КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Основная литература по дисциплине:
Список литературы Основная литература по дисциплине: 1. Орлова, Т.В. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.В. Орлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. 2. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; Под. ред. Т.И. Шамовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. Дополнительная литература: 3. Бухарова, Г.Д. Системы образования: учебное пособие / Г.Д. Бухарова, О.Н. Арефьев, Л.Д. Старикова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 4. Управление образовательными системами: Учеб. пособие / А.С. Галышева, Г.А. Гонтарева, Н.А. Скворцова, Г.П. Чепуренко. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2005. 5. Гуров, В.Н. Управление развитием и функционированием образовательных учреждений / В.Н. Гуров, С.В. Степанов. – Ставрополь, 2001. 6. Закон РФ об образовании. – М., 1992. 7. Зверева, В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы / В.И. Зверева. – М.: Новая школа, 1997. 8. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю.А. Конаржевский. – М., 1999. 9. Конаржевский, Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой / Ю.А. Конаржевский. - М.: Педагогика, 1996. 10. Крылова, Е.В. Управление педагогической организацией: Монография / Е.В. Крылова, Г.П. Чепуренко. – СПб.: РТП ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2004. Литература для самостоятельной работы: 11. Аверченко, Л.К. Психолого-этические уроки для менеджера / Л.К. Аверченко, Л.Н. Антилогова - Омск, 1993. 12. Андреев, В.И. Технология экспертной оценки качества работы учителей и руководителей школ, лицеев, гимназий / В.И. Андреев. - Казань, 1994. 13. Атватер, И. Я вас слушаю: советы руководителю как правильно слушать собеседника / И. Атватер. – М., 1984.
14. Бакирова, Г.Х. Управление человеческими ресурсами / Г.Х. Бакирова. – СПб.: Речь, 2003. 15. Безрукова, B.C. Теоретические основы педагогического проектирования / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Изд-во СИПИ, 1993. 16. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Беспалько. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. 17. Боумэн, К. Основы стратегического менеджмента / К. Боумэн. – М., ЮНИТИ, 2002. 18. В рабочую тетрадь заместителя директора школы по воспитательной работе // Воспитание школьников. – 2001. - №4. – С.14-17. 19. Васильев, Ю.В. Педагогическое управление в школе / Ю.В. Васильев. – М., 1990. 20. Вдовин, А.И. Мудрые мысли о менеджменте / А.И. Вдовин, Ю.А. Савельев. – СПб.: Экономика, 2005. 21. Вудкок, М. Раскрепощенный менеджер / М. Вудкок, Д. Френсис. - М., 1991. 22. Глазунова, Н.И. Система государственного и муниципального управления / Н.И. Глазунова. – М.: Проспект, 2006. 23. Джуринский, А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития / А.Н. Джуринский. – М., 1993. 24. Егоршин, А.П. Управление персоналом / А.П. Егоршин. – Нижний Новгород: НИМБ, 2005. 25. Загвязинский, В.И. Творчество в управлении школой / В.И. Загвязинский, С.А. Гильманов. - М.: Знание, 1991. 26. Зацепина, Л. Телекоммуникации в управлении образованием / Л. Зацепина // Мир школы. – 2001. - №6. – С.9. 27. Зигерт, В. Руководить без конфликтов / В. Зигерт, Л. Ланг. – М., 1990. 28. Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. П.В. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. – М., Центр исследований и статистики науки, 2003. 29. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие / Н.И. Кабушкин. - М., 1999. 30. Как добиться успеха: Практические советы деловым людям. – М., 1992. 31. Конаржевский, Ю.А. Внутришкольный менеджмент / Ю.А. Конаржевский. - М., 1993. 32. Конаржевский, Ю.А. Проблемы внутришкольного управления / Ю.А. Конаржевский. - Челябинск, 1989.
33. Конаржевский, Ю.А. Что нужно знать директору школы о системе и системном подходе / Ю.А. Конаржевский. - Челябинск, 1988. 34. Кондаков, М.И. Теоретические основы школоведения / М.И. Кондаков. – М., 1982. 35. Кричевский, В.Ю. Очерки истории и теории управления образованием / В.Ю. Кричевский. – СПб.: СПбГУПМ, 2001. 36. Кричевский, В.Ю. Управление школьным коллективом / В.Ю. Кричевский. – Л., 1985. 37. Кудряшова, Л.Д. Каким быть руководителю: Психология управленческой деятельности / Л.Д. Кудряшова. – Л., 1986. 38. Кузибецкий, А. Управленческие техники в коммуникативной культуре руководителя / А. Кузибецкий // Народное образование. – 2001. - №7. – С.44-54. 39. Кулиев, Т.А. Руководитель и коллектив: взаимодействие / Т.А. Кулиев, В.Б. Мамедов. – М., 1990. 40. Кунц, Г.О. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций / Г.О. Кунц, С. Доннел. - М., 1981. 41. Курдюмова, И. Школьное инспектирование в Великобритании / И. Курдюмова // Народное образование. – 2001. - №8. – С.58. 42. Куркин, Е.Б. Управление образованием в условиях рынка / Е.Б. Куркин. – М.: Новая школа, 1997. 43. Лазарев, В.С. Как разработать программу развития школы. Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / В.С. Лазарев, М.М. Поташник. – М., 2003. 44. Лазарев, В.С. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. В.С. Лазарева / В.С. Лазарев, Т.П. Афанасьева, И.А. Елисеева, Т.И. Пуденко. – М.: Центр социальных и экономических исследований, 1995. 45. Лебедев, О.Е. Управление образовательными системами / О.Е. Лебедев. - Новгород, 1998. 46. Левит, М.В. Как сделать хорошую школу. Кн.1 / М.В. Левит. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 47. Лизинский, В.М. Работа администрации школы с учителем / В.М. Лизинский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. 48. Лиферов, А.П. Интеграционный потенциал образовательных систем крупнейших регионов мира (типология, сравнительный анализ) / А.П. Лиферов. – Рязань, 1997. 49. Лиферов, А.П. Интеграция мирового образования – реальность третьего тысячелетия / А.П. Лиферов. – Рязань, 1997. 50. Мартынов, С.Ф. Профессионалы в управлении / С.Ф. Мартынов. - Л., 1990. 51. Марченко, И.П. Какой руководитель нам нужен / И.П. Марченко. – М., 1993. 52. Менеджмент в управлении школой / Под ред. Т.Н. Шамовой. - М., 1995.
53. Методология и технология комплексного социально-педагогического проектирования (региональный уровень): Коллективная монография. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственногоуниверситета,1997. 54. Мехедов, В.В. Теоретические основы управления школой: Учебное пособие / В.В. Мехедов, В.Н. Скворцов. – СПб.: ЛГОУ, 1998. 55. Моисеев, А.М. Заместитель директора школы по научной работе / А.М. Моисеев, О.М. Моисеева. - М., 1996. 56. Моисеев, A.M. Нововведения во внутришкольном управлении. Научно-практическое пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем / А.М. Моисеев, A.В. Капто, А.В. Лоренсов, О.Г. Хомерики. Под общ. ред. А.М. Моисеева. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 57. Моисеев, А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть / А.М. Моисеев. – М.: Сентябрь. – 2001. 58. Намсараев, С.Д. Национально-региональная система образования, теория и практика / С.Д. Намсараев. - Улан-Удэ: Бэлинг, 1996. 59. Нововведения в муниципальном управлении образованием: Пособие для руководителей и сотрудников муниципальных органов управления образованием / Под ред. Н.Д. Малахова. - М.: Новая школа, 1997. 60. О национальной доктрине образования в РФ // Народное образование. – 2000. - №2. – С.14. 61. О проблемах сохранения единства образовательного пространства в РФ // Вестник образования. – 2001. - №7. – С.30. 62. О программе развития системы непрерывного педагогического образования на 2001-2010 гг. // Вестник образования. – 2001. - №19. – С.7-34. 63. Орлов, А.А. Управление учебно-воспитательной работой в школе / А.А. Орлов. - М., 1997. 64. Основы внутришкольного управления / Под ред. П.В. Худоминского. - М., 1987. 65. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бада. – М., 2002. 66. Перечень типов образовательных учреждений системы образования РФ // Вестник образования. – 2001. - №19. – С.68. 67. Петровичев, В.М. Региональное образование: Организация, управление развитием / В.М. Петровичев. - Тула: Приокское книжное издательство, 1994. 68. Пикельная, В.С. Теоретические основы управления (Школоведческий аспект) / В.С. Пикельная. - М: Высшая школа, 1990.
69. Плоцкая, В.А. Насущные заботы руководителя (Советы начинающему директору школы) / В.А. Плоцкая // Открытая школа. – 2001. - №5. – С.14-22. 70. Портнов, М.Л. Азбука школьного управления / М.Л. Портнов. - М., 1991. 71. Портнов, М.Л. Труд руководителя школы: (Пособие для начинающего директора) / М.Л. Портнов. – М.: Просвещение, 1984. 72. Поташник, М.М. Демократизация внутришкольного управления / М.М. Поташник. – М. 1991. 73. Поташник, М.М. Демократизация управления школой / М.М. Поташник. - М., 1990. 74. Поташник, М.М. Управление современной школой (В вопросах и ответах): Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования / М.М. Поташник, А.М. Моисеев. - М.: Новая школа, 1997. 75. Проектирование систем внутришкольного управления / Под ред. А.М. Моисеева. – М.: Педагогическое общество России, 2001. 76. Пронина, Л.Н. Рекомендации по организации внутришкольного контроля (мониторинга, диагностирования) / Л.Н. Пронина // Завуч. - 2003. - №6. - С.93–96. 77. Психология управления: Курс лекций / Л.К. Аверченко и др. - М., 1997. 78. Разработка и реализация проектов развития образовательных учреждений / Под ред. В.И. Загвязинского, С.А. Гильманова. - М: АСОПиР. 1998. 79. Ребус, Б.М. Психологические основы управления школой / Б.М. Ребус. – Ставрополь, 1990. 80. Садовский, В.Н. Основания общей теории систем / В.Н. Садовский. - М., 1974. 81. Сандер, Б. Управление системами образования: проблемы и тенденции / Б. Сандер // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. – 1990. – №2. - С.97. 82. Секреты умелого руководителя / Сост. И.В. Липсиц. – М.: Экономика, 1991. 83. Селевко, Г.К. Технология внутришкольного управления / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. 84. Селиванов, В.С. Управление школой в России: Учеб. пособие для студ. учеб. заведений / В.С. Селиванов. – Смоленск, 2001. 85. Сергеева, В.П. Управление образовательными системами: Программно-методическое пособие / В.П. Сергеева. – М., 2002. 86. Сериков, Г.И. Образование: аспекты системного отражения / Г.И. Сериков. Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. 87. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. Учебное пособие / В.П. Симонов. - М., 1997. 88. Справочник менеджера образования. В 2-х т. / Сост. В.С. Гиршович. - М.: Новая школа, 1995. 89. Сухомлинский, В.А. Павлышская средняя школа / В.А. Сухомлинский. – М., 1980. 90. Сухомлинский, В.А. Разговор с молодым директором школы / В.А. Сухомлинский. – М., 1980. 91. Титович, С.П. Управление школой в федеративном государстве / С.П. Титович, Ю.С. Алферов. - М., 1992. 92. Топоровский, В.П. Аналитическая деятельность руководителя образовательного учреждения / В.П. Топоровский. - СПб.: ЛОИРО, 2000. 93. Топоровский, В.П. Развитие исследовательской культуры руководителя школы в системе непрерывного образования / В.П. Топоровский. - СПб.: ЛОИРО, 2000. 94. Топоровский, В.П. Управленческая компетентность директора развивающейся школы / В.П. Топоровский. – СПб.: ЛОИРО, 2001. 95. Третьяков, П.И. Профессиональное образовательное учреждение: управление образованием по результатам // Практика педагогического менеджмента / П.И. Третьяков, Е.Г. Мартынов. Под ред. П.И. Третьякова – М.: Новая школа, 2001. 96. Третьяков, П.И. Управление школой по результатам / П.И. Третьяков. - М., 1997. 97. Третьяков, П.И. Управление образовательной школой в крупном городе / П.И. Третьяков. - М., 1991. 98. Тряпицына, А.П. Теория проектирования образовательных систем / Петербургская школа: Теория и практика формирования многовариантной образовательной школы / А.П. Тряпицына. - СПб., 1994. 99. Туник, Е.Е. Стили управления в системе образования / Е.Е. Туник. – СПб., 2006. 100. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. – М.: Педагогическое общество России, 1999. 101. Управление в системе школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского и др. – М., 1999. 102. Управление образованием в условиях рынка. - М.: Новая школа, 1997. 103. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. - М.: Новая школа, 1995. 104. Управление современной школой (размышления руководителя) / Под ред. В.Ю. Кричевского. - СПб., 1997. 105. Управление сотворческими процессами (опыт инновационного развития школы) / Отв. ред. М.А. Ушакова. – М.: «Сентябрь», 2000. 106. Управление школой: теоретические основы и методы. Учебное пособие / Под ред. В.С. Лазарева. - М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. 107. Уткин, Э.А. Мотивационный менеджмент / Э.А. Уткин. – М., ТАНДЕМ, 2005. 108. Ушаков, К.М. Подготовка управленческих кадров в образовании / К.М. Ушаков. - М., 1997. 109. Ушаков, К.М. Ресурсы управления школьной организацией / К.М. Ушаков. - М., 2000. 110. Ушаков, К.М. Руководитель и ближний круг / К.М. Ушаков. - М., 2000. 111. Ушаков, К. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы / К. Ушаков. – М.: Сентябрь, 1995. 112. Фишман, Л.М. Теоретические основы управления образовательными системами / Л.М. Фишман. - Самара, 1997. 113. Фишман, Л.М. Управление и руководство школой: алгебра и гармония / Л.М. Фишман. – М.: Сентябрь, 2001. 114. Фролов, П.Т. Школа молодого директора / П.Т. Фролов. – М., 1988. 115. Худоминский, П.В. Управление современной общеобразовательной школой / П.В. Худоминский. - М., 1995. 116. Чикурова, М. Повышение квалификации кадров в школе / М. Чикурова // Народное образование. – 2001. - №7. – С.73-84. 117. Шакуров, Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив / Р.Х. Шакуров. – М., 1990. 118. Шамова, Т.И. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Т.И. Шамова. - М., 1991. 119. Шамова, Т.И. Исследовательский подход в управлении школой / Т.И. Шамова. - М., 1990. 120. Шишов, С.В. Мониторинг качества образования в школе / С.В. Шишов, В.А. Кальней. - М: Российское педагогическое агентство, 1998. 121. Щерба, И.Н. Интуитивный менеджмент: опыт управления педколлективом / И.Н. Щерба; Отв. ред. Н.А. Ушакова. – М.: Сентябрь, 2005. 122. Якокка, Л. Карьера менеджера / Л. Якокка. – М., 1991. 123. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация) / Е.А. Ямбург. - М.: Новая школа, 1996. 124. Ямбург, Е.А. Эта «скучная» наука управления / Е.А. Ямбург. - М., 1992. Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников: 125. http://manager-edu.mcfr-ep.ru/ - «Менеджер образования» - портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений - призван помочь руководителям образовательных учреждений в поиске информационных ресурсов, необходимых при принятии эффективных управленческих решений. Портал открывает доступ к федеральным и региональным информационно-образовательным системам, официальным сайтам федеральных и региональных органов управления образованием, сайтам образовательных СМИ, электронным версиям энциклопедий, словарей и справочников. Портал адресован руководителям и специалистам региональных и муниципальных органов управления образованием, а также руководителям общеобразовательных и дошкольных учреждений и их заместителям по административно-хозяйственной и учебно-воспитательной работе. Информация, представленная на портале, систематизирована по трем тематическим направлениям: «Административно-хозяйственная деятельность», «Финансирование образования», «Учебно-методическая работа». Поиск материалов осуществляется по целевой аудитории, региону и по ключевому слову. Рубрика «Вопросы экспертам» позволяет консультироваться со специалистами сферы образования. Форум предоставляет возможность обсуждать актуальные темы с коллегами. Размещать практические рекомендации можно в рубрике «Обмен опытом». 126. http://www.direktor.ru/products/direktor/ - сайт журнала «Директор школы». 127. http://director.mp.minsk.edu.by/ – минский городской методический портал здесь можно найти информацию по многим проблемам управления педагогическими системами (аттестация в школе, должностные инструкции работников школы, организационные технологии управления школой, практический менеджмент, ресурсы управления школьной организацией, управление целостными педагогическими системами, эффективное управление современной школой и мн.др.). 128. http://orientir.direktor.ru/ - сайт «Ориентир» (юридический справочник директора школы). 129. http://www.ars-edu.ru/ - «Арсенал образования» - сайт, обеспечивающий информационную и научно-методическую поддержку руководителям образовательных учреждений и педагогам. 130. http://nev.h1.ru/ - сборник «Новые ценности образования» - знакомит с современными концепциями развития образования, с возникающими социальными и научными проблемами, с эволюцией теоретического знания и новыми идеями. 131. http://www.centeroko.ru/ - сайт Центр оценки качества образования РАО, на котором представлены: методики, инструментарий и программное обеспечение исследований по оценке качества образования; результаты мониторинга качества общего образования; материалы международных сравнительных исследованиях качества образования в России; научно-методическое обеспечение мониторинга эксперимента по модернизации структуры и содержания общего среднего образования, а также публикации Центра и информация о проводимых и завершенных исследованиях. 132. http://comparative.edu.ru:9080/PortalWeb/ - Сравнительная образовательная политика - Федеральный специализированный информационный портал обеспечивает доступа академической общественности к передовому опыту и его распространению на основе анализа мировых тенденций в области образовательной политики. На сайте представлены научные, информационные, аналитические и статистические материалы по проблемам образования на различных образовательных уровнях в странах Центральной и Восточной Европы, странах СНГ, странах с переходной экономикой, странах Африки и Латинской Америки. 133. http://www.informika.ru/text/index.html - «Информика» - сервер Министерства образования РФ и ГосНИИ Информационных технологий и телекоммуникаций. На сервере представлена разнообразная информация по всем аспектам образования (нормативная и законодательная база, обучающие ресурсы, информационные технологии, информация о конкурсах и грантах и многое другое). Организована система поиска по серверу. 134. http://www.educom.ru/ Департамент образования г. Москвы. Официальный сервер. Освещаются все аспекты образования в Москве: среднее и высшее образование, государственные и негосударственные учебные заведения, дополнительное образование, международные и межнациональные программы. 135. http://www.obrnadzor.gov.ru/ Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. На сайте представлена информация о структуре и деятельности; официальные документы службы; информация о лицензировании, аккредитации и аттестации педагогических кадров; перечень информационных ресурсов. 136. http://www.nica.ru/ Государственная аккредитация образовательных учреждений в Российской Федерации. На сервере находятся справочники аккредитованных вузов, средних учебных заведений, институтов повышения квалификации, описание процедуры госаккредитации, перечень документов, необходимых для ее получения, определения и различия общественной и государственной аккредитации и описание всего процесса регламентации деятельности образовательных учреждений в России. Информационное сопровождение системы осуществляет Центр государственной аккредитации Минобразования России. 137. http://www.rosro.ru/ - Российский общественный совет по развитию образования (РОСРО) - объединяет на индивидуальной основе представителей самого образовательного сообщества и руководителей различных отраслей экономики и общественной жизни, выступающих по отношению к системе образования «заказчиками» и потребителями в целях взаимодействия и сотрудничества самых разных людей и организаций, образовательных и профессиональных сообществ, общественных и политических движений во имя развития ребенка, семьи, школы, общества, страны. На сайте представлена информация о событиях, материалы СМИ о РОСРО, новости образования, архив материалов. 138. http://mon.gov.ru/ - сайт Министерства образования и науки Российской Федерации, на котором можно познакомиться со структурой Министерства, нормативными документами и приказами, государственной политикой в образовании, молодежной политикой. 139. http://www.apkro.ru/ - сайт Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. Сайт содержит информацию об Академии, её подразделениях и направлениях работы, а также электронные адреса образовательных учреждений и органов управления образованием. 140. http://www.loiro.ru/ - сайт Ленинградского областного института развития образования содержит информацию о структуре и деятельности института, учебных курсах; возможность дистанционного обучения в центре ДО; медиатека ЛОИРО; конференции, семинары, сетевое повышение квалификации.
Перечень вопросов для самостоятельной подготовки к зачёту: 1) Общее понятие системы, её элементы, связи, структура. 2) Управление, его понятие и сущность. Основные теории управления. 3) Менеджмент: общая характеристика, функции, методы. Соотношение понятий «менеджмент» и «управление». 4) Современные тенденции управления. 5) Управленческая деятельность: структура, функции, виды. 6) Принципы управленческой деятельности. 7) Методы управления. 8) Эволюция отечественной управленческой мысли в сфере образования. 9) Особенности педагогических и образовательных систем. Характеристика элементов педагогической системы. 10) Понятие системы образования. Характеристика элементов системы образования. 11) Общая структура системы управления образованием в России. Функции органов управления образованием. 12) Общая характеристика региональной и муниципальной образовательных систем, их сходства и различия. 13) Особенности муниципальных образовательных систем и управление ими. 14) Принципы образовательной политики государства. 15) Понятие о функционировании и развитии образовательных систем. 16) Инновационный процесс как объект управления. 17) Проектирование образовательных систем: сущность; общие подходы; основные принципы; процедуры и методы прогнозирования. 18) Типы и виды государственных и муниципальных образовательных учреждений. 19) Школа – динамичная система и объект управления. 20) Нормативно-правовая основа управления школой как образовательной системой. 21) Специфика управленческой деятельности в системе руководства образованием и школой. 22) Руководитель в системе управления. Социально-педагогические требования к личности. 23) Система функций администрации школы. 24) Директор и коллегиальное управление школой. 25) Специфика работы с педагогическим коллективом как трудовым коллективом особого типа. 26) Цель, задачи, виды и содержание педагогической диагностики и анализа деятельности школы. 27) Организация внутришкольного контроля и педагогической диагностики. 28) Аттестация и аккредитация образовательных учреждений и учителей. Возможности процессов лицензирования, аттестации, аккредитации в управлении образовательными системами.
Примечание. Так же в качестве зачётной работы может быть принят самостоятельно подготовленный студентом (или группой студентов) проект «идеальной» школы, акцент в котором сделан, прежде всего, на разработке основ управления ею.
Литература к написанию курсовых работ: 1) Бережнова, Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике: Метод. реком. для студ. / Е.В. Бережнова. - М.: Педагогическое общество России, 1999. 2) Бережнова, Е.В. Фундаментальное и прикладное в педагогических исследованиях / Е.В. Бережнова // Педагогика. – 2001. - №4. – С.3-7. 3) Валеев, Г.Х. Гипотеза педагогического исследования / Г.Х. Валеев // Педагогика. – 1999. - №5. – С.22-26. 4) Валеев, Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Г.Х. Валеев. – М., 2001. 5) Валеев, Г.Х. Постановка проблемы педагогического исследования / Г.Х. Валеев // Педагогика. – 2001. - №4. – С.19-23. 6) Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. - М., 1988. 7) Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 8) Захарова, М.А. Педагогическое исследование в формате курсовой и ВКР: учебно-методическое пособие / М.А. Захарова. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005. 9) Казакова, А.Г. Роль и место курсовой и дипломной работ в организации учебно-исследовательской деятельности студентов: Методика их написания: Метод. пособие / А.Г. Казакова. - М.: ИПК СК. - Ч. 1, 2. 10) Краевский В.В. Методология педагогического исследования / В.В. Краевский. - Самара, 1994. 11) Краснов, Б.И. Учебно-метод. пособие по подготовке и защите курсовых работ и дипломных исследовательских проектов / Б.И. Краснов, Г.И. Авцинова, Т.А. Мансуров. - М.: МГСУ «Союз», 1998. 12) Кузин, Ф.А. Магистерская диссертация: Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для студентов-магистрантов / Ф.А. Кузин. - М.: «ОСЬ-89», 1997. 13) Кузнецов, И.Н. Подготовка и оформление рефератов, курсовых и дипломных работ / И.Н. Кузнецов. - Минск: ООО «Сэр-Вит», 2000. 14) Эко, У. Как написать дипломную работу: Гуманитарные науки: Учебно-методич. пособие; Пер. с итал. / У. Эко. - М.: Книжный дом «Университет», 2001. 15) Эхо, Ю. Письменные работы в ВУЗах: Практическое руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации / Ю. Эхо. - 2-е изд., исправ. и доп. - М.: Вестник, 1997.
Примерные темы курсовых работ: 1. «Трудные» учащиеся и работа педагога с ними. 2. «Школа радости» В.А.Сухомлинского. 3. А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский о педагогическом мастерстве. 4. А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский о требованиях к личности учителя 5. А.С.Макаренко и современная школа. 6. Актуальные проблемы обучения в педагогической системе К.Д. Ушинского. 7. Актуальные проблемы современного образования. 8. Взаимодействие школы и окружающей среды в педагогической концепции С.Т. Шацкого. 9. Взаимоотношения мальчиков и девочек в школе (средних подростков, старших школьников). 10. Влияние массовой культуры на нравственное формирование детей (возраст выбрать). 11. Влияние молодёжной субкультуры на школьников. 12. Влияние общественных процессов на внутренний мир школьника. 13. Влияние сексуальной информации на сознание, поведение школьников. 14. Влияние стратегии семейного воспитания на формирование личности 15. Возможности информационных технологий в повышении творческого потенциала школьников. 16. Возможности образовательных учреждений (учителей) во влиянии на сексуальное поведение подростков. 17. Возможности религии, церкви в воспитании современных школьников. 18. Возможности технологии учебного проектирования в условиях современной российской школы. 19. Вопросы педагогической этики в трудах В.А. Сухомлинского. 20. Вопросы трудового воспитания в педагогическом наследии А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. 21. Вопросы физического воспитания в отечественной педагогике. 22. Вопросы эстетического воспитания в отечественной педагогике 20-30-х годов XX века. 23. Воспитание и обучение русских царей. 24. Воспитание познавательного интереса у учащихся на уроке и во внеклассной работе. 25. Воспитание русского дворянина. 26. Воспитательная система школы: история и современность. 27. Воспитательные возможности детского клуба (опыт С.Т. Шацкого). 28. Восприятие урока и учителя школьниками. 29. Восприятие школьников учителями. 30. Д. Локк и современная английская школа. 31. Дидактические условия организации детского творчества на уроке. 32. Женское образование в России: ретроспектива. 33. Жизненные цели и ценности современного школьника (старшеклассника). 34. Игра как метод воспитания. 35. Инновационные педагогические технологии. 36. Интеллектуальное развитие современных школьников (студентов). 37. Искусство как средство воспитания, развития ученика. 38. Исследование специфики социализации в конкретном поселении. 39. К.Д. Ушинский – основоположник научной педагогики в России. 40. Коллектив и личность в педагогическом творчестве А.С. Макаренко. 41. Конфликты между школьниками. 42. Кризис образования в России и пути его преодоления 43. Лицеи в России, их история и роль в развитии отечественного образования. 44. Мотивы учения школьников. 45. Нетрадиционные формы обучения школьников. 46. Неуспеваемость школьников как результат воспитательная проблема. 47. Новые парадигмы образования. 48. Нравственное воспитание молодежи 49. Образование как фактор развития личности. 50. Образованный человек: портрет, ценности, качества. 51. Общее и особенное в понимании принципа народности у Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского. 52. Общие и профессиональные ценности, установки современных учителей. 53. Опыт социального воспитания в странах Европы и США (по выбору студента). 54. Организация разноуровневого обучения в образовательных учреждениях. 55. Особенности семейной социализации в регионе проживания студента. 56. Отношения учителей и учеников как фактор воспитания, обучения. 57. Патриотическое воспитание как педагогическая проблема. 58. Педагогика ненасилия. Эксперимент свободного воспитания К.Н. Вентцеля. 59. Педагогическая работа с одарёнными учениками. 60. Педагогические возможности игры. 61. Портрет современного учителя. 62. Портрет современного школьника. 63. Принцип природосообразности в западноевропейской педагогике. 64. Проблема детского самоуправления в педагогическом наследии Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. 65. Проблема наказания в русской педагогике (Н.А. Добролюбов, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский). 66. Проблема нравственного воспитания в педагогическом наследии Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци. 67. Проблема общения учителя и учащихся в зарубежных педагогических теориях. 68. Проблема оценка качества образования школьников. 69. Проблема учителя и его подготовки в отечественной педагогике XIX века. 70. Проблема учителя, его назначение в обществе в классической зарубежной педагогике. 71. Проблемы образования в зарубежных странах (Англия, Франция, США, Япония и др. по выбору студента). 72. Российские гимназии (особенности организации педагогического процесса). 73. Самообразование как фактор самосовершенствования, саморазвития и самоактуализации. 74. Своеобразие российской школы в сравнении с западноевропейской, североамериканской. 75. Система «естественного» воспитания Ж.Ж. Руссо и «свободного» воспитания Л.Н.Толстого. 76. Система образования Великобритании. 77. Словарь школьников: опыт социально-педагогической и лингво-культурологической характеристики. 78. Современная классно-урочная система обучения и пути ее совершенствования. 79. Современные проблемы взаимодействия семьи и школы. 80. Современные технологии оценивания деятельности учащихся. 81. Среднее образование, ориентированное на личностные потребности школьника. 82. Старый и молодой учитель в школе: особенности мировоззрения, профессиональных взглядов, поведения. 83. Технология воспитательной работы с девиантными подростками. 84. Человек, культура и образование на современном этапе. 85. Школа и педагогическая мысль России (с древнейших времен до начала XVIII века). 86. Эффективность «учебного портфолио» как новой формы контроля и оценки достижений учащихся. 87. Эффективность современных технологий работы школы с семьей. 88. Эффективность технологии модульного обучения (на основе работ Т.И. Шамовой и П. Юцявичене) в образовательных учреждениях. 89. Эффективность технологии обучения по методу проектов в современной российской школе.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |