КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление школой и руководство учебно-воспитательной работой
1. Совершенствование управления школой и ее учеб 2. Повышение роли совета школы в совершенство 3. Функциональные обязанности должностных лиц 4. Работа директора и педагогического коллектива
5. Организация и совершенствование учебно-вос 6. Руководство внеклассной и внешкольной учеб 7. Организация помощи в деятельности ученичес 8. Организация работы с родителями учащихся. 9. Годовой план учебно-воспитательной работы 1. Совершенствование управления школой и ее учебно-воспитательной работой как важнейшая предпосылка повышения качества обучения и воспитания. Структура управленческих органов в школе и основные принципы их деятельности. Школа — исключительно сложный и весьма разветвленный по своей внутренней структуре механизм, который может успешно функционировать только при условии, если каждое его звено и подразделение будут действовать слаженно и эффективно. Трудно, например, добиваться высоких результатов в обучении и воспитании, если педагогический коллектив школы не будет иметь единой линии и согласованности в работе, если он не будет сплочен четко очерченными целями. Не менее важное значение имеет правильно организованное взаимодействие всех звеньев ученического коллектива, степень его влияния на учебу и поведение школьников. Все это свидетельствует об огромной роли разработки научных основ управления школой и ее учебно-воспитательной работой. Весьма многообразной является структура управленческих органов в школе. Условно их можно разделить на три группы. Первую группу составляют органы коллегиального управления школой — общешкольная конференция представителей учащихся, работников школы, родителей, а также подчиняющийся ей совет школы. Вторую группу составляют должностные лица школы, осуществляющие руководство всеми ее звеньями и подразделениями. Это — директор школы, его заместители по учебной и воспитательной работе, помощник директора по хозяйственной работе и др. Третья группа включает в себя управленческие органы различных общественных организаций учащихся (учком), учителей (профком, методические секции и т.д.), а также родителей (родительский комитет и др.). Наличие такой разветвленной структуры управленческих органов в школе требует организации их правильного взаимодействия, координации их работы и эффективного выполнения каждым из этих органов и подразделений своих специфических функций. Все это обусловило необходимость определения основных принципов их руководящей деятельности. К ним относятся: — координация, согласованность решений и деловое сотрудничество всех управленческих органов в школе при планировании предстоящей работы, определении ее ведущих задач и их эффективном решении; — демократизм и гласность в осуществлении всеми —персональная ответственность всех руководящих лиц —умение выделять главные проблемы в работе школы —поддержание благожелательного психологического - тактичный и регулярно осуществляемый контроль за выполнением указаний вышестоящих органов и принятых в школе решений по совершенствованию учебно-воспитательной работы; — поощрение педагогического творчества и инноваци 2. Повышение роли совета школы в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Демократизация и гласность в руководстве школой. В создании творческой атмосферы и здорового психологического микроклимата в школе огромная роль принадлежит совету школы. Совет является органом коллегиального управления школьными делами, принимает активное участие в решении важнейших вопросов совершенствования обучения и воспитания учащихся. Его функции и содержание работы регламентируются специальным положением о совете средней общеобразовательной школы. Высшим руководящим органом школы является общешкольная конференция представителей учителей, учащихся, родителей и общественности в равном количестве от каждой категории. Конференция утверждает устав школы и вносит в него необходимые изменения, разрабатывает основные направления совершенствования и развития школы, повышения качества и эффективности учебно-воспитательной работы; осуществляет поиски дополнительных финансовых средств и укрепление материально-технической базы школы; при необходимости создает временные или постоянные комиссии по различным направлениям деятельности школы и устанавливает их полномочия. Конференция созывается советом школы не реже одного раза в год. В период между конференциями в роли высшего органа выступает совет школы, в который входят представители (одна треть) педагогических работников, учащихся средних и старших классов, родителей и общественности. Совет школы выполняет следующие функции: — организует реализацию решений конференций — утверждает план развития школы; - представляет совместно с директором интересы —определяет на основе представленных методическим —устанавливает режим работы школы; —осуществляет контроль за подбором и расстановкой — проводит аттестацию педагогических работников — поддерживает общественные инициативы и иннова - контролирует рациональное расходование бюджетных —заслушивает отчеты о работе отдельных учителей, —ограждает работников школы и администрацию от Совет школы работает в тесном контакте с администрацией и общественными организациями школы на основе принципов демократизма, гласности и широкого оповещения о своей деятельности учащихся, учителей и общественности. 3. Функциональные обязанности должностных лиц школы по организации и руководству учебно-воспитательной работой. Определяющую роль в организации и руководстве учебно-воспитательной работой школы играет директор. На должность директора школы назначаются органами образования или избираются конференцией совета школы лучшие учителя, владеющие организаторскими способностями, имеющие необходимую педагогическую квалификацию и стаж практической педагогической работы не менее трех лет. К важнейшим функциональным обязанностям директора школы относятся: —руководство педагогическим коллективом, обеспе —контроль за ходом обучения, качеством знаний и —организация работы по профессиональной ориента —активизация деятельности ученического самоуправ —установление в соответствии с трудовым законода
—поддержание связей с местными общественными —организация работы с родителями учащихся; —укрепление учебно-материальной базы школы; —поддержание необходимого санитарно-гигиеничес —прием на работу и увольнение с работы обслужива —представление учителей и других работников школы Под непосредственным руководством директора школы работают его заместители по учебной и воспитательной работе и другие должностные лица, на которых возлагается руководство отдельными участками школьной работы. Так, заместитель директора по учебно-воспитательной работе отвечает за организацию учебно-воспитательного процесса, выполнение учебных программ, качество преподавания и знаний учащихся, осуществляет контроль за ходом урочных и других видов учебных занятий, поведением школьников, регулирует их учебную нагрузку, составляет расписание занятий, готовит отчеты об учебно-воспитательной работе школы. В обязанности заместителя директора по воспитательной работе входит организация и участие в проведении внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности учащихся, инструктирование классных руководителей и воспитателей групп продленного дня и оказание им помощи в воспитательной работе, а также поддержание деловых контактов с внешкольными образовательно-воспитательными учреждениями, комиссиями содействия семье и школе. В условиях обновления и реформирования всех сфер производственно-экономических отношений, политики, образования и культуры значительно повышаются требования к руководителю школы. Директор школы, его заместители должны сочетать в себе глубокую педагогическую образованность и компетентность, деловитость и дисциплину, высокую служебную ответственность, инициативный и творческий подход к выполнению своих обязанностей. 4. Работа директора и педагогического коллектива школы по обеспечению всеобуча. В нашей республике предусмотрено осуществление обязательного девятилетнего образования подрастающих поколений. Решение этой важной государственной задачи должно занимать видное место в работе директора, его заместителей и всего педагогического коллектива школы. Каждая школа имеет свой микрорайон, в пределах которого она отвечает за осуществление обязательного обучения детей, подростков. В школе ведется журнал учета движения учащихся, который заполняется на основе данных школы и местных советов (домоуправлений). Выполнение закона об образовании требует также разъяснительной работы среди родителей и молодежи о путях получения образования. С этой целью школа организует родительские собрания, проводит беседы, организует лекции и доклады, коллективные и индивидуальные консультации для родителей и учащихся по профессиональной ориентации. Большое место занимают вопросы расширения и укрепления учебно-материальной базы школы. С помощью шефствующих предприятий учителя оборудуют учебные кабинеты, создают фонд учебников и учебных пособий для бесплатного пользования учащимися, укрепляют базу трудового обучения и воспитания, организуют горячее питание и т.д. В сельской местности актуальными являются вопросы подвоза учащихся в школу из отдаленных населенных пунктов или же организации школьных интернатов. 5. Организация и совершенствование учебно-воспитательной работы и контроль за ее качеством. Кардинальной проблемой руководства школой со стороны директора и его заместителей является организация и совершенствование учебно-воспитательного процесса и осуществление контроля за его качеством. Ее решение включает в себя целую совокупность вопросов. Исключительно важное значение имеет научно обоснованное планирование учебных занятий. До начала учебного года директор школы и его заместитель по учебно-воспитательной работе организуют разработку учителями календарных (или тематических) планов изучения программного материала и их обсуждение в предметных комиссиях (методических секциях). Особое внимание следует обращать на глубокое изучение учителями объяснительных записок и содержания программ. При методической помощи заместителя директора по воспитательной работе планируют свою работу классные руководители. Им же составляется план-график работы предметных кружков и других форм внеклассных занятий. Большое значение имеет продуманное и научно обоснованное расписание занятий, которое составляется заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе и утверждается директором. Первыми — третьими часами в нем должны быть занятия по более трудным предметам — математике, физике, химии и языкам. Письменные уроки целесообразно чередовать с устными. Учитывается также рациональная организация учебной работы учителей, в частности, нужно сводить к минимуму так называемые "форточки" в их урочных занятиях. В дни, когда классные руководители проводят "воспитательные часы", их уроки обычно ставятся к концу рабочего дня. Следовательно, начало нового учебного года связано с проведением разнообразной организационно-педагогической работы, которую нужно обязательно закончить до 1 сентября с тем, чтобы весь сложный механизм учебно-воспитательного процесса быстро входил в нормальный ритм. Не менее существенное значение имеет осуществление контроля со стороны директора школы и его заместителей за ходом учебно-воспитательного процесса, его содержанием и методическим совершенствованием. Контрольное посещение уроков и внеклассных мероприятий предполагает: а) изучение и анализ их научно-методического содержания; б) решение учителями наиболее важных учебно-воспитательных задач в системе урочных занятий, например, их работа по активизации познавательной деятельности учащихся, совершенствованию самостоятельной учебной работы, осуществление технического обучения на уроках; моральное воспитание и т.д.; в) выявление и распространение передового педагогического опыта; г) изучение качества знаний школьников; д) определение содержательной и воспитательной действенности внеклассных мероприятий и т.д. Многообразие задач контроля требует определенной системы в его осуществлении. С этой точки зрения выделяют различные виды контроля. Так, по своей целевой направленности контроль бывает предупредительный и текущий. Предупредительный контроль обычно применяется в работе с начинающими и вновь прибывшими в школу учителями и имеет своей задачей общее ознакомление с их педагогической подготовкой и методическими умениями. Текущий контроль осуществляется в порядке стимулирования качества учебно-воспитательной работы учителей и классных руководителей. Оценки их педагогической деятельности и оказания им необходимой методической помощи. В зависимости от содержания контроль бывает фронтальный и тематический. В чем заключается их сущность? При фронтальном контроле изучается работа нескольких учителей или всего педагогического коллектива по решению всех основных задач обучения и воспитания. В этом случае уроки учителей, которые посещают директор школы и его заместители, анализируются с точки зрения их содержания, методической организации и воспитательной направленности, а также качества знаний и поведения учащихся. При тематическом же контроле изучению и анализу подвергается какая-то одна сторона учебного процесса или внеклассной работы. Например, может изучаться уме- ние учителя осуществлять на уроках развивающее обучение или моральное воспитание и т.д. Равным образом при контроле внеклассной работы могут выделяться такие вопросы, как качество индивидуального воспитания учащихся классными руководителями, состояние общественно полезного труда и др. Естественно, что оба вида контроля должны сочетаться и дополнять друг друга. Посещая урочные и внеклассные занятия, руководители школы в специальном журнале ведут записи своих замечаний, делают выводы, а затем сообщают их учителям и классным руководителям. При этом необходимо сохранять объективность, деликатность и такт, чтобы проводимый анализ занятий не обидел учителя, а, наоборот, побуждал его к улучшению своей работы. В совершенствовании учебно-воспитательного процесса существенное значение имеет содержательное проведение методической работы с учителями и внедрение научной организации педагогического труда (НОПТ). Основная цель методических мероприятий и НОПТ состоит в углублении теоретической подготовки и повышении педагогического мастерства учителей, а также рациональной организации и более эффективном использовании их рабочего времени. Для проведения методической работы учителя близких по содержанию предметов объединяются в предметные комиссии (секции), которые возглавляют более квалифицированные методисты. Отдельную методическую комиссию (секцию), которую обычно возглавляет заместитель директора по воспитательной работе, составляют классные руководители. В школьной практике сложились следующие формы методической работы: подготовка и обсуждение докладов (рефератов) учителей и классных руководителей по важнейшим вопросам обучения и воспитания учащихся (активизация познавательной деятельности школьников, формирование научных понятий, умственное развитие учащихся в процессе обучения, стимулирование познавательных потребностей, укрепление личного достоинства школьников в коллективе и т.д.); коллективное посещение и анализ уроков и внеклассных мероприятий; обсуждение новинок психолого-педагогической литературы; проведение научно-методических конференций; обмен опытом работы; изучение передового педагогического опыта. В последние годы получает распространение своеобразная форма наставничества, когда более опытные учителя шефствуют над молодыми педагогами, передавая им свои достижения в обучении, приглашая их на свои уроки, делая их совместный анализ. Директор школы и его заместители обязаны заботиться о НОПТ, в том числе строго регламентировать различные заседания и совещания с учителями, уменьшая их количество и уплотняя время на их проведение. НОПТ включает в себя также четкую организацию дополнительных занятий с учащимися, совершенствование проверки тетрадей, четкое определение должностных функций и т.д. Следует всячески увеличивать свободное время учителей с тем, чтобы они могли заниматься самообразованием, читать литературу, знакомиться с новинками психологии и педагогики, посещать культурно-массовые мероприятия. 6. Руководство внеклассной и внешкольной учебно- 7. Организация помощи в деятельности ученичес — директор школы, его заместители и педагогический коллектив в целом принимают участие в подборе кандидатур для избрания в состав ученического комитета. Речь идет о том, что педагоги вместе с активистами обсужда: ют предложения о целесообразности избрания тех или иных школьников в состав ученического самоуправления, дают им свои советы, не навязывая, однако, своей воли и учитывая мнение учащихся; —директор школы вместе со своими заместителями, а —директор школы, его заместители и учителя дают —руководство школы, классные руководители и учителя
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |