Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учитель, структура его деятельности и профессиональный рост 3 страница




—система внеклассной воспитательной работы должна
быть подчинена организации, воспитанию и развитию
ученического коллектива;

—в общей системе внеклассной работы по всесторон­
нему развитию учащихся нужно обязательно выделять
ту или иную ведущую для данного времени воспитатель­
ную задачу
и намечать меры по ее решению;

—нужно, чтобы план содержал положения, направ­
ленные на согласованность воспитательных усилий клас­
сного руководителя, учителей, которые работают в клас­
се, и родителей.

Каким же должен быть порядок планирования клас­сным руководителем воспитательной работы?

На первом этапе составления плана необходимо опре­делить уровень воспитанности и развития класса, изу­чить его сдвиги в жизни и работе. Например, если дос­тигнуты результаты в сплочении класса, в проведении увлекательных внеклассных мероприятий, то, опираясь на эти положительные стороны, нужно позаботиться об организации более содержательной практической деятель­ности и о придании ей характера интересных перспек­тив, реализуя таким образом "закон движения" коллек­тива. Повысилась общественная активность учащихся — необходимо расширять общественные мероприятия, уг­лублять их содержательность. Класс проявляет заинте­ресованность в спортивной работе — нужно сделать так, чтобы он выступал инициатором проведения спортивно-массовых соревнований, физкультурных вечеров, празд­ников и т.д. Короче говоря, все, что есть в классе поло­жительного и интересного, нужно расширять, укреплять и развивать. Воспитание на положительном всегда при­носит плодотворные результаты.

Одновременно с этим нужно обращать внимание и на недочеты, которые имеют место в классе: снижение дис­циплины, ослабление интереса к чтению художественной литературы, ухудшение межличностных отношений, разоб­щенность коллектива на отдельные группировки и т.д.


Каждый из этих недочетов может стать предметом вос­питательной задачи, решение которой также необхо­димо спланировать.

Определив особенности класса, его положительные стороны и недостатки, нужно написать вступительную часть плана.

Второй этап — разработка внеклассных видов работы по всестороннему развитию и воспитанию учащихся. По­пробуем определить их, например, в отношении к 6-му классу:

—беседа "Соблюдение режима дня — черта культурно­
го человека";

—беседа "Приемы активного воспроизведения изучае­
мого материала при подготовке домашних заданий";

—классное собрание "Об участии школьников в работе
предметных кружков";

—экскурсия на завод. Встреча с молодыми рациона­
лизаторами и изобретателями;

—участие в благоустройстве территории школы, по­
садка декоративных кустов;

—совместное собрание учащихся и родителей по воп­
росу "Об участии школьников в домашнем труде";

—задание учащимся: собрать на протяжении четвер­
ти по 10 кг бумажной макулатуры;

—совещание с активом по вопросу "О повышении роли
активистов в общественно полезном труде";

—шефы завода в гостях у класса: "Почему говорят,
что труд украшает человека?";

—подготовка литературного вечера "Родина — в по­
эзии";

—участие в спартакиаде школы под девизом "Олим­
пийский резерв";

—диспут "Какого человека можно считать нравствен­
ным?";

— еженедельный обзор газет на тему "Чем живет мир?".
Третий этап — разработка предложений по решению

ведущей воспитательной задачи "Повышение ответствен­ности учащихся за выполнение домашних заданий":

—встреча с учителями, работающими в классе, и роди­
телями учащихся по вопросу "Как повысить качество
домашнего учения?";

—беседа с учащимися "Основные правила выполне­
ния домашних заданий";

—посещение учащихся на дому с целью контроля за
их домашним учением;


- встреча учащихся с директором школы по вопросу
"Что делается в классе по улучшению домашней работы?";

- проведение двух практических занятий по выполне­
нию домашних заданий по математике и русскому языку;

— классное собрание совместно с учителями и родите­лями на тему "Что улучшилось в нашей учебной работе?".

Четвертый этап — оформление плана воспитатель­ной работы. Если основные виды внеклассной работы на учебную четверть или полугодие разработаны, нужно расставить их в той хронологической последовательнос­ти, в которой они будут проводиться.

Всю эту работу классный руководитель предваритель­но осуществляет сам. Но составленный план необходимо обсудить с учащимися, познакомить их с ведущей зада­чей, на которую они должны обратить особое внимание. Естественно, необходимо учитывать все предложения уча­щихся.

План - важнейший документ классного руководителя. Но кроме того учитель несет ответственность за ведение классного журнала, личных дел учащихся, в необходимых случаях пишет на них характеристики. Некоторые класс­ные руководители ведут дневники проводимой работы, а также специальные журналы, в которых на каждого уче­ника отводится 2-3 страницы. В них фиксируются поло­жительные поступки учащихся, а также те или иные отрицательные явления. Если записи делаются регуляр­но, классный руководитель имеет возможность наблю­дать за тенденциями развития своих воспитанников, при­нимать своевременные меры к улучшению воспитатель­ной работы как с классом, так и с каждым учащимся в отдельности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Составьте устно план темы.

2. В чем заключается специфика воспитательной деятельности клас-
сного руководителя в отличие от обязанностей учителя?

3. Раскройте содержание и методику работы классного руководи-
теля по изучению учащихся, формированию ученического коллектива,
повышению успеваемости и нравственному воспитанию учащихся.

4. Обоснуйте значение плана воспитательной работы в деятельнос-
ти классного руководителя, раскройте его содержание и порядок co-
ставления.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. М., 1984.

Горленка В.П. Класны гараушк: асновы выхаваучага умельства. Мн., 1995.

Демакова И.Д. С верою в ученика: Особенности воспитательной работы классного руководителя. М., 1989.

Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников. М., 1983.

Педагогическая диагностика в школе /Под ред. А.И.Кочетова. Мн., 1987.

Степаненков Н.К. Плакирование работы классного руководителя. Мн., 1996.

Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 1986.

Глава 32




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.