит информацию о структуре и деятельности института, учебных курсах; воз­можность дистанционного обучения в центре ДО; медиа­тека ЛОИРО; конференции, семинары, сетевое повышение квалификации.

 

Перечень вопросов для самостоятельной подготовки к зачёту:

1) Общее понятие системы, её элементы, связи, структура.

2) Управление, его понятие и сущность. Основные теории управления.

3) Менеджмент: общая характеристика, функции, методы. Соотношение понятий «менеджмент» и «управление».

4) Современные тенденции управления.

5) Управленческая деятельность: структура, функции, виды.

6) Принципы управленческой деятельности.

7) Методы управления.

8) Эволюция отечественной управленческой мысли в сфере образования.

9) Особенности педагогических и образовательных систем. Характеристика элементов педагогической системы.

10) Понятие системы образования. Характеристика элементов системы образования.

11) Общая структура системы управления образованием в Рос­сии. Функции органов управления образованием.

12) Общая характеристика региональной и муниципальной образовательных систем, их сходства и различия.

13) Особенности муниципальных образовательных систем и управление ими.

14) Принципы образовательной политики государства.

15) Понятие о функционировании и развитии образовательных систем.

16) Инновационный процесс как объект управления.

17) Проектирование образовательных систем: сущность; об­щие подходы; основные принципы; процедуры и методы прогнозирования.

18) Типы и виды государственных и муниципальных образова­тельных учреждений.

19) Школа – динамичная система и объект управления.

20) Нормативно-правовая основа управления школой как обра­зовательной системой.

21) Специфика управленческой деятельности в системе руково­дства образованием и школой.

22) Руководитель в системе управления. Социально-педагоги­ческие требования к личности.

23) Система функций администрации школы.

24) Директор и коллегиальное управление школой.

25) Специфика работы с педагогическим коллективом как трудо­вым коллективом особого типа.

26) Цель, задачи, виды и содержание педагогической диагно­стики и анализа деятельности школы.

27) Организация внутришкольного контроля и педагогической диагностики.

28) Аттестация и аккредитация образовательных учреждений и учителей. Возможности процессов лицензирования, ат­тестации, аккредитации в управлении образовательными системами.

 

Примечание. Так же в качестве зачётной работы может быть принят самостоятельно подготовленный студентом (или группой студентов) проект «идеальной» школы, акцент в котором сде­лан, прежде всего, на разработке основ управления ею.

 


Литература к написанию курсовых работ:

1) Бережнова, Е.В. Требования к курсовым и дипломным рабо­там по педагогике: Метод. реком. для студ. / Е.В. Бе­режнова. - М.: Педагогическое общество России, 1999.

2) Бережнова, Е.В. Фундаментальное и прикладное в педагоги­ческих исследованиях / Е.В. Бережнова // Педаго­гика. – 2001. - №4. – С.3-7.

3) Валеев, Г.Х. Гипотеза педагогического исследования / Г.Х. Валеев // Педагогика. – 1999. - №5. – С.22-26.

4) Валеев, Г.Х. Методология и методы психолого-педагогиче­ских исследований / Г.Х. Валеев. – М., 2001.

5) Валеев, Г.Х. Постановка проблемы педагогического иссле­дования / Г.Х. Валеев // Педагогика. – 2001. - №4. – С.19-23.

6) Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. - М., 1988.

7) Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педаго­гического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаха­нов – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

8) Захарова, М.А. Педагогическое исследование в формате курсовой и ВКР: учебно-методическое пособие / М.А. За­харова. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005.

9) Казакова, А.Г. Роль и место курсовой и дипломной работ в организации учебно-исследовательской деятельности сту­дентов: Методика их написания: Метод. пособие / А.Г. Ка­закова. - М.: ИПК СК. - Ч. 1, 2.

10) Краевский В.В. Методология педагогического исследова­ния / В.В. Краевский. - Самара, 1994.

11) Краснов, Б.И. Учебно-метод. пособие по подготовке и за­щите курсовых работ и дипломных исследовательских проектов / Б.И. Краснов, Г.И. Авцинова, Т.А. Мансуров. - М.: МГСУ «Союз», 1998.

12) Кузин, Ф.А. Магистерская диссертация: Методика написа­ния, правила оформления и порядок защиты: Практиче­ское пособие для студентов-магистрантов / Ф.А. Кузин. - М.: «ОСЬ-89», 1997.

13) Кузнецов, И.Н. Подготовка и оформление рефератов, курсо­вых и дипломных работ / И.Н. Кузнецов. - Минск: ООО «Сэр-Вит», 2000.

14) Эко, У. Как написать дипломную работу: Гуманитарные науки: Учебно-методич. пособие; Пер. с итал. / У. Эко. - М.: Книжный дом «Университет», 2001.

15) Эхо, Ю. Письменные работы в ВУЗах: Практическое руково­дство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации / Ю. Эхо. - 2-е изд., исправ. и доп. - М.: Вестник, 1997.

 

Примерные темы курсовых работ:

1. «Трудные» учащиеся и работа педагога с ними.

2. «Школа радости» В.А.Сухомлинского.

3. А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский о педагогическом мас­терстве.

4. А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский о требованиях к лично­сти учителя

5. А.С.Макаренко и современная школа.

6. Актуальные проблемы обучения в педагогической системе К.Д. Ушинского.

7. Актуальные проблемы современного образования.

8. Взаимодействие школы и окружающей среды в педагогиче­ской концепции С.Т. Шацкого.

9. Взаимоотношения мальчиков и девочек в школе (средних подростков, старших школьников).

10. Влияние массовой культуры на нравственное формирова­ние детей (возраст выбрать).

11. Влияние молодёжной субкультуры на школьников.

12. Влияние общественных процессов на внутренний мир школьника.

13. Влияние сексуальной информации на сознание, поведение школьников.

14. Влияние стратегии семейного воспитания на формирова­ние личности

15. Возможности информационных технологий в повышении творческого потенциала школьников.

16. Возможности образовательных учреждений (учителей) во влиянии на сексуальное поведение подростков.

17. Возможности религии, церкви в воспитании современных школьников.

18. Возможности технологии учебного проектирования в усло­виях современной российской школы.

19. Вопросы педагогической этики в трудах В.А. Сухомлин­ского.

20. Вопросы трудового воспитания в педагогическом наследии А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.

21. Вопросы физического воспитания в отечественной педаго­гике.

22. Вопросы эстетического воспитания в отечественной педаго­гике 20-30-х годов XX века.

23. Воспитание и обучение русских царей.

24. Воспитание познавательного интереса у учащихся на уроке и во внеклассной работе.

25. Воспитание русского дворянина.

26. Воспитательная система школы: история и современность.

27. Воспитательные возможности детского клуба (опыт С.Т. Шацкого).

28. Восприятие урока и учителя школьниками.

29. Восприятие школьников учителями.

30. Д. Локк и современная английская школа.

31. Дидактические условия организации детского творчества на уроке.

32. Женское образование в России: ретроспектива.

33. Жизненные цели и ценности современного школьника (старшеклассника).

34. Игра как метод воспитания.

35. Инновационные педагогические технологии.

36. Интеллектуальное развитие современных школьников (сту­дентов).

37. Искусство как средство воспитания, развития ученика.

38. Исследование специфики социализации в конкретном посе­лении.

39. К.Д. Ушинский – основоположник научной педагогики в Рос­сии.

40. Коллектив и личность в педагогическом творчестве А.С. Макаренко.

41. Конфликты между школьниками.

42. Кризис образования в России и пути его преодоления

43. Лицеи в России, их история и роль в развитии отечествен­ного образования.

44. Мотивы учения школьников.

45. Нетрадиционные формы обучения школьников.

46. Неуспеваемость школьников как результат воспитатель­ная проблема.

47. Новые парадигмы образования.

48. Нравственное воспитание молодежи

49. Образование как фактор развития личности.

50. Образованный человек: портрет, ценности, качества.

51. Общее и особенное в понимании принципа народности у Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского.

52. Общие и профессиональные ценности, установки современ­ных учителей.

53. Опыт социального воспитания в странах Европы и США (по выбору студента).

54. Организация разноуровневого обучения в образователь­ных учреждениях.

55. Особенности семейной социализации в регионе прожива­ния студента.

56. Отношения учителей и учеников как фактор воспитания, обучения.

57. Патриотическое воспитание как педагогическая проблема.

58. Педагогика ненасилия. Эксперимент свободного воспита­ния К.Н. Вентцеля.

59. Педагогическая работа с одарёнными учениками.

60. Педагогические возможности игры.

61. Портрет современного учителя.

62. Портрет современного школьника.

63. Принцип природосообразности в западноевропейской педа­гогике.

64. Проблема детского самоуправления в педагогическом на­следии Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

65. Проблема наказания в русской педагогике (Н.А. Добролю­бов, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский).

66. Проблема нравственного воспитания в педагогическом наследии Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци.

67. Проблема общения учителя и учащихся в зарубежных педа­гогических теориях.

68. Проблема оценка качества образования школьников.

69. Проблема учителя и его подготовки в отечественной педаго­гике XIX века.

70. Проблема учителя, его назначение в обществе в классиче­ской зарубежной педагогике.

71. Проблемы образования в зарубежных странах (Англия, Франция, США, Япония и др. по выбору студента).

72. Российские гимназии (особенности организации педагогиче­ского процесса).

73. Самообразование как фактор самосовершенствования, саморазвития и самоактуализации.

74. Своеобразие российской школы в сравнении с западноевро­пейской, североамериканской.

75. Система «естественного» воспитания Ж.Ж. Руссо и «сво­бодного» воспитания Л.Н.Толстого.

76. Система образования Великобритании.

77. Словарь школьников: опыт социально-педагогической и лингво-культурологиче­ской характеристики.

78. Современная классно-урочная система обучения и пути ее совершенствования.

79. Современные проблемы взаимодействия семьи и школы.

80. Современные технологии оценивания деятельности уча­щихся.

81. Среднее образование, ориентированное на личностные потребности школьника.

82. Старый и молодой учитель в школе: особенности мировоз­зрения, профессиональных взглядов, поведения.

83. Технология воспитательной работы с девиантными подрост­ками.

84. Человек, культура и образование на современном этапе.

85. Школа и педагогическая мысль России (с древнейших вре­мен до начала XVIII века).

86. Эффективность «учебного портфолио» как новой формы контроля и оценки достижений учащихся.

87. Эффективность современных технологий работы школы с семьей.

88. Эффективность технологии модульного обучения (на ос­нове работ Т.И. Шамовой и П. Юцявичене) в образова­тельных учреждениях.

89. Эффективность технологии обучения по методу проектов в современной российской школе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.177 сек.