Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учитель, структура его деятельности и профессиональный рост 2 страница





4. Перечислите основные виды педагогической деятельности учи­
теля и раскройте их сущность и значение.

5. Раскройте сущность педагогической умелости, мастерства, твор­
чества и новаторства в работе учителя. Приходилось ли вам учиться у
учителей с такими качествами и в чем они проявлялись?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Анин Б.М. Учитель в моей жизни. М., 1987.

Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989.

Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

Кондратенков А.Е. Труд и талант учителя. М., 1989.

Львова Б.Л. Творческая лаборатория учителя. М., 1985.

Проблемы научной организации педагогического труда /Под ред. И.П. Раченко. М., 1987.

Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятель­ность. М., 1997.

Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976.

Харламов И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новатор­стве// Педагогика. 1992. № 7-8.

Щербаков AM. Психологические основы формирования личности учителя. М., 1967.

Глава 31 КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ В ШКОЛЕ

1. Классный руководитель в школе, специфика его
работы, основные функции и обязанности.

2. Работа классного руководителя по изучению уча­
щихся.

3. Работа классного руководителя по созданию и
воспитанию ученического коллектива.

4. Работа классного руководителя по повышению
успеваемости, трудовому и нравственному воспита­
нию учащихся.

5. Работа классного руководителя с учителями.

 

6. Работа классного руководителя с родителями
учащихся.

7. Планирование классным руководителем воспи­
тательной работы. Ведение документации класса.


1. Классный руководитель в школе, специфика его работы, основные функции и обязанности. Для организа­ции внеклассной воспитательной работы в средних и стар­ших классах из числа наиболее опытных учителей назнача­ются классные руководители. Их необходимость обусловлена тем, что в этих классах учебную и воспитательную работу ведут несколько учителей, деятельность которых нуждается в определенной координации. Кроме того, многие виды вне­классной работы, такие, например, как создание и воспита­ние ученического коллектива, организация общественно по­лезного труда, многочисленные формы нравственной и худо­жественно-эстетической деятельности учащихся непосред­ственно не входят в обязанности учителей-предметников и возлагаются на классного руководителя.

Институт классных руководителей в нашей школе имеет свою историю.

До 1917 года в гимназиях и других средних учебных заведениях Российской империи существовала должность классного наставника, на которую назначались штатные преподаватели, отвечавшие за воспитание учащихся и осуществлявшие надзор за их поведением. Была учреж­дена также должность помощника классного наставника, или классного надзирателя, который следил за поведе­нием учащихся в классе и вне школы (на улицах, в театрах, на частных квартирах и т.д.).

В своеобразной форме этот институт существует так­же и в современных школах некоторых зарубежных стран. В Бельгии, например, учителя не занимаются вос­питанием и дисциплиной учащихся. Их обязанность — обеспечивать полный объем знаний учащихся по тому предмету, который они преподают. Все остальное — за­бота воспитателей. Они смотрят за порядком в классе и проводят внеклассные мероприятия. На эту должность чаще всего берут молодых людей, так как в бельгийских школах большинство учителей — женщины.

Деятельность классного руководителя регламентиру­ется специальным положением. В нем определяются его функции, основные направления работы и обязанности. В качестве важнейших функций (от лат. functio - ис­полнение, обязанность) классного руководителя высту­пают следующие: когнитивно-диагностическая, органи­заторско-стимулирующая, объединительно-спла­чивающая, координирующая и личностно-развивающая. Рассмотрим кратко сущность каждой из них.


1. Когнитивно-диагностическая функция (от лат.
cognitio — знание, познание; diagnos — определение). Она
связана с необходимостью всестороннего изучения осо­
бенностей развития и поведения учащихся и определе­
ния уровня их воспитанности в целях учета этих особен­
ностей в процессе внеклассной воспитательной работы и
осуществления индивидуального подхода к их обучению
и воспитанию. Классному руководителю необходимо знать
состояние здоровья учащихся и их физического разви­
тия, условия домашнего воспитания, характер их обуча­
емости и воспитуемости, межличностные контакты и
участие в организуемой деятельности, проявляемые
склонности, способности и интересы, отношение к учеб­
ной работе и динамику успеваемости. Указанные данные
нужно доводить до сведения работающих в классе учите­
лей с тем, чтобы они соответствующим образом учитыва­
ли их в процессе учебно-воспитательной деятельности.

2. Организаторско-стимулирующая функция. Она
обусловливается тем, что участие школьников во вне­
классной работе в известной мере является делом добро­
вольным.
Оно несовместимо ни с понуждением, ни с же­
стким регламентированием деятельности учащихся. Глав­
ным здесь является умение классного руководителя орга­
низовать внеклассную работу таким образом, чтобы она
увлекала учащихся высокой содержательностью, разно­
образием и свежестью форм, новыми подходами к ее про­
ведению. Даже самые традиционные виды работы, на­
пример встречу Нового года, праздник именинников,
классные часы и т.д., каждый раз необходимо проводить
по-новому, придавать им яркие, красочные формы.

3. Объединительно-сплачивающая функция. Эта фун­
кция вытекает из того, что действенным фактором вос­
питания являются сплочение учащихся, здоровый пси­
хологический микроклимат в классе, товарищеское об­
щение, забота друг о друге, влияние ученического кол­
лектива. В то же время необходимо предотвращать появ­
ление в классе группировок с негативной направлен­
ностью, создавать условия для увлекательной совмест­
ной деятельности учащихся.

4. Координирующая функция. Поскольку, как уже
отмечалось, в классе работают несколько учителей-пред­
метников, возникает необходимость в согласовании их
педагогических усилий по обучению и воспитанию уча­
щихся, координации их деятельности и осуществлении
единого подхода к детям. Эта работа возлагается на


классного руководителя, который также проводит необ­ходимую работу с родителями учащихся и привлекает их к совместной со школой воспитательной деятельнос­ти. В качестве проблем для такой работы могут быть и недочеты в домашнем учении учащихся, и различные от­клонения в поведении, и активизация внеклассного чтения, и т.д.

5. Личностно-развивающая функция. Сущность ее заключается в придании проводимой воспитательной работе действенного педагогического влияния на разви­тие личностных качеств учащихся: стимулирование их потребностно-мотивационной сферы, учебно-познаватель­ной активности, нравственное и эстетическое формиро­вание, развитие творческих способностей и задатков, ут­верждение достоинства в межличностном общении и т.д.

Осуществление этих функций связано с выполнением классным руководителем целого ряда возложенных на него обязанностей. К ним относятся:

—всестороннее изучение учащихся;

—разъяснение и внедрение правил поведения уча­
щихся;

—повседневное наблюдение за успеваемостью уча­
щихся, контроль за их домашней работой, а также регу­
лирование объема домашних заданий;

—периодическое проведение ученических собраний в
классе;

—вовлечение учащихся в кружковую работу;

—организация общественно полезного труда;

—оказание помощи в работе добровольных детских и
юношеских организаций и объединений;

— внесение предложений руководству школы о поощ­рениях и наказаниях учащихся;

—объединение воспитательных усилий учителей, работа­
ющих в классе, и установление единого подхода к учащимся;

—поддержание связей с родителями и работа с семьей;

—ведение личных дел учащихся.

Многообразие и сложность обязанностей, выполняемых классным руководителем, требуют научной разработки и глубокого осмысления методики его работы. Обратимся к рассмотрению важнейших вопросов этой методики.

2. Работа классного руководителя по изучению уча­щихся. Как уже отмечалось, проведение воспитательной работы немыслимо без знания возрастных и индивиду-


альных особенностей учащихся. Незнание этих особен­ностей зачастую служит причиной серьезных просчетов и педагогических ошибок.

...Только что назначенный в школу молодой математик проводил занятия в 7-м классе, где ему было также пору­чено классное руководство. Он вызвал к доске одного из учащихся и предложил ему решить задачу. Оказалось, что семиклассник испытывает затруднение. Учитель решил ему помочь и стал задавать наводящие вопросы. Но уче­ник молчал. Учителю показалось, что он не может решить задачу, и предложил ему сесть на место. Но, не дойдя до своей парты, семиклассник обернулся к учителю и с оби­дой сказал: "А я знаю, как решать задачу..." Учитель про­явил рассудительность и ласковым голосом возвратил его к доске. Ученик вполне самостоятельно, хотя и медленно, справился с задачей. Так своей репликой он помог учителю исправить допущенную оплошность. Оказалось, что это был хороший ученик, но с замедленным мышлением. Молодой учитель об этом не знал и побуждал его к спешке.

Есть ученики, которые не проявляют должной усид­чивости в работе, не могут заставить себя аккуратно выполнять домашние задания. На учебной работе и по­ведении школьника сказываются условия семейного вос­питания, состояние здоровья, влияние тех контактных групп, с которыми он находится в постоянном общении, и т.д. Все это нужно внимательно изучать и знать, чтобы успешно осуществлять воспитательную работу.

Изучение школьников классным руководителем про­водится с помощью различных методов. Важнейшими из них являются: повседневное наблюдение за деятель­ностью и поведением учащихся в процессе учебных за­нятий и внеурочной работы, индивидуальные и группо­вые диагностические беседы, изучение результатов деятельности учащихся, посещение их на дому, есте­ственный эксперимент, рейтинг и метод компе­тентных оценок. Как же использовать их в процессе воспитания школьников?

Повседневное наблюдение за поведением и деятель­ностью учащихся. Сущность этого метода заключается в том, чтобы, наблюдая за учащимися в различных усло­виях учебной и внеклассной работы, выявлять особенно­сти их отношения к выполнению школьных обязаннос­тей, черты характера, культуру поведения и т.д. Чтобы делать по этим вопросам обобщающие выводы, нужно


владеть фактами и примерами, которые характеризуют устойчивые, а не случайные проявления. Например, когда, наблюдая за тем или иным из учащихся, класс­ный руководитель замечает, что он на уроках не может сдерживать себя и ведет неспокойно, на переменах с кри­ком бегает по коридору, толкает товарищей и т.д., ло­гично сделать вывод о недостаточной его дисциплиниро­ванности. Если на какого-нибудь ученика учителя жалу­ются, что он списывает домашние задания или совсем не выполняет их, можно предполагать, что он требует по­стоянного внимания и помощи в улучшении домашней учебной работы.

Индивидуальные и групповые диагностические беседы с учащимися, учителями и родителями. С их помощью классный руководитель имеет возможность узнать, как относится тот или иной школьник к учебным занятиям, чем интересуется и занят во внеурочное время, какие трудности испытывает в овладении знаниями. В заду­шевных индивидуальных беседах учащиеся рассказыва­ют о своих успехах и неудачах в учебе, характере отно­шений с одноклассниками и т.д.

Изучение результатов деятельности учащихся. В школе проводятся различные конкурсы, выставки, даются домашние задания. Сами школьники проявляют творчес­кие способности и мастерят различные поделки. Некото­рые из них любят рисовать, другие занимаются коллекцио­нированием, посвящают свой досуг изготовлению различных моделей и т.д. По результатам этой разнообразной деятельно­сти классный руководитель может судить не только об увле­чениях, но и о склонностях и способностях учащихся, делать прогнозы их развития.

Посещение учащихся на дому. Этот метод позволя­ет накапливать представления о том, как живет и работает тот или иной ученик в домашних условиях, как соблюдает режим, какая атмосфера в семье, чем заполняет он свое свободное время, с кем дружит и т.д. Очень важное значение имеют здесь контакты с родителями, их мнения, просьбы, жалобы и т.д. Все это дает материал для дальнейшего улучшения вне­классной работы.

Естественный эксперимент. Сущность его состоит в том, что дети включаются в какую-нибудь деятельность, и педагог наблюдает за их поведением не в искусственно созданных ситуациях, а в процессе обычной работы и таким образом изучает их особенности.


...Классу поручается закончить начатую ранее уборку участка школьного двора. Но поскольку работы там не­много, то классный руководитель предлагает принять уча­стие в ней тем, кто пожелает сам. И вдруг обнаружива­ется, что те из учащихся, которых обычно хвалят за хоро­шую учебу и общественную активность, не изъявляют же­лания принять участие в труде. Замечая это, классный руководитель делает вывод, что с этими учащимися необ­ходимо усилить работу по воспитанию у них трудолюбия.

Примером "естественной ситуации" при изучении уча­щихся может быть обсуждение на собрании отрица­тельных поступков отдельных учащихся, когда нужно проявить принципиальность и требовательность к това­рищу. Вот здесь классный руководитель и видит, у кого эти качества есть, а у кого их нет.,

Для изучения школьников классные руководители используют также методы рейтинга и компетентных оценок. О сущности их шла речь в главе, в которой раскры­вались методы педагогического исследования. Здесь же нужно отметить, что они позволяют накапливать матери­ал об особенностях поведения учащихся, их характерах, интересах, творческих способностях и склонностях.

Изучение школьников — процесс непрерывный. Класс­ный руководитель обращает внимание не только на осо­бенности поведения, характера и разнообразной деятель­ности своих воспитанников, но и на те изменения, кото­рые происходят в их развитии. Все это требует, чтобы он постоянно фиксировал и накапливал данные о резуль­татах изучения учащихся и глубоко анализировал их. А.С.Макаренко считал необходимым, чтобы педагог вел дневник изучения учащихся, регулярно записывал важнейшие факты их поведения, видел тенденции их развития и на этой основе прогнозировал и проектиро­вал воспитательную работу.

3. Работа классного руководителя по созданию и воспитанию ученического коллектива. Только сплотив учащихся в дружный и работоспособный коллектив, мож­но успешно осуществлять их обучение и воспитание.

Создание ученического коллектива, как и воспитание вообще, нужно начинать с ознакомления с учащимися.

Приступая к работе с классом, классному руководи­телю нужно просмотреть личные дела учащихся, побесе-


довать с учителями, проанализировать классный жур­нал за предыдущий учебный год и составить общее пред­ставление об успеваемости, положительных сторонах и недостатках класса с тем, чтобы определить более вер­ный подход к организации воспитательной работы.

Большое значение в создании коллектива имеет умелое предъявление с первых же дней занятий педагогических тре­бований к учащимся.

Обычно в начале учебного года классный руководи­тель проводит специальное собрание. Он обстоятельно зна­комит учащихся с важнейшими школьными правилами и разъясняет, как они должны вести себя на уроках и переменах, выполнять домашние задания и участвовать в совместной работе класса. Предъявление требований побуждает учащихся к анализу своего поведения и пере­живанию внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем поведения, что в конечном ито­ге стимулирует их работу над собой.

Необходимой предпосылкой формирования ученичес­кого коллектива является организация самоуправления в классе и воспитание актива.

В состав актива обычно входят лучшие учащиеся, кото­рые хорошо учатся и пользуются уважением среди своих товарищей. Чтобы активисты хорошо работали, их надо регулярно инструктировать, детально разъяснять, какие обязанности возлагаются на старосту класса, руководите­лей различных комиссий. Но этого мало. Важное значе­ние имеет практическая помощь классного руководителя в работе актива. Поэтому необходимо учить активистов разрабатывать намеченные мероприятия, помогать им в распределении общественных поручений и давать советы при возникновении тех или иных трудностей. Немалую роль играют и задушевные индивидуальные беседы классно­го руководителя с активистами. В процессе таких бесед класс­ный руководитель много узнает о классе, о взаимоотноше­ниях учащихся, о трудностях, с которыми сталкиваются акти­висты, и имеет возможность своевременно поддерживать их настроение, ободрить хорошим советом, чуткостью.

В работе с активистами нужно осуществлять тактич­ный контроль за выполнением ими своих обязанностей. Налаженность работы самоуправления является действен­ной поддержкой усилий классного руководителя по улуч­шению учебно-воспитательного процесса в классе.


Однако едва ли не самым важным в воспитании учени­ческого коллектива является умение классного руководи­теля организовать содержательную внеклассную работу с тем, чтобы учащиеся были увлечены практическими дела­ми, чтобы перед ними всегда стояли воодушевляющие задачи-перспективы. Вот почему опытные классные руко­водители много думают над тем, чтобы с первых дней работы с классом вовлечь учащихся в практическую вне­классную деятельность.

Вот как начал свою работу с пятиклассниками один из классных руководителей 11-й средней школы г.Гомеля.

В первый же выходной день после начала учебного года он организовал коллективный поход-прогулку в лес с по­сещением места бывшей партизанской стоянки. Ребята любовались позолотой осени, собирали грибы, слушали содержательный рассказ классного руководителя о боевых подвигах людей в годы Великой Отечественной войны. Прогулка заинтересовала всех, и пятиклассники возвра­тились домой бодрые, радостные, полные волнующих впе­чатлений. Потом ребята по предложению классного руко­водителя решили установить шефство над соседним дет­ским садом и стали готовить игрушки и сувениры для ма­лышей. Эта работа потребовала распределения обязан­ностей, поиска необходимых материалов, подготовки не­большого концерта художественной самодеятельности. Следующее мероприятие — подготовка вечера сказок и т.д. В процессе совместной практической деятельности между учащимися установились деловые отношения, формирова­лась ответственность за порученное дело, раскрывались способности каждого пятиклассника, а главное — крепло товарищеское сплочение, рождался дух коллективизма.

Организация интересных практических дел учащихся создает основу для накопления положительных тради­ций в классе, что в свою очередь способствует обогаще­нию жизни коллектива и его развитию. В качестве таких традиций выступают обмен памятными сувенирами со своими преемниками перед окончанием учебного года, праздники труда, повторяющиеся из года в год спортив­ные мероприятия, выставки поделок и т.д.

Таковы некоторые особенности работы классного руко­водителя по созданию ученического коллектива.

4. Работа классного руководителя по повышению успеваемости, трудовому и нравственному воспитанию учащихся. Специфический характер имеет работа классного руководителя по повышению успеваемости уча­щихся. Она включает в себя следующие направления.


Прежде всего классный руководитель использует кол­лектив для повышения требований к учащимся по воп­росам учебы и дисциплины. С этой целью проводятся специальные собрания, на которых анализируется состоя­ние учебной работы в классе, заслушиваются отчеты от­дельных учащихся о выполнении ими правил поведения.

Значительное место в работе по улучшению успева­емости занимают разъяснительные беседы об обязан­ностях школьников, о культуре умственного труда, а также контроль за их домашней работой. Вместе с тем классный руководитель обязан развивать любознатель­ность учащихся. Он знакомит их с достижениями науки и техники, проводит экскурсии в научные лаборатории и на производство, пропагандирует научно-техническую ли­тературу, вовлекает учащихся в кружковые занятия. Задача классного руководителя — вовремя заметить от­ставание школьника в учении, выяснить причины и ока­зать ему действенную помощь.

Ответственный участок деятельности классного руководителя — нравственное и трудовое воспитание. С помощью различных внеклассных мероприятий (бесед, лекций, докладов, ученических вечеров и т.д.) он знако­мит учащихся с современной жизнью страны, с различны­ми общественными событиями в стране и за рубежом, про­водит диспуты на моральные темы, литературно-художе­ственные вечера и т.д. Однако моральное воспитание нельзя сводить только к словесным формам работы. Большое зна­чение имеют общественная работа и трудовая деятельность. С этой целью организуются различные виды общественно полезного и производительного труда учащихся: работа по самообслуживанию, сбор лекарственных растений, посиль­ное участие в благоустройстве и ремонте школы, а также труд на промышленных предприятиях и т.д.

В функции классного руководителя входит организа­ция культурно-массовой работы и досуга учащихся, вов­лечение их в оздоровительно-спортивную деятельность. Классный руководитель вместе со школьным врачом осу­ществляет санитарно-гигиеническое просвещение школь­ников, заботится о проведении профилактических при­вивок и медицинских осмотров, участвует в организации физкультурно-спортивных соревнований и праздников.

Свою многообразную воспитательную работу класс­ный руководитель проводит совместно с детскими и юношескими организациями — спортклубами, товари­ществами и т.д.


Таково содержание и формы воспитательной работы классного руководителя с коллективом учащихся.

5. Работа классного руководителя с учителями. Про­
водя воспитательную работу с учащимися, классному руко­
водителю следует поддерживать тесные контакты с учите­
лями с целью установления единых требований к учащимся
и повышения качества учебно-воспитательного процесса.
В каких же формах осуществляется эта работа?

Одной из таких форм является посещение классным руководителем уроков, проводимых учителями в его клас­се. В процессе посещения занятий он наблюдает за работой учащихся, их дисциплиной, анализирует качество их знаний и познавательную активность. Одновременно с этим классный руководитель изучает вопрос о накопле­нии оценок и использовании их стимулирующей роли в учении, о дозировке объема домашних заданий и т.д.

Важной проблемой в работе классного руководителя с учителями является организация помощи слабоуспе­вающим школьникам. Конечно, эту работу должен вести каждый учитель. Но классный руководитель, находясь в постоянных контактах с учащимися, иногда может под­сказать причины снижения качества знаний того или ино­го школьника и попросить учителя учесть их в своей работе. Не менее существенной стороной работы классного руко­водителя с учителями является активизация внеклассной учебной работы и, в частности, кружковых занятий, пред­метных олимпиад, выставок ученического творчества.

Наконец, сам классный руководитель нуждается в помощи учителей в организации внеурочной воспита­тельной работы. По его просьбе учителя проводят с уча­щимися беседы на научные, нравственные и эстетичес­кие темы, участвуют в классных собраниях, в налажива­нии общественно полезной работы и т.д. Таким образом, тесное взаимодействие классного руководителя с учите­лями помогает ему повышать содержательность и дей­ственность внеклассной воспитательной работы.

6. Работа классного руководителя с родителями уча­
щихся. Главное в работе классного руководителя с роди­
телями состоит в том, чтобы обеспечить единство требо­
ваний к воспитанию учащихся со стороны семьи и школы,
создать нормальные условия для их домашнего учения и
направлять воспитательную деятельность семьи. Содер-


жание и основные формы работы школы с семьей раскрыты в специальной главе. Поэтому здесь мы огра­ничимся освещением лишь некоторых вопросов деятель­ности классных руководителей по поддержанию связей с родителями учащихся.

Большое место в работе классного руководителя с семьей занимает систематическое информирование родителей об успеваемости, поведении и общественно полезном труде учащихся. С этой целью один раз в учеб­ную четверть проводятся родительские собрания, на которых детально анализируется состояние успеваемос­ти и дисциплины школьников и намечаются мероприя­тия по улучшению работы семьи в этом направлении. В необходимых случаях, когда требуется срочное вмеша­тельство семьи в решение той или иной воспитательной задачи, классный руководитель посещает родителей на дому или приглашает их в школу, и они совместно дого­вариваются о том, какие меры нужно предпринимать для улучшения учебы или поведения учащихся.

Например, ученик перестал дома готовить уроки, вошел в контакт с нездоровой компанией. В этом случае класс­ный руководитель советует родителям усилить контроль за его домашней работой, а также за поведением вне школы. В иных случаях обнаруживается, что школьник про­являет повышенную нервозность и нередко приходит в школу с плохим настроением. Классному руководителю нужно по­сетить такого ученика дома, ознакомиться с условиями его жизни и работы в семье и договориться с родителями о необходимости создания для него более спокойной обста­новки, а может быть, и соответствующего лечения.

Обязанность классных руководителей — осуществлять педагогическое просвещение родителей, в особенности с уче­том специфического подхода к учащимся различных воз­растных групп. Так, необходимо ознакомить родителей с возрастными особенностями воспитания и развития тех учащихся, с которыми работает классный руководитель, и дать практические советы о том, какое отражение должны находить эти особенности в процессе семейного воспита­ния. Беседы, лекции и доклады для родителей обычно ох­ватывают такие вопросы: особенности семейного воспита­ния младших школьников (подростков или старших школь­ников); взаимоотношения родителей и детей и их влияние на семейное воспитание; как помогать детям учиться; са­нитарно-гигиенический режим школьника в семье и др.


Оказывая влияние на воспитательную деятельность се­мьи, классный руководитель в то же время опирается на родителей при проведении воспитательной работы с уча­щимися. По его инициативе родители нередко берут шеф­ство над "трудными" школьниками, на которых не оказы­вает должного воздействия семья. Родители — специалисты в различных областях знаний и профессий - проводят с учащимися беседы на медицинские, патриотические и про­изводственные темы, принимают участие в организации экскурсий, литературно-художественных вечеров и т.д. Не­которые родители ведут кружковые занятия по ручному тру­ду, авиамоделированию, техническому творчеству и т.д.

7. Планирование классным руководителем воспита­тельной работы. Ведение документации класса. Слож­ность и многогранность воспитательной работы классного руководителя обусловливают необходимость ее глубокого анализа и продуманного планирования. Это, однако, пони­мают не все классные руководители. Как же эта проблема ставится в педагогической науке?

Л.Н.Толстой писал, что люди отличаются один от другого тем, что одни из них сначала делают, а потом думают, другие же — сначала думают, а потом делают. Деятельность человека в отличие от поведения животно­го характеризуется предварительной обдуманностью, это значит, она заранее прогнозируется в его сознании.

Известный физиолог П.К.Анохин, как уже отмечалось, обосновал идею об опережающем отражении человеком тех действий и поступков, которые он собирается совер­шить. Иначе говоря, прежде чем осуществлять ту или иную работу или совершать то или иное действие, чело­век заранее прогнозирует их в своем сознании, проекти­рует их и создает более или менее детальную "програм­му" поведения, которая позволяет контролировать эту деятельность, сравнивать ее с намеченной "программой" и вносить необходимые коррективы.

Чем сложнее деятельность человека и чем более зна­чительный отрезок времени она охватывает, тем более важное значение приобретает ее предварительное обду­мывание, программирование или, иначе говоря, плани­рование. Именно к таким видам деятельности относится педагогическая, и в частности воспитательная, работа классного руководителя.

При планировании воспитательной работы классный руководитель должен исходить из следующих положений:


—нужно предусмотреть разнообразные мероприятия
и виды работы, которые способствовали бы всесторонне­
му развитию учащихся;

—поскольку воспитание осуществляется только в
деятельности,
необходимо включать школьников в по­
знавательную, патриотическую, трудовую, художе­
ственно-эстетическую и спортивно-оздоровительную
деятельность;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.