КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Педагогический процесс
Модуль 2. Педагогический процесс как основная категория педагогики. Теории воспитания и обучения. Тема 4. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики. Тема 3. Структура педагогической науки. Тема 2. Методология педагогической науки и деятельности. Виды педагогических знаний. Знания научные, ненаучные. Понятие педагогической парадигмы. Основные педагогические парадигмы. Основные методологические подходы в педагогике: антропологический, системный, культурологический, личностно-ориентированный, деятельностный, этнопедагогический и др. Теоретические, эмпирические, методические и методологические знания. Педагогические и непедагогические знания. Методы педагогических исследований.
Научные отрасли, внутринаучные дисциплины, разделы, научные направления, научные течения, интегративные, междисциплинарные и инструментально-прикладные научные области. Взаимосвязь педагогики с другими науками.
Категориально-понятийный аппарат современной педагогики. Язык педагогики и его виды: научный, профессиональный, обыденный (их характеристика, взаимосвязь и взаимообусловленность развития). Значение определений понятий для развития науки и практики. Обновление языка педагогики как отражение процессов развития педагогической науки и практики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, развитие (в свете основных педагогических парадигм). Педагогический процесс как основная категория педагогики. Социокультурные функции педагогического процесса. Сущностные характеристики педагогического процесса: субъектность, организуемость, целостность, полиструктурность, непрерывность, цикличность. Принципы построения педагогического процесса. Педагогический процесс как процесс решения профессиональных задач. Этапы педагогического процесса: целеполагание, целеосуществление, анализ и оценка результатов. Основные закономерности педагогического процесса. Cоотношение образовательного и педагогического процессов. Критерии эффективности педагогического процесса. Тема 2. Воспитание. Воспитание как социокультурное явление. Характеристика воспитания как педагогического процесса. Факторы воспитания личности. Теории воспитания. Современные гуманитарные подходы к воспитанию. Цели, ценности воспитания в переходный период развития общества. Воспитание толерантности и национально-культурной идентичности. Самоопределение личности в процессе воспитания и построение жизненного плана Педагогическая поддержка и сопровождение ребенка в процессе воспитания. Обеспечение безопасности ребенка. Преодоление детской агрессивности. Развитие идей о детских коллективах. Структуры коллектива, этапы и закономерности развития. Взаимосвязь личности и коллектива. Интегративные характеристики коллектива: психологический климат, ценности коллектива, социальные нормы, традиции. Сообщества детей и взрослых. Тема 3. Обучение. Особенности дидактики как науки. Категориально-понятийный аппарат дидактики. Характеристика обучения как педагогического процесса. Современные концепции обучения. Компетентностный подход при проектировании и реализации процесса обучения. Предпрофильное и профильное обучение. Характеристика нелинейности современного обучения. Вариативность и личностная направленность целей и содержания образования. Различные подходы к конструированию содержания образования на различных ступенях обучения. Развивающий характер и возрастная адекватность содержания образования. Задача как единица построения содержания образования. Межпредметные и надпредметные задачи. Педагогические технологии организации процесса обучения: проектные; исследовательские, кооперативной работы; диалоговые, групповые, «развития критического мышления»; рефлексивные; информационные; индивидуального сопровождения; оценивания личностных достижений. Безотметочная система обучения. Формы оценивания учебных достижений школьников. Тема 4. Образование. Сущность образования. Образование как условие развития цивилизации, культуры и общества. Образование как фактор становления человека в различные периоды жизни. Современная образовательная парадигма, ее сущностные характеристики. Реформирование образования в современном мире: глобальные, национальные и региональные направления и тенденции. Российская система образования. Характеристика доступности, качества и эффективности образования как стратегические ориентиры модернизации российского образования. Государственный образовательный стандарт и базисный учебный план. Характеристика открытой образовательной среды. Сущность понятия «образовательная программа». Многообразие образовательных программ. Вариативность индивидуально-личностных маршрутов. Система дополнительного образования, ее функции и характер. Формы дополнительного образования для детей и подростков. Новые подходы к организации управления образованием. Управление развитием образовательных систем. Педагогический мониторинг и консалтинг в управлении образованием. Вопросы для итогового контроля по курсу «Теоретическая педагогика» 1. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. 2. Методология педагогической науки и педагогической деятельности. 3. Особенности и тенденции развития современной педагогической науки. Структура педагогической науки. 4. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики. 5. Виды педагогических знаний (теоретические, эмпирические, методические и методологические знания). 6. Классические и современные методы педагогических исследований: количественные и качественные. 7. Педагогический процесс как основная категория педагогики. 8. Сущностные характеристики педагогического процесса: субъективность, организуемость, целостность, полиструктурность, непрерывность, цикличность. 9. Принципы построения педагогического процесса. 10.Этапы педагогического процесса: целеполагание, целеосуществление, анализ и оценка результатов. 11.Основные закономерности педагогического процесса. 12.Воспитание как социокультурное явление. 13.Характеристика воспитания как педагогического процесса. 14.Цели, ценности воспитания в современном обществе. 15.Современные подходы и концепции воспитания. 16.Коллектив. Взаимосвязь личности и коллектива. 17.Дидактика как наука. Категориально-понятийный аппарат дидактики. 18.Характеристика обучения как педагогического процесса. 19.Современные концепции обучения. 20.Цели и содержание образования. 21.Формы оценивания учебных достижений школьников. 22.Модели образования (модель образования как государственно-ведомственной организации, традиционная модель образования, рационалистическая модель образования, феноменологическая модель образования, неинституциональная модель образования и др.). 23.Российская система образования. Характеристика доступности, качества и эффективности образования как стратегические ориентиры модернизации российского образования. 24.Государственный образовательный стандарт и базисный учебный план. 25.Сущность понятия «образовательная программа» (многообразие, вариативность). 26.Система дополнительного образования, ее функции и характер. 27.Современные подходы к организации управления образованием. 28. Концепция системного построения процесса воспитания (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова). 29. Концепция воспитания личности в коллективе (А.С. Макаренко); 30. Концепция гуманистического воспитания человека (В.А. Сухомлинского). 31. Концепция воспитания как педагогического компонента социализации ребенка (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк, М.А. Ковальчук, С.Л. Паладьев, В.Б. Успенский и др.). 32. Концепция формирования образа жизни, достойной Человека (Н.Е. Щуркова). 33. Концепция воспитания ребенка как человека культуры (Е.В. Бондаревская). 34. Концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития (О.С. Газман и его ученики: Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков, С.М. Юсфин). 35. Концепция воспитания на основе потребностей человека (В.П. Сезонов). 36. Учебно-игровая модель обучения (Зайцев Н.А., Короткова Э. П., Никитин Б., Михайленко Н.Я. и др.). 37. Модель развивающего обучения (Занков Л.В., Эльконин Д.Б., Давыдов В.В.). 38. Знаниево-символическая модель обучения (Шаталов В. Ф.) 39. Календарно-тематическая модель обучения (Логинова В.И., Козлова С.А. и др.) 40. Исследовательская модель обучения (Венгер Л.А., Дьяченко О.М. и др.).
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2036; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |