Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление школой и руководство учебно-воспитательной работой




1. Совершенствование управления школой и ее учеб­
но-воспитательной работой как важнейшая предпо­
сылка повышения качества обучения и воспитания.
Структура управленческих органов в школе и основ­
ные принципы их деятельности.

2. Повышение роли совета школы в совершенство­
вании учебно-воспитательного процесса. Демократи­
зация и гласность в руководстве школой.

3. Функциональные обязанности должностных лиц
школы по организации и руководству учебно-воспи­
тательной работой.

4. Работа директора и педагогического коллектива
школы по обеспечению всеобуча.

 

5. Организация и совершенствование учебно-вос­
питательной работы и контроль за ее качеством.

6. Руководство внеклассной и внешкольной учеб­
но-воспитательной работой.

7. Организация помощи в деятельности ученичес­
кого самоуправления и общественных организаций в
школе.

8. Организация работы с родителями учащихся.

9. Годовой план учебно-воспитательной работы
школы.


1. Совершенствование управления школой и ее учеб­но-воспитательной работой как важнейшая предпо­сылка повышения качества обучения и воспитания. Структура управленческих органов в школе и основ­ные принципы их деятельности. Школа — исключитель­но сложный и весьма разветвленный по своей внутрен­ней структуре механизм, который может успешно функ­ционировать только при условии, если каждое его звено и подразделение будут действовать слаженно и эффек­тивно. Трудно, например, добиваться высоких результа­тов в обучении и воспитании, если педагогический кол­лектив школы не будет иметь единой линии и согласо­ванности в работе, если он не будет сплочен четко очер­ченными целями. Не менее важное значение имеет пра­вильно организованное взаимодействие всех звеньев уче­нического коллектива, степень его влияния на учебу и поведение школьников. Все это свидетельствует об ог­ромной роли разработки научных основ управления шко­лой и ее учебно-воспитательной работой.

Весьма многообразной является структура управленческих органов в школе. Условно их можно разделить на три группы.

Первую группу составляют органы коллегиального управления школой — общешкольная конференция пред­ставителей учащихся, работников школы, родителей, а также подчиняющийся ей совет школы.

Вторую группу составляют должностные лица школы, осуществляющие руководство всеми ее звеньями и под­разделениями. Это — директор школы, его заместители по учебной и воспитательной работе, помощник дирек­тора по хозяйственной работе и др.

Третья группа включает в себя управленческие органы различных общественных организаций учащихся (учком), учителей (профком, методические секции и т.д.), а так­же родителей (родительский комитет и др.).

Наличие такой разветвленной структуры управленчес­ких органов в школе требует организации их правильно­го взаимодействия, координации их работы и эффектив­ного выполнения каждым из этих органов и подразделе­ний своих специфических функций. Все это обусловило необходимость определения основных принципов их руко­водящей деятельности. К ним относятся:

— координация, согласованность решений и деловое сотрудничество всех управленческих органов в школе при планировании предстоящей работы, определении ее веду­щих задач и их эффективном решении;


— демократизм и гласность в осуществлении всеми
должностными лицами школы своих руководящих функ­
ций; опора на общественное мнение учителей и учащихся,
а также родителей; выборность руководящих органов;

—персональная ответственность всех руководящих лиц
школы, учителей, классных руководителей, воспитате­
лей групп продленного дня за успешное выполнение своих
должностных функций;

—умение выделять главные проблемы в работе школы
и концентрировать усилия педагогов и учащихся на их
решении;

—поддержание благожелательного психологического
микроклимата в школе, основанного на высокой ответ­
ственности, творческой инициативе, принципиальности
и сознательном отношении каждого к своей работе;

- тактичный и регулярно осуществляемый контроль за выполнением указаний вышестоящих органов и при­нятых в школе решений по совершенствованию учебно-воспитательной работы;

— поощрение педагогического творчества и инноваци­
онных поисков в повышении качества учебно-воспита­
тельного процесса, стимулирование учителей к овладе­
нию передовым педагогическим опытом.

2. Повышение роли совета школы в совершенство­вании учебно-воспитательного процесса. Демократи­зация и гласность в руководстве школой. В создании творческой атмосферы и здорового психологического мик­роклимата в школе огромная роль принадлежит совету школы. Совет является органом коллегиального управ­ления школьными делами, принимает активное участие в решении важнейших вопросов совершенствования обу­чения и воспитания учащихся. Его функции и содержа­ние работы регламентируются специальным положени­ем о совете средней общеобразовательной школы.

Высшим руководящим органом школы является об­щешкольная конференция представителей учителей, уча­щихся, родителей и общественности в равном количе­стве от каждой категории. Конференция утверждает устав школы и вносит в него необходимые изменения, разра­батывает основные направления совершенствования и развития школы, повышения качества и эффективности учебно-воспитательной работы; осуществляет поиски дополнительных финансовых средств и укрепление ма­териально-технической базы школы; при необходимости


создает временные или постоянные комиссии по различ­ным направлениям деятельности школы и устанавлива­ет их полномочия. Конференция созывается советом школы не реже одного раза в год.

В период между конференциями в роли высшего органа выступает совет школы, в который входят представите­ли (одна треть) педагогических работников, учащихся сред­них и старших классов, родителей и общественности.

Совет школы выполняет следующие функции:

— организует реализацию решений конференций
школьного коллектива;

— утверждает план развития школы;

- представляет совместно с директором интересы
школы в государственных и общественных органах, а
также интересы учащихся, обеспечивая социальную за­
щиту несовершеннолетних;

—определяет на основе представленных методическим
(педагогическим) советом школы материалов содержание,
методы, средства и формы организации обучения и вос­
питания учащихся (учебные планы, программы, профи­
ли дифференциации обучения, трудовой подготовки и
т.д.), обеспечивая при этом достижение государственно­
го уровня требований к образованию;

—устанавливает режим работы школы;

—осуществляет контроль за подбором и расстановкой
педагогических и других кадров школы;

— проводит аттестацию педагогических работников
школы, вносит предложения в квалификационную ко­
миссию при органах народного образования о присвое­
нии учителям квалификационных категорий;

— поддерживает общественные инициативы и иннова­
ционные поиски по совершенствованию и развитию обу­
чения и воспитания;

- контролирует рациональное расходование бюджетных
ассигнований на школу, формирует собственный мате­
риальный фонд школы;

—заслушивает отчеты о работе отдельных учителей,
директора школы, его заместителей, вносит на рассмот­
рение конференции предложения о продлении или пре­
кращении их полномочий;

—ограждает работников школы и администрацию от
необоснованного вмешательства в их профессиональную
и должностную деятельность.

Совет школы работает в тесном контакте с админи­страцией и общественными организациями школы на


основе принципов демократизма, гласности и широкого оповещения о своей деятельности учащихся, учителей и общественности.

3. Функциональные обязанности должностных лиц школы по организации и руководству учебно-воспита­тельной работой. Определяющую роль в организации и руководстве учебно-воспитательной работой школы иг­рает директор. На должность директора школы назнача­ются органами образования или избираются конферен­цией совета школы лучшие учителя, владеющие органи­заторскими способностями, имеющие необходимую пе­дагогическую квалификацию и стаж практической педа­гогической работы не менее трех лет. К важнейшим фун­кциональным обязанностям директора школы относятся:

—руководство педагогическим коллективом, обеспе­
чение правильного подбора и расстановки кадров, созда­
ние необходимых условий для повышения их научно-те­
оретического и психолого-педагогического уровня и сти­
мулирования педагогического творчества учителей;

—контроль за ходом обучения, качеством знаний и
поведением учащихся, содержанием и организацией вне­
классной и внешкольной работы;

—организация работы по профессиональной ориента­
ции учащихся;

—активизация деятельности ученического самоуправ­
ления, взаимодействие с общественными организациями
учителей и учащихся;

—установление в соответствии с трудовым законода­
тельством, правилами внутреннего распорядка и уставом
школы круга обязанностей работников школы;

 

—поддержание связей с местными общественными
организациями, базовыми предприятиями;

—организация работы с родителями учащихся;

—укрепление учебно-материальной базы школы;

—поддержание необходимого санитарно-гигиеничес­
кого режима в школе, охрана труда и соблюдение техни­
ки безопасности в процессе учебных занятий и других
видов деятельности учащихся, учителей и обслуживаю­
щего персонала школы;

—прием на работу и увольнение с работы обслужива­
ющего персонала школы;

—представление учителей и других работников школы
по согласованности с советом школы к мерам поощрения
и наградам.


Под непосредственным руководством директора школы работают его заместители по учебной и воспитатель­ной работе и другие должностные лица, на которых воз­лагается руководство отдельными участками школьной работы. Так, заместитель директора по учебно-воспи­тательной работе отвечает за организацию учебно-вос­питательного процесса, выполнение учебных программ, качество преподавания и знаний учащихся, осуществля­ет контроль за ходом урочных и других видов учебных занятий, поведением школьников, регулирует их учеб­ную нагрузку, составляет расписание занятий, готовит отчеты об учебно-воспитательной работе школы.

В обязанности заместителя директора по воспита­тельной работе входит организация и участие в прове­дении внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности учащихся, инструктирование классных руководителей и воспитателей групп продленного дня и оказание им помощи в воспитательной работе, а также поддержание деловых контактов с внешкольными обра­зовательно-воспитательными учреждениями, комиссия­ми содействия семье и школе.

В условиях обновления и реформирования всех сфер производственно-экономических отношений, политики, образования и культуры значительно повышаются требо­вания к руководителю школы. Директор школы, его заме­стители должны сочетать в себе глубокую педагогическую образованность и компетентность, деловитость и дисцип­лину, высокую служебную ответственность, инициативный и творческий подход к выполнению своих обязанностей.

4. Работа директора и педагогического коллектива школы по обеспечению всеобуча. В нашей республике предусмотрено осуществление обязательного девятилет­него образования подрастающих поколений. Решение этой важной государственной задачи должно занимать вид­ное место в работе директора, его заместителей и всего педагогического коллектива школы.

Каждая школа имеет свой микрорайон, в пределах которого она отвечает за осуществление обязательного обучения детей, подростков. В школе ведется журнал учета движения учащихся, который заполняется на ос­нове данных школы и местных советов (домоуправлений).

Выполнение закона об образовании требует также разъяснительной работы среди родителей и молодежи о путях получения образования. С этой целью школа


организует родительские собрания, проводит беседы, орга­низует лекции и доклады, коллективные и индивидуаль­ные консультации для родителей и учащихся по профес­сиональной ориентации.

Большое место занимают вопросы расширения и укреп­ления учебно-материальной базы школы. С помощью шеф­ствующих предприятий учителя оборудуют учебные каби­неты, создают фонд учебников и учебных пособий для бес­платного пользования учащимися, укрепляют базу трудо­вого обучения и воспитания, организуют горячее питание и т.д. В сельской местности актуальными являются воп­росы подвоза учащихся в школу из отдаленных населенных пунктов или же организации школьных интернатов.

5. Организация и совершенствование учебно-воспи­тательной работы и контроль за ее качеством. Карди­нальной проблемой руководства школой со стороны директора и его заместителей является организация и совершенствование учебно-воспитательного процесса и осуществление контроля за его качеством. Ее решение включает в себя целую совокупность вопросов.

Исключительно важное значение имеет научно обо­снованное планирование учебных занятий. До начала учебного года директор школы и его заместитель по учеб­но-воспитательной работе организуют разработку учите­лями календарных (или тематических) планов изучения программного материала и их обсуждение в предметных комиссиях (методических секциях). Особое внимание следует обращать на глубокое изучение учителями объяс­нительных записок и содержания программ. При мето­дической помощи заместителя директора по воспитатель­ной работе планируют свою работу классные руководите­ли. Им же составляется план-график работы предметных кружков и других форм внеклассных занятий.

Большое значение имеет продуманное и научно обо­снованное расписание занятий, которое составляется за­местителем директора школы по учебно-воспитательной работе и утверждается директором. Первыми — третьими часами в нем должны быть занятия по более трудным пред­метам — математике, физике, химии и языкам. Письмен­ные уроки целесообразно чередовать с устными. Учитыва­ется также рациональная организация учебной работы учителей, в частности, нужно сводить к минимуму так называемые "форточки" в их урочных занятиях. В дни, когда классные руководители проводят "воспитательные часы", их уроки обычно ставятся к концу рабочего дня.


Следовательно, начало нового учебного года связано с проведением разнообразной организационно-педагогичес­кой работы, которую нужно обязательно закончить до 1 сентября с тем, чтобы весь сложный механизм учебно-воспитательного процесса быстро входил в нормальный ритм.

Не менее существенное значение имеет осуществле­ние контроля со стороны директора школы и его замес­тителей за ходом учебно-воспитательного процесса, его содержанием и методическим совершенствованием. Кон­трольное посещение уроков и внеклассных мероприятий предполагает: а) изучение и анализ их научно-методи­ческого содержания; б) решение учителями наиболее важных учебно-воспитательных задач в системе урочных занятий, например, их работа по активизации познава­тельной деятельности учащихся, совершенствованию са­мостоятельной учебной работы, осуществление техничес­кого обучения на уроках; моральное воспитание и т.д.; в) выявление и распространение передового педагоги­ческого опыта; г) изучение качества знаний школьни­ков; д) определение содержательной и воспитательной действенности внеклассных мероприятий и т.д.

Многообразие задач контроля требует определенной си­стемы в его осуществлении. С этой точки зрения выделя­ют различные виды контроля. Так, по своей целевой на­правленности контроль бывает предупредительный и те­кущий. Предупредительный контроль обычно применяется в работе с начинающими и вновь прибывшими в школу учителями и имеет своей задачей общее ознакомление с их педагогической подготовкой и методическими умениями. Текущий контроль осуществляется в порядке стимулирова­ния качества учебно-воспитательной работы учителей и классных руководителей. Оценки их педагогической деятель­ности и оказания им необходимой методической помощи.

В зависимости от содержания контроль бывает фронталь­ный и тематический. В чем заключается их сущность?

При фронтальном контроле изучается работа нескольких учителей или всего педагогического коллектива по решению всех основных задач обучения и воспитания. В этом случае уроки учителей, которые посещают директор школы и его заместители, анализируются с точки зрения их содержания, методической организации и воспитательной направленнос­ти, а также качества знаний и поведения учащихся.

При тематическом же контроле изучению и анализу подвергается какая-то одна сторона учебного процесса или внеклассной работы. Например, может изучаться уме-


ние учителя осуществлять на уроках развивающее обу­чение или моральное воспитание и т.д. Равным образом при контроле внеклассной работы могут выделяться та­кие вопросы, как качество индивидуального воспитания учащихся классными руководителями, состояние обще­ственно полезного труда и др. Естественно, что оба вида контроля должны сочетаться и дополнять друг друга.

Посещая урочные и внеклассные занятия, руководи­тели школы в специальном журнале ведут записи своих замечаний, делают выводы, а затем сообщают их учите­лям и классным руководителям. При этом необходимо сохранять объективность, деликатность и такт, чтобы проводимый анализ занятий не обидел учителя, а, на­оборот, побуждал его к улучшению своей работы.

В совершенствовании учебно-воспитательного процесса существенное значение имеет содержательное проведение методической работы с учителями и внедрение научной организации педагогического труда (НОПТ). Основная цель методических мероприятий и НОПТ состоит в углублении теоретической подготовки и повышении педагогического мастерства учителей, а также рациональной организации и более эффективном использовании их рабочего времени. Для проведения методической работы учителя близких по содержанию предметов объединяются в предметные комис­сии (секции), которые возглавляют более квалифицирован­ные методисты. Отдельную методическую комиссию (секцию), которую обычно возглавляет заместитель директора по вос­питательной работе, составляют классные руководители.

В школьной практике сложились следующие формы методической работы: подготовка и обсуждение докладов (рефератов) учителей и классных руководителей по важней­шим вопросам обучения и воспитания учащихся (активи­зация познавательной деятельности школьников, форми­рование научных понятий, умственное развитие учащихся в процессе обучения, стимулирование познавательных по­требностей, укрепление личного достоинства школьников в коллективе и т.д.); коллективное посещение и анализ уроков и внеклассных мероприятий; обсуждение новинок психолого-педагогической литературы; проведение науч­но-методических конференций; обмен опытом работы; изу­чение передового педагогического опыта. В последние годы получает распространение своеобразная форма наставничества, когда более опытные учителя шефствуют над молодыми пе­дагогами, передавая им свои достижения в обучении, приглашая их на свои уроки, делая их совместный анализ.


Директор школы и его заместители обязаны заботиться о НОПТ, в том числе строго регламентировать различные заседания и совещания с учителями, уменьшая их коли­чество и уплотняя время на их проведение. НОПТ включа­ет в себя также четкую организацию дополнительных за­нятий с учащимися, совершенствование проверки тетра­дей, четкое определение должностных функций и т.д. Сле­дует всячески увеличивать свободное время учителей с тем, чтобы они могли заниматься самообразованием, читать литературу, знакомиться с новинками психологии и педа­гогики, посещать культурно-массовые мероприятия.

6. Руководство внеклассной и внешкольной учебно-
воспитательной работой. На что же должны направляться
усилия руководства и педагогического коллектива школы
при организации внеклассной и внешкольной воспитатель­
ной работы? Во-первых, на разносторонность ее содержа­
ния и общественную направленность. Нужно, чтобы она
охватывала умственное, физическое, нравственное, эстети­
ческое и трудовое воспитание учащихся и была пронизана
патриотизмом, стремлением приносить пользу Родине, лю­
дям. Во-вторых, на использование ее массовых форм как для
воспитания школьников, так и для разумной и содержатель­
ной организации их свободного времени. В-третъих, на ох­
ват всех учащихся внеклассной и внешкольной работой.
В-четвертых, на развитие общественных интересов, актив­
ности и самодеятельности учащихся. С учетом этих положе­
ний педагогический коллектив совместно с общественными
организациями разрабатывает систему внеклассных и вне­
школьных мероприятий, определяет ответственность за их
подготовку и проведение, а руководство школы оказывает
методическую помощь учителям и осуществляет контроль за
качеством работы.

7. Организация помощи в деятельности ученичес­
кого самоуправления и общественных организаций в
школе. В управлении школой большое место занимает
помощь в деятельности органов ученического самоуправ­
ления и общественных организаций школьников. Эта
помощь осуществляется следующими путями:

— директор школы, его заместители и педагогический коллектив в целом принимают участие в подборе канди­датур для избрания в состав ученического комитета. Речь идет о том, что педагоги вместе с активистами обсужда: ют предложения о целесообразности избрания тех или


иных школьников в состав ученического самоуправле­ния, дают им свои советы, не навязывая, однако, своей воли и учитывая мнение учащихся;

—директор школы вместе со своими заместителями, а
также классными руководителями учат активистов выпол­
нять порученную общественную работу, проводят по этим
вопросам инструктивно-методические совещания ("Об обя­
занностях активистов", "Как готовить и проводить учени­
ческие собрания", "Как организовать общественную работу
учащихся" и т.д.), налаживает обмен опытом работы;

—директор школы, его заместители и учителя дают
свои советы о планировании работы ученического коми­
тета и других органов самоуправления, совместно обсуж­
дают намеченные мероприятия;

—руководство школы, классные руководители и учителя
оказывают помощь в подготовке и проведении мероприятий
других общественных организаций учащихся (спортклуба,
экологического общества и др.), участвуют в их работе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.