Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Действительно, социальное лицо человека определяется прежде всего его государственной принадлежностью: человек рождается гражданином того или иного государства




Социально-педагогические (резкое снижение, а во многих случаях и отсутствие качественного семейного воспитания, новых воспитательных ориентиров, неподготовленность многих педагогов к работе в новых социально-политических и экономических условиях, тактические просчеты и ошибки в управлении образованием, недостаток педагогического инструментария, методических и технологических разработок в области дидактики, теории и методики воспитания, разрушение традиционной связи “школа-- общественность -- семья-- производство”, невысокий социальный статус труда преподавателя.

Социально-экономический (развал государственной экономики, снижение уровня материального производства, пренебрежение духовными ценностями, отсутствие материально-технического обеспечения учебных заведений, невозможность приобщения к ценностям духовной культуры у значительной части населения по причине низкого уровня жизни, безработицы и т.д.).

Социально-политические (развал государства и его идеологической основы, разрушение духовно-нравственных ценностей, потеря национальных интересов и культуры, разрушение государственности и законности, бюрократизм, отсутствие четкой концепции образования и воспитания и т.д.).

Социальная природа сознания, следовательно, заключается в сущности тех общественных отношений, которые человек усваивает в процессе своей деятельности, общения с внешним миром, в процессе воспитательных воздействий. Различные условия жизни людей и воспитания, принадлежность к разным социальным группам, взаимодействие и борьба их интересов развивают и формируют и различное сознание. В этом смысле сознание как высшая форма психической деятельности человека не тождественна мышлению. Человеческое сознание меняется не только от эпохи к эпохе, от одной культурно-исторической цивилизации к другой, оно может изменяться на протяжении жизни одного и того же человека в зависимости от особенностей общественных отношений, в которые он включен (он может быть в одно время религиозным, в другое -- атеистом, в одно время приверженцем одних взглядов, в другое -- других и т. д.). Приведем исторический пример: ребенок из африканского племени попадает в Париж и там воспитывается, вырастает образованным человеком, истым парижанином. Таким образом, развитие новых субъектно-объектных отношений проявляется и реализуется в новых социальных ролях личности, которые постепенно персонифицируются и превращаются в ее личные свойства: черты характера, способности и т.д.

Биологическая природа человека, строение его мозга, считают исследователи, почти не изменились со времени кроманьонца. Но люди прошлых эпох и мыслили, и чувствовали, и действовали совершенно различно.

В то же время было бы явным упрощением думать, что человек исключительно результат социализации. В известном смысле человек уже рождается человеком, кристаллизует в себе все, что накоплено всем человечеством в течение веков. Эта кристаллизация осуществляется и через наследственность. Ребенок не просто впитывает сообщаемую ему информацию. Он наследует генетический запас информации через специфически человеческое строение тела, мозга, задатки. Если шимпанзе с первых дней рождения поместить в специальные условия общественной жизни и окружить тщательным вниманием и уходом самых талантливых педагогов, то все равно это животное останется лишь хорошо выдрессированной обезьяной. У нее иная наследственность, иной мозг, отделяющий обезьяну от человека непроходимой гранью. Иными словами, возникновение труда, общества и свойственной только людям психики -- сознания -- сопровождалось важными изменениями в строении и деятельности головного мозга и всей нервной системы, и наоборот. Однако особенности головного мозга и нервной системы человека есть лишь необходимое условие или, точнее, биологическая предпосылка становления сознания, но не сознание как таковое. Собственно человеческое сознание формируется лишь во взаимодействии и общении с другими людьми, т.е. в социальном контексте.

Все, чем человек обладает, чем он отличается от животных, является результатом его жизни в социальной среде. Характерно, что ребенок, не впитавший в себя культуру общества, оказывается неприспособленным к социальной жизни, не может реализовать то, что заложено в нем самой природой. Вне общества ребенок не становится человеком.

Среди социальных факторов особым можно назвать воспитание. Его можно рассматривать как целенаправленный процесс формирования конкретных качеств и свойств личности, ее способностей, процесс, опирающийся на закономерности общественного развития.

Развитие социальных факторов приводит к разнообразию их воздействия на развитие личности. Факторами преднамеренного воздействия на личность могут выступать государственный строй и политика государства, наука, школа, обучение и воспитание, условия труда и быта, семья, культура и традиции государства, многое другое.

В значительной степени социальные факторы определяют развитие человека. По версии К. Маркса сущность человека представляет ансамбль общественных отношений. Но следует помнить, что человек не формируется пассивно под влиянием среды. Социальная среда кардинальным образом не влияет на развитие качеств личности. Общеизвестно, что одни и те же социальные условия жизни приводят к различным уровням морального, интеллектуального и духовного развития. Эту особенность можно рассматривать как закономерность в развитии личности.

.

Признавая роль географической среды, следует отметить, что она выступает как предпосылка для развития личности. Но сама среда в современных условиях, в век научного и технического прогресса не может обеспечить решение программы развития личности и адаптацию ее к самостоятельной жизни и деятельности.

Имеется группа социальных факторов, которые не оказывают тотального действия, но дают человеку возможность развития. К ним можно отнести культуру, литературу, искусство, средства массовой информации, технические и спортивные общества, различные клубы, выставки, секции и т.д. Степень воздействия этих факторов будет определяться возможностями и стремлениями самой личности в их реализации. Но дело-то в том, что природное начало человека всегда индивидуально: особенности протекания психических процессов, задатки способностей, степень активности и т.д. Сами люди неодинаково относятся к познанию искусства, литературы, освоению знаний как технических, так и гуманитарных. Кто-то увлечен спортом, кому-то он противопоказан по состоянию здоровья. Естественно, что формирующиеся качества у них будут различны. Таким образом, даже совокупное действие этих факторов не всегда обеспечивает формирование необходимых качеств личности.

Можно отметить, что воспитание оказывает влияние на природные качества личности, внося в них новое содержание, адаптируя к конкретным социальным условиям, в которые она включена. Уже в трудах И.П. Павлова проходила идея о пластичности нервной системы, податливости ее к воспитанию в разных средовых условиях, а также о больших компенсаторных возможностях организма, т.е. способности к компенсации ряда функций другими органами вследствие травм, болезней и т.д.

Все сказанное дает возможность говорить о влиянии социальных факторов на развитие личности как приоритетных. Тем не менее среди них имеются и факторы, отрицательно воздействующие на гармоничное развитие личности, на содержание и направленность воспитания. В конце XX в. в России в силу разных исторических причин сложились новые отношения. Назовем некоторые из них.

4. Социально-психологические (назовем их как производные от вышеназванных): гипертрофированные взгляды на смысл жизни и бытие; искаженные потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, установки на отношения полов и половое поведение и т.

В понятие «социальная среда» входят материальные условия жизни общества, социальный и государственный строй, система производственных и общественных отношений и определяемый ими характер протекания социальных процессов и функционирования различных учреждений, создаваемых обществом.

Еще в большей степени это влияние определяется той системой общественно-экономических отношений, которые установились в стране, в том обществе, в котором происходит развитие и формирование человека, что определяет классовое положение человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.