Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школьников в общей системе 3 страница




3. Организация процесса самовоспитания и его важнейшие методы. В основе самовоспитания лежит принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он собирается совер­шить, определение тех черт и качеств, которые он стре­мится выработать у себя. Если подобная "мысленная про­грамма" формируется, она побуждает личность к прак­тическим действиям по ее реализации, создает стимулы для проявления волевых усилий. Вот почему, когда у человека появляется потребность в преодолении тех или иных недочетов в своем характере или поведении, важно


поставить четкую цель и обосновать необходимость ее достижения, иногда даже полезно определить сроки. А.И.Кочетов подчеркивал1:

Работа над собой требует от человека точных и ясных целей, твердой организации всей своей жизни, постоян­ного волевого усилия и умения пользоваться методами самовоспитания... Самовоспитание начинается с того мо­мента, когда человек твердо определил, что он будет делать (цель) и каким хочет стать, чтобы достигнуть цели (идеал, образ самого себя в будущем). При этом он должен знать, каким он является в настоящий момент.

Все это, естественно, требует тщательного обдумыва­ния, поиска аргументов для доказательства важности выдвигаемой цели, взвешивания всех "за" и "против", пока окончательно она не будет поставлена и мысленно сформулирована. Эту цель полезно в течение нескольких дней проговаривать вслух или про себя, пока она не за­крепится прочно в сознании.

Одновременно с этим нужно составить детальную программу самовоспитания и определить то, что конк­ретно необходимо достичь. Начинать, конечно, лучше с более простых программ, например: изжить употребле­ние бранных слов; не следовать бездумно тому, что делаешь, не осмыслив последствий предстоящих дей­ствий; преодолеть дурную привычку перебивать в разго­воре собеседника; всегда держать свое слово и т.д. По мере приобретения опыта программы самовоспитания, естественно, должны усложняться, совершенствоваться и становиться более долговременными. Очень четко оп­ределил когда-то программу работы над собой Л.Н.Толстой: "Важнее всего для меня в жизни исправле­ние от трех главных пороков: Бесхарактерности, Раздра­жительности и Лени".

Занимаясь самовоспитанием своего характера, К.Д.Ушинский разработал для себя специальные правила, которые выступали в качестве программы его самораз­вития2:

1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, вне­шнее.

1 Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания. М., 1974. С. 46.

^Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.Н. С. 27.


2. Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность действия.

4. Решительность.

5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6. Не проводить времени бессознательно; делать то,
что хочешь, а не то, что получится.

7. Издерживать только на необходимое или приятное,
а не по страсти издерживать.

8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих
поступках.

9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что
есть, ни тем, что будет.

10. Никому не показывать этого журнала.

Разрабатываемые личностью программы и правила самовоспитания имеют большое значение. По термино­логии П.К.Анохина, они выполняют функцию "акцеп­тора действия" (от лат. acceptor — принимающий), или механизма сличения и контроля за выполнением этой программы и правил, и тем самым стимулируют усилия человека в работе над собой. Чем детальнее разработаны программа самовоспитания, правила поведения, тем эффективнее будет проходить работа над собой.

Намечая программу самовоспитания, необходимо также определить ее методы. Важнейшими из них явля­ются: а) самоубеждение; б) самообязательство; в) само­критика; г) мысленный перенос себя в положение друго­го человека (эмпатия)*; д) самопринуждение; е) самопри­каз; ж) самонаказание и др. В чем же заключается сущ­ность каждого из этих методов?

Метод самоубеждения. Сущность его состоит в том,что ученик, выявив свои недостатки, например, неумение дер­жать свое слово, убеждает себя в необходимости изжи­тия этого недостатка, при этом нельзя ограничиваться только мысленным самоубеждением. Гораздо эффектив­нее оно становится тогда, когда учащийся будет вслух убеждать себя, то есть несколько раз проговаривать: "Не­хорошо давать слово и не держать его", "Надо постараться всегда держать свое слово" и т.д.

О важной роли проговаривания намеченной программы саморазвития писал С.Я.Долецкий1:

* Эмпатия — от греч. empatea — сопереживание.

1 Долецкий С.Я. Воспитывай себя //Комсомол, правда. 1978. 28 февр.


Я считаю, что в основе процесса самовоспитания ле­жит необходимость самооценки. Надо ясно оценивать соб­ственные качества, поступки, привычки, поставить, как говорят врачи, диагноз. Надо1 составить список всего, что ты считаешь в себе хорошим и дурным, и почаще в него заглядывать. И обязательно надо говорить о своих недо­статках. Да, да, именно говорить! Давайте откровенно: ведь мы нередко осуждаем себя за какой-нибудь поступок, но осуждаем мысленно. И мысленно довольно быстро и лег­ко находим ему оправдание и прощаем себя.Высказанное вслух признание простить себе труднее.

Метод самовнушения. Его сущность заключается в том, что человек сам стремится воздействовать на соб­ственную психику и чувства, сам, как правило, вслух внушает себе, как он будет вести себя или каких дей­ствий не будет делать. Например, ученик, который решил покончить со сквернословием, внушает себе, проговаривая вслух: "Я никогда не употреблю плохих слов", "Я не допускаю сквернословия", "Скверные слова позорят того, кто их употребляет" и т.д. Такое самовнушение нужно осуществлять до того времени, пока не будет преодолен этот недостаток. Воздействие самовнушения обусловли­вается тем, что, закрепившись в сознании и чувствах ученика, оно определяет его поведение.

Самообязателъство. Этот метод по своей сущности близок к методу самоубеждения. Он предполагает, что учащийся, задавшись целью преодолеть у себя тот или иной недостаток или выработать какое-то положитель­ное качество, например, аккуратное выполнение домаш­них заданий по математике и языкам, берет на себя обя­зательство не проявлять поспешности, хорошо обдумы­вать порядок выполнения заданных учителем упражне­ний, чтобы не допускать ошибок и поправок. Это само­обязательство нужно неоднократно проговорить, чтобы оно закрепилось в сознании. В таком случае оно и будет побуждать ученика к достижению намеченной цели и способствовать формированию соответствующей при­вычки.

Метод самокритики. Сущность его в том, что уче­ник, который выявил у себя тот или иной недостаток и поставил перед собой цель изжить его, подвергает себя самокритике с тем, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к его быстрейшему преодолению. Например, школьник, обративший внимание на свою небрежность в


отношении к учебникам и тетрадям, а также к своему внешнему виду, начинает упрекать себя: "Какой я не­брежный! Надо мной смеются в классе. Небрежность— это же примета бескультурья" и т.д. Естественно, подоб­ную самокритику нужно практиковать до того времени, пока не будет достигнута поставленная цель.

Метод эмпатии, или мысленного переноса себя в по­ложение другого человека, сопереживания его чувств. Этот метод особенно хорош, когда речь идет о самовоспита­нии отзывчивости к людям, стремления к взаимопомо­щи. Сущность его отражена в самом названии. В процес­се самовоспитания школьник вырабатывает у себя поло­жительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чув­ствам, и таким образом побуждает себя к самосовершен­ствованию. Когда, например, ученик ловит себя на мыс­ли, с какой неприязнью воспринимают люди черствость, бездушие, грубость, и сопереживает их чувствам в по­добном положении, он задумывается над тем, чтобы пре­одолеть у себя эти недостатки. Вряд ли найдется школь­ник, которого не шокировала бы грубость и нечестность Собакевича из поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души" и не возбуждала бы сочувственного и душевного отношения к людям.

Самопринуждение, или самоприказ. Это очень дей­ственный метод самовоспитания. Он применяется в тех случаях, когда учащийся определил те или иные пра­вила поведения, например вставать утром ровно в 7 часов, не проявляет достаточной силы воли в соблюдении данно­го правила. Проснувшись в указанное время, учащемуся следует заставить себя сразу встать с постели, прогова­ривая вслух или про себя следующие слова: "Немедлен­но вставай! Хватит лежать. Уже 7 часов". Этот метод нужно применять и во многих других случаях, когда ученик чувствует у себя недостаток волевых усилий.

Метод самонаказания. Как следует из его названия, он применяется тогда, когда в процессе самовоспитания человек делает те или другие отступления от намеченных им самим правил поведения. Обнаружив такие отступле­ния, нужно обязательно использовать определенные сан­кции по отношению к самому себе и применить то или иное наказание. Например, восьмиклассник, поставив­ший перед собой цель изжить плохие оценки, начал хоро­шо готовиться к занятиям. Но однажды, договорившись


со своим другом пойти в кино, не подготовился к заняти­ям и на второй день получил двойку. В порядке самона­казания он лишил себя возможности в следующий раз пойти в кино. В этом смысле исторический интерес пред­ставляет такой факт. Томас Мор, будучи канцлером, то есть премьер-министром Англии, имел в своем рабочем кабинете специальную плеть, которой он "наказывал" себя, когда допускал неверные действия. Пример этот, разумеется, приводится здесь не для копирования. Он имеет значение в том смысле, что когда человек занима­ется самовоспитанием, нельзя обходиться без контроля и определенных санкций в случае отступления от уста­новленных для себя правил и требований.

Таким образом, если представить процесс самовоспи­тания в целом, то в его структуре можно выделить сле­дующие компоненты:

—критический анализ и самооценку своих недостат­
ков и постановку конкретной цели самовоспитания;

—разработку программы самовоспитания;

—определение его методов;

—аутотренинг, то есть непосредственную работу лич­
ности над собой;

—самоконтроль.

4. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся. Учитывая важную роль самовоспитания в развитии и формировании учащихся, учителям и клас­сным руководителям следует активно заниматься его орга­низацией.

Содержание и формы работы по организации самовос­питания могут быть самыми разнообразными. Тут мно­гое зависит от того, насколько сами учителя компетентны в вопросах самовоспитания и его методов, в какой мере они знакомы с научной и популярной литературой по этой проблеме, насколько ответственно относятся к ис­полнению своих педагогических обязанностей. В целом же организация самовоспитания осуществляется по трем основным направлениям:

—формирование общественного мнения в ученичес­
ком коллективе о необходимости и пользе самовоспита­
ния;

—оказание помощи учащимся в уяснении сущности
самовоспитания, его методов и путей осуществления;

—практическая помощь учащимся в разработке про­
грамм самовоспитания и их реализации.


Какой же должна быть эта работа на практике?

Содержание первого направления — формирование об­щественного мнения в ученическом коллективе по воп­росам самовоспитания — состоит в следующем. Не все учащиеся знают, что такое самовоспитание. А те, кото­рые знают, занимаются им втайне от товарищей, сты­дясь этого занятия. Все это нужно иметь в виду и на убедительных примерах и фактах из жизни людей науки и производства убеждать, как важно самому человеку совершенствовать себя, бороться со своими недостатка­ми. Академик П.Я.Кочина в одной из статей писала1:

Да, с собой надо бороться. Себя надо воспитывать, друзья. Если говорить о высоконравственной, совершен­ной личности, то на первый план, мне кажется, надо по­ставить самовоспитание. Раньше я думала, что это несколь­ко эгоистическое занятие. Но потом поняла, что самовос­питание имеет огромное социальное значение. Человек, который сам себя воспитал, может лучше проявить себя, может быть полезен людям.

...Выяви свои слабости, борись с ними. Поставил цель — иди к ней твердо!

Второе направление работы по организации самовос­питания включает проведение этических бесед, обсужде­ние вопросов самовоспитания на ученических собраниях, посвящение им школьных вечеров, встреч со знатными людьми и т.д. Тематика этих форм воспитательной работы может охватывать самые различные аспекты данной про­блемы: "Что такое самовоспитание", "Как преодолевать свои недостатки", "Методы самовоспитания", "Как работа­ли великие люди над собственным совершенствованием" и др. Полезно, чтобы перед учащимися по этим вопросам выступали не только учителя и классные руководители, но и ученые, врачи, психологи, работники производства, ветераны войны и труда.

Особое значение в организации самовоспитания имеет формирование у учащихся нравственных идеалов. Носи­телем их чаще всего бывает конкретный человек — выдающийся общественный деятель, ученый, военачаль­ник, герой труда. Только в процессе познания образцов героизма и подвигов, несгибаемой верности Родине, на­роду у учащихся будут формироваться нравственные иде­алы, побуждающие их к работе над собой.

Комсомол, правда. 1963. 1 сент.


Во многих школах для организации самовоспитания учащихся используют клубные формы работы, в частно­сти клубы самовоспитания. В этих клубах школьники слушают беседы о методах работы над собой, организуют встречи с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги, устраивают вечера, оформляют стенды и вит­рины, посвященные вопросам самовоспитания, обсужда­ют методы, с помощью которых можно совершенство­вать свои личностные качества, организуют читательс­кие конференции и т.д.

Третье направление работы по организации самовос­питания — оказание практической помощи учащимся — предполагает обсуждение того, как нужно ставить цели самовоспитания по изжитию тех или иных недостатков в поведении и характере, как использовать методы само­убеждения, самовнушения, самопринуждения и другие в работе над собой.

В некоторых школах с целью побуждения учащихся к самовоспитанию советуют определять "задания самому себе", записывать их на отдельных бумажках и закры­вать в отдельные конверты. Конверт сдается классному руководителю. В определенный срок он вскрывается, и класс обсуждает, в какой мере тому или иному ученику удалось выполнить данное себе задание по самовоспита­нию.

Примеры из жизни многих выдающихся людей гово­рят о том, что большую роль в побуждении к самовоспи­танию играет ведение дневников. Такие дневники вели Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и др. Они фиксировали в них личные наблюдения над собой, отмечали недостатки и определяли цели предстоящей работы по самовоспита­нию. Можно рекомендовать и учащимся, которые поже­лают, вести такие дневники, не делая, однако, их обяза­тельными.

В целом следует сказать, что самовоспитание высту­пает как важное средство развития и личностного фор­мирования учащихся только при условии, если учителя обращают должное внимание на его организацию и в со­стоянии умело и грамотно его направлять.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что такое самовоспитание и какую роль играет оно в развитии и формировании личности? Чем детерминируется самовоспитание?


2. Какие факторы побуждают человека к самовоспитанию и как их
использовать в процессе воспитательной работы в школе?

3. Как происходит процесс самовоспитания и каковы его структур­
ные компоненты?

4. Какие методы используются в процессе самовоспитания?

5. Раскройте основные направления, содержание и формы работы
школы по организации самовоспитания учащихся.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Бардин СМ. Учись властвовать собой. М., 1976. Гришин Д.М., Колдунов Я.И. Руководство самовоспитанием школь­ников. М., 1975.

Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М., 1983. Коломинский Я.Л. Воспитай себя. М., 1981.

Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания. М., 1974. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М., 1984.

Глава 28




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.