Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учитель, структура его деятельности и профессиональный рост 1 страница




1. Учитель как центральная фигура в школе и его
определяющая роль в осуществлении учебно-воспита­
тельной работы.

2. Проблема профессиональной пригодности учи­
теля.

3. Структура педагогической деятельности учи­
теля и сущность ее отдельных видов.

4. Ступени профессионального роста учителя: пе­
дагогическая умелость, мастерство, творчество и но­
ваторство.

1. Учитель как центральная фигура в школе и его определяющая роль в осуществлении учебно-воспита­тельной работы. При освещении в предыдущих главах вопросов о целях, содержании, методах и формах учеб­но-воспитательной работы в школе постоянно шла речь об учителе и его деятельности. Именно он реализует цели и задачи воспитания, организует активную учебно-


познавательную, трудовую, общественную, спортивно-оздоровительную и художественно-эстетическую деятель­ность учащихся, направленную на их развитие и форми­рование разнообразных личностных качеств.

Об определяющей роли учителя в образовании и вос­питании учащихся говорят многочисленные примеры школьной практики и высказывания многих педагогов. Известный русский математик М.В.Остроградский писал: "Хороший учитель рождает хороших учеников".

В школах работает немало учителей, которые добива­ются высокого качества обучения и воспитания, прояв­ляют большое методическое творчество, обогащают пе­редовой педагогический опыт и вносят значительный вклад в развитие теории и практики учебно-воспитатель­ного процесса. Многим из них присвоены почетные зва­ния "Заслуженный учитель", "Учитель-методист", "Стар­ший учитель".

В условиях реформирования и обновления нашего об­щества роль учителя в этих процессах трудно переоце-нить. От него во многом зависит образование народа, его культура и нравственность, а также направление дальней-шего развития общества. В настоящее время осуществ-ляется ряд мер по повышению профессиональной подго­товки учителей в педагогических институтах и универ­ситетах. В частности, усиливается их теоретическая и практическая подготовка по тем дисциплинам, которые будут составлять предмет их преподавательской деятель­ности в школе, значительно расширяется изучение пси­холого-педагогических дисциплин и углубляется их тео­ретическая и практическая направленность. Совершен­ствуются механизмы отбора абитуриентов при поступле­нии их в педагогические институты и университеты. При них работают подготовительные отделения или факуль­теты и различные курсы для абитуриентов. Предприни­маются меры к тому, чтобы заработная плата учителя не была ниже среднемесячного заработка рабочих и служа­щих других профессий.

Но общественное положение и престиж учителя в не­малой степени зависит от него самого, от его эрудиции и качества работы. Работа учителя относится к весьма слож­ным видам деятельности. И вот здесь перед ним возни­кает целый ряд профессиональных проблем. Обращен­ность педагогической теории к учителю отнюдь не сни­мает тех трудностей, с которыми он встречается в своей


работе. Дело здесь в следующем. Теория содержит обоб­щенные положения о том, как нужно осуществлять обу­чение и воспитание учащихся, в ней фиксируются об­щие методические идеи о подходе к детям, об учете их возрастных и индивидуальных особенностей. Практика же выступает в большом разнообразии конкретного и еди­ничного и зачастую ставит такие вопросы, на которые теория не всегда дает прямые ответы. Вот почему от учи­теля требуется большая практическая подготовка, педа­гогическая гибкость и умение творчески подходить к решению возникающих задач, которые в общем плане определяют уровень его профессиональной умелости и развитие педагогического мастерства.

В настоящее время в школах вводятся должности прак­тических психологов, социальных педагогов, которые в той или иной мере причастны к обучению и воспитанию учащихся.

Тем не менее только учитель в полном объеме облада­ет средствами и умением осуществлять действенное фор­мирование растущей личности, развитие ее мировоз­зрения и нравственно-эстетической культуры. Именно на этой основе зиждется его авторитет, достоинство и гордость за свое призвание, за свою сложную и весьма нужную людям работу. Он должен ощущать свой высо­кий престиж в обществе, величие своей профессии и заслуженно переживать глубокий пафос положения о том, что Учитель - это действительно звучит гордо!

2. Проблема профессиональной пригодности учи­теля. Всякая профессиональная деятельность требует от человека определенной склонности, необходимых физи­ческих и психических данных, а также соответствующе­го личностного развития. Например, летчик должен об­ладать хорошим зрением, слухом, реактивностью нервной системы, способностью переносить большие физические нагрузки и т.д. Не зачислят на флот человека, если он не в состоянии переносить морской качки. При назначении на многие руководящие должности учитывают организа­торские умения и способности человека, его коммуника­бельность. При отсутствии милосердия и высокой нрав­ственности не в состоянии как следует исполнять свои обязанности врач. Не в меньшей степени является важной профессиональная пригодность человека к педа-


гогической деятельности, к воспитанию людей. Неда­ром выдающийся русский химик Д.И.Менделеев писал1:

К педагогическому делу надо призывать, как к делу мор­скому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить себе жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность.

Профессиональная пригодность человека есть не что иное, как необходимый комплекс способностей, физичес­ких, нервно-психических и нравственных качеств, которые требуются для овладения определенными рабочими фун­кциями и успешной деятельности в той или иной сфере производства или духовной жизни.

Поэтому ее нельзя сводить только к сумме знаний, умений и практической сноровке, которые приобретаются в ходе профессионального обучения. Еще нужна, как от­мечено, склонность к работе, наличие определенных при­родных данных и нравственных качеств.

Профессиональная пригодность к педагогической деятельности связана с наличием у человека физическо­го и психического здоровья, хороших речевых данных, уравновешенности нервной системы, способности выдер­живать воздействия сильных раздражителей, проявлять выдержку и т.д. К числу личностных качеств, характе­ризующих пригодность к педагогической деятельности, также относятся: склонность к работе с детьми, ком- муникабельность (стремление и умение общаться с другими людьми), тактичность, наблюдательность, развитое воображение, организаторские способности, высокая требовательность к себе. Все это вполне подда­ется медицинской и психолого-педагогической диагнос­тике, определенному тестированию. К сожалению, при наборе студентов в педагогические институты и на педа­гогические отделения университетов пока не предусмат­ривается определение их профессиональной пригоднос­ти, а зачисляют всех, кто хорошо сдает необходимые всту­пительные экзамены. Вот почему в школу попадает не­мало учителей, заведомо профессионально непригодных, что весьма отрицательно сказывается на обучении и вос­питании учащихся.

1 Менделеев Д.И. Соч. М., 1952. Т. 23. С. 236.


3. Структура педагогической деятельности учителя и сущность ее отдельных видов. Для приобретения и совершенствования профессиональной умелости и выработки педагогического мастерства учителю необхо­димо детально представлять структуру педагогической деятельности и связанную с ней систему теоретических знаний и практических умений и навыков. Психологи­ческие исследования (Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, А.И.Щербаков и др.) показывают, что в учебно-воспита­тельном процессе имеют место следующие взаимосвязан­ные виды педагогической деятельности учителя:

—диагностическая;

—ориентационно-прогностическая;

—конструктивно-проектировочная;

—организаторская;

—информационно-объяснительная;

—коммуникативно-стимулирующая;

—аналитико-оценочная;

—исследовательско-творческая.

Рассмотрим сущность каждого вида педагогической деятельности и те требования к учителю, которые обус­ловливаются ими.

Диагностическая деятельность. Она связана с изуче­нием учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности (от греч. diagnosis — распознавание, оп­ределение). Нельзя осуществлять учебно-воспитательную работу, не зная особенностей физического и психическо­го развития каждого школьника, уровня его умственной и нравственной воспитанности, условий семейной жизни и воспитания и т.д. Чтобы воспитывать человека во всех отношениях, надо прежде всего знать его во всех отно­шениях, отмечал К.Д.Ушинский в предисловии к своей книге "Человек как предмет воспитания". Для этого учи­телю необходимо быть наблюдательным, владеть метода­ми изучения и определения (диагностики) уровня воспи­танности учащихся, знать круг их интересов, склоннос­тей, характер их деятельности вне школы и т.д.

Ориентационно-прогностическая деятельность. Она выражается в умении учителя определять направление предстоящей воспитательной деятельности, ее конкрет­ные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать (от греч. слов pro — вперед + gnosis — знание) ее результаты, то есть то, чего конкрет­но хочет достигнуть учитель, какие сдвиги в формирова-


нии и развитии личности учащегося он стремится обес­печить. Например, класс характеризуется недостаточным сплочением учащихся, отсутствием необходимых кол­лективистских отношений или же снижением интереса к учебе. На основе этой диагностики учитель ориентиру­ет воспитательную работу на развитие у учащихся кол­лективизма или повышение интереса к учебе, конкрети­зирует ее цели и задачи и стремится добиться укрепле­ния товарищества в классе, взаимопомощи, более высо­кой активности в совместной деятельности как важней­ших черт коллективистских отношений. Если речь идет о стимулировании познавательных интересов, он может сосредоточить свои усилия на придании обучению увле­кательности и эмоциональности. Подобная ориентацион-но-прогностическая деятельность учителя осуществляется постоянно. Без нее не может обеспечиваться динамика и совершенствование целей, методов и форм воспитания и обучения.

Конструктивно-проектировочная деятельность. Она органически связана с ориентационно-прогностической деятельностью. Если, например, учитель прогнозирует укрепление коллективистских отношений между учащи-мися, перед ним встает задача конструирования, проек­тирования содержания воспитательной работы, придания ей увлекательных форм. В зависимости от конкретных условий воспитания он может предусмотреть совместную работу учащихся на подшефном предприятии, подготов­ку литературно-художественного концерта для рабочих, проведение собрания-дискуссии на тему "О поступках товарищеских и нетоварищеских", организацию экскур­сий с тем, чтобы повысить содержательность и увлека­тельность совместной деятельности учащихся. Естествен­но, что для этого учителю необходимо хорошо разбираться в психологии и педагогике организации воспитательного коллектива, в формах и методах воспитания, обладать творческим воображением, конструктивно-проектировоч­ными способностями, уметь планировать учебную и вос­питательную работу.

Организаторская деятельность. Она направлена на вовлечение учащихся в намеченную воспитательную работу и стимулирование, их активности. Для этого учи­телю необходимо выработать целый ряд умений, в частно­сти, определять конкретные задачи по обучению и вос­питанию учащихся, развивать их инициативу в плани-


ровании совместной работы, распределять задания и по­ручения, руководить ходом той или иной деятельности. Очень важным элементом этой деятельности является также умение вдохновлять учащихся к работе, вносить в нее элементы романтики и осуществлять тактичный кон­троль за ее выполнением.

Информационно-объяснительная деятельность. Ее большое значение обусловливается тем, что все обучение и воспитание, по существу, в той или иной мере основа­но на информационных процессах. Овладение знаниями, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идея­ми — важнейшее средство развития и личностного фор­мирования учащихся. Учитель в этом случае выступает не только как организатор учебно-воспитательного про­цесса, но и как источник научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической информации. Вот почему та­кое большое значение в процессе профессиональной под­готовки учителя имеет глубокое знание того учебного предмета, который он преподает, его научно-мировоззрен­ческая убежденность. От того, как учитель владеет учеб­ным материалом, зависит качество его объяснения, его содержательность, логическая стройность, насыщенность яркими деталями и фактами. Эрудированный учитель знает новейшие научные идеи и умеет доходчиво доно­сить их до учащихся. Он хорошо владеет практической стороной знаний, что положительно сказывается на выработке у школьников умений и навыков. К сожале­нию, не все учителя обладают такой подготовкой, что отрицательно сказывается на обучении и воспитании.

Коммуникативно-стимулирующая деятельность. Она предусматривает большое влияние учителя, которое оказывают на учеников его личное обаяние, нравственная культура, умение устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения и побуждать их своим при­мером к активной учебно-познавательной, трудовой и художественно-эстетической деятельности. Эта деятель­ность включает в себя проявление любви к детям, душев­ное отношение, теплоту и заботу о них, что в совокупно­сти характеризует стиль гуманных взаимоотношений учителя с детьми в самом широком смысле этого слова.

Ничто так отрицательно не сказывается на воспита­нии, как сухость, черствость и казенный тон учителя в отношениях с учащимися. От такого учителя дети обыч­но держатся на расстоянии, он внушает им внутренний


страх, отчужденность от него. Совсем по-иному относятся дети к тому учителю, который вникает в их потребности и интересы, умеет завоевать их доверие и уважение со­держательной учебной и внеклассной работой. Многие педагогические авторитеты подчеркивали определяющую роль личности учителя в обучении и воспитании. В ста­тье "Три элемента школы" К.Д.Ушинский писал1:

В воспитании все должно основываться на личности вос­питателя, потому что воспитательная сила изливается толь­ко из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм за­ведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заме­нить личности в деле воспитания... Без личного непосред­ственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение лич­ности, только характером можно образовать характер.

На огромное воспитательное влияние личности учителя неоднократно указывали А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и другие педагоги. А.С.Макаренко считал, что без настоя­щего авторитета среди учащихся, без умелого поддержа­ния с ними доброжелательных отношений и тактичной требовательности, без активной работы педагога над со­вершенствованием своего характера невозможно осуще­ствлять действенное воспитание.

Все это весьма остро ставит проблему профессиональ­ного роста учителя, его старательной работы над повы­шением своего научного уровня и морального совер­шенства. К.Д.Ушинскому, в частности, принадлежит та­кое афористическое высказывание:

Учитель только в той мере воспитывает и образовыва­ет, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием.

Аналитико-оценочная деятельность. Сущность ее заключается в самом названии. Учитель, осуществляя педагогический процесс, анализирует ход обучения и воспитания, выявляет положительные стороны и недо­статки, сравнивает достигнутые результаты с теми целя­ми и задачами, которые намечались, а также сопостав-

Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 2. С. 63-64.


ляет свою работу с опытом коллег. Аналитико-оценочная деятельность помогает учителю поддерживать так назы­ваемую обратную связь в своей работе, это значит, не­прерывно сверять то, что намечалось достигнуть в обу­чении и воспитании учащихся и что достигнуто, и на этой основе вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс, вести поиски путей его совер­шенствования и повышения педагогической эффектив­ности, шире использовать передовой педагогический опыт. К сожалению, этот вид деятельности многие учи­теля осуществляют слабо, не стремятся видеть те недо­статки в своей работе, которые имеют место, и своевре­менно их преодолевать.

Ученик получил "двойку" за незнание пройденного ма­териала. Это явный сигнал к тому, что ему необходима срочная помощь, но такая помощь ему не всегда оказыва­ется, и на следующих уроках он снова получает плохую оценку. А если бы учитель проанализировал причины об­наруженного отставания и соответствующим образом помог школьнику, на последующих занятиях последний мог бы получить хорошую оценку, что стимулировало бы его к дальнейшему улучшению успеваемости.

Исследователъско-творческая деятельность. Эле­менты ее характеризуют работу каждого вдумчивого учи­теля. Особенно важное значение имеют две ее стороны. Сущность одной из них состоит в том, что применение педагогической теории по своему существу требует от учителя известного творчества. Дело в том, что, как уже отмечалось в предыдущих главах, педагогические и ме­тодические идеи отражают типичные учебно-воспитатель­ные ситуации. Конкретные же условия обучения и вос­питания слишком разнообразны, а иногда и неповторимы. Например, общее теоретическое положение об уважении и требовательности к учащимся как закономерность вос­питания в реальном воспитательном процессе имеет мно­жество модификаций: в одном случае важно оказать помощь ученику в работе, в другом — нужно совместно с ним обсудить недостатки в его поведении, в третьем — под­черкнуть положительные поступки, в четвертом — сделать личное замечание или внушение и т.д. Одним словом, тво­ри, выдумывай, пробуй, как целесообразнее использовать данную закономерность, какие воспитательные приемы здесь лучше применить. И так во всей работе учителя.


Вторая сторона исследовательско-творческой деятель­ности связана с осмыслением и творческим развитием того нового, что выходит за рамки известной теории и в той или иной мере обогащает ее. Например, для выработки умений и навыков применения теоретичес­ких знаний на практике дидактика рекомендует целую систему упражнений. Учитель В.Ф.Шаталов из Донецка внес определенную модификацию в организацию этих упражнений по математике, проявив инновационный подход. Он усилил устные упражнения в решении задач и примеров, ввел так называемые "плашки" с разграф­ленными клеточками, в которые учащиеся записыва­ют номера тех задач, которые они решают самостоя­тельно дома по собственному выбору. Все это явилось определенным творческим вкладом в развитие дидакти­ческих и методических основ организации учебной работы по применению знаний на практике.

Такова сущность и система умений и навыков по каж­дому из рассмотренных видов деятельности учителя.

4. Ступени профессионального роста учителя: педа­гогическая умелость, мастерство, творчество и нова­торство. Профессионализм учителя может иметь различ­ные уровни. Есть просто умелый учитель, который про­водит обучение и воспитание на обычном профессиональ­ном уровне, и есть учитель, который проявляет педаго­гическое мастерство и добивается высоких результатов в своей работе. Многие же учителя, кроме мастерства, про­являют педагогическое творчество и своими находками обогащают методику обучения и воспитания. А есть и учителя-новаторы, которые делают настоящие педагоги­ческие открытия, прокладывают новые пути в обучении и воспитании, обогащая педагогическую теорию. В чем же заключается сущность этих характеристик деятель­ности учителей?

Под педагогической умелостью следует понимать та­кой уровень профессионализма учителя, который включа­ет в себя обстоятельное знание им своего учебного пред­мета, хорошее владение психолого-педагогической тео­рией и системой учебно-воспитательных умений и навы­ков, а также довольно развитые профессионально-лично­стные свойства и качества, что в своей совокупности по­зволяет достаточно квалифицированно осуществлять обу­чение и воспитание учащихся.


Педагогическая умелость — это основа профессиона­лизма учителя, без которой невозможно работать в школе. Она базируется на достаточной теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечи­вается в педагогических учебных заведениях и продол­жает отшлифовываться и совершенствоваться в школе. Так, учителю необходимо знать способы подготовки к учебным занятиям, правильно определять структуру, со­держание и методику проведения отдельных этапов урока, использовать важнейшие приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину уча­щихся на занятиях, сочетать различные формы и методы проверки и оценки знаний, проведения фронтальной и индивидуальной работы с учащимися и т.д. Можно ска'-зать, что система этих знаний, умений и навыков в той или иной мере определяется нормативными курсами пси­хологии, педагогики и частных методик, которые изуча­ются в педагогических учебных заведениях и на педаго­гических отделениях университетов. К сожалению, нельзя сказать, что все учителя хорошо владеют этими норма­тивными курсами, что, естественно, отрицательно ска­зывается на их педагогической деятельности.

Следующей ступенью профессионального роста учи­теля является педагогическое мастерство.

Как качественная характеристика учебно-воспитатель­ной деятельности учителя педагогическое мастерство есть не что иное, как доведенная им до высокой степени со­вершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и при­емов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффек­тивность учебно-воспитательного процесса.

Как видим, от обычной педагогической умелости мас­терство отличается тем, что оно является более совер­шенным его уровнем, высокой отточенностью использу­емых учебных и воспитательных приемов, а нередко и их своеобразной комбинацией. В нем могут иметь место и определенные творческие элементы, но они отнюдь не обязательны. Главное в нем — совершенная реализация и осуществление на практике психолого-педагогической теории и передового опыта учебно-воспитательной работы, которые способствуют достижению высоких показателей в обучении и воспитании.

Безусловно, для выработки педагогического мастерства учитель, как уже отмечалось, должен обладать необхо-


димыми природными данными, хорошим голосом, слу­хом, личным обаянием и т.д. Однако, несмотря на важное значение этих природных данных, едва ли не определя­ющую роль в педагогической деятельности играют ка­чества приобретенные. А.С.Макаренко подчеркивал, что педагогическому мастерству нужно учиться. В чем за­ключается такая учеба?1:

Прежде всего в организации характера педагога, вос­питании его поведения, а затем в организации его специ­альных знаний и навыков, без которых ни один воспита­тель не может быть хорошим воспитателем, не можег рабогать, так как у него не поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребенком и не знает, в каких случаях как нужно говорить... Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение... Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет.

Мастерство включает в себя также те педагогические усо­вершенствования, которые осуществляет учитель, делая не­обходимые выводы из допускаемых недочетов, ошибок и дос­тигаемых успехов, обогащая свой методический арсенал.

Учительница истории 10-й средней школы г.Гомеля К.Ф.Зотова обратила внимание на то, что при устном из­ложении нового материала в 5-8-х классах почги боль­шинство учащихся его не усваивало непосредственно на уроке. Тогда она несколько перестроила методику своей работы над новым материалом: после объяснения начала практиковать выборочное чтение школьниками учебника и в порядке самоконтроля побуждать их отвечать на поме­щенные в нем вопросы. Применение этой методики ока­залось весьма полезным: учащиеся стали усваивать но­вый материал непосредственно на занятиях.

Существенной спецификой характеризуется педаго­гическое творчество. Понятие "творчество" ассоцииру­ется с созданием "новых по замыслу культурных, мате­риальных ценностей"2, с самостоятельной созидательной деятельностью в различных областях производительного труда, науки и культуры. Педагогическое творчество так­же заключает в себе определенные элементы новизны,

1 Макаренко А.С. Соч. Т. 5. С. 179.

2 Ожегов С.И. Словарь русского языка. С. 687.


но чаще всего эта новизна связана не столько с продуци­рованием новых идей и принципов обучения и воспита­ния, сколько с видоизменением приемов учебно-воспита­тельной работы, их определенной модернизацией.

Педагогическое творчество учителя характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических инноваций, рационализацией приемов и методов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса.

Примером подобного творчества является введение ли­пецкими учителями приемов комментированных упраж­нений по математике, языкам и другим предметам. То, что выполняя упражнение, школьник пользуется внут­ренней речью, проговаривая про себя каждое выполняе­мое действие, в педагогике было известно давно. Однако при коллективной работе в классе отдельные учащиеся испытывают определенные трудности и не всегда прояв­ляют необходимую осмысленность при выполнении уп­ражнений. Учитывая это, липецкие учителя начали ис­пользовать методику, при которой один из учащихся вслух поясняет (комментирует) ход выполнения упраж­нения. Этот прием делает тренировочную работу более осмысленной для всех учащихся и тем самым повышает ее эффективность. Но принципиально процесс учебной работы от этого не изменился: в него были внесены толь­ко определенные усовершенствования.

Высшим уровнем профессиональной деятельности учи­теля является педагогическое новаторство. "Новаторство — новое в созидательной деятельности людей; деятельность новаторов"1. Само же понятие происходит от лат. novator, что означает обновитель - человек, который вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной сфере деятельности.

Данное определение в полной мере относится и к пе­дагогическому новаторству.

• Оно органически включает в себя внесение и реализа­цию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество.

Определенное новаторство, например, проявил учитель Игорь Петрович Волков (г.Реутово Московской обл.),

1 Словарь иностранных слов. СПб., 1994. С. 345.
529


который разработал методику "творческих заданий" школьникам средних и старших классов.

Сущность ее заключается в том, что учитель дает мно­жество творческих заданий учащимся, которые вклю­чают работу с бумагой, картоном, различные изделия из дерева, металла, пластмассы, создание рисунков и картин, пробу своих сил в литературе, скульптуре и т.д. Выполнение этих заданий носит добровольный характер, причем каждый ученик избирает себе зада­ние по душе в соответствии со своими склонностями. Включаясь в работу, они постепенно определяют свой интерес, развивают свои способности и таланты. На каждого ученика заводится "Творческая книжка", в ко­торой фиксируются выполненные работы и по которой можно более или менее вероятно судить об их склон­ностях и творческих задатках и осуществлять дальней­шую работу по их развитию. Эта методика действитель­но является новаторской.

Определенным новаторством явилось введение в школе методики проблемного обучения или изложение изучае­мого материала укрупненными блоками (В.Ф.Шаталов и др.), благодаря чему значительно сокращаются сроки изучения отдельных учебных предметов. Это серьезно изменяет технологию обучения.

Таким образом, новаторство в педагогической работе есть настоящее открытие, важное изобретение, которое является жизненным подвигом учителя. Вот почему пе­дагогов-новаторов не так и много. Но главное состоит в том, что когда учитель добросовестно и творчески отно­сится к своему делу, осваивает передовой опыт, новые психолого-педагогические идеи, находится в непрерыв­ном поиске, он будет не только добиваться успехов в обу­чении и воспитании, но и совершенствоваться сам, про­двигаясь от одной ступени к другой в своем профессио­нальном росте.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Определите узловые вопросы темы и устно составьте план ее со­
держания.

2. Какую роль играет учитель в обществе и каким он должен быть?

3. Что такое профессиональная пригодность учителя? Какие при­
родные и личностные качества определяют профессиональную пригод­
ность учителя к педагогической деятельности?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.