КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система образования и тенденции ее развития в различных странах мира
ВОПРОСЫ ШКОЛОВЕДЕНИЯ Существенное место в педагогике занимает изучение проблем организации народного образования, деятельности должностных лиц в школе, форм и методов руководства учебно-воспитательным процессом. Эти вопросы являются предметом исследования особой педагогической дисциплины — школоведения. По школоведению написаны объемистые книги. В данном же учебнике освещаются четыре темы: "Система образования и тенденции ее развития в различных странах мира", "Учитель, структура его деятельности и профессиональный рост", "Классный руководитель в школе", "Руководство школой и ее учебно-воспитательной работой". Глава 29 1. Развитие образовательно-воспитательных уч 2. Основные факторы развития системы образо 3. Особенности системы образования и тенденции 4. Структура и принципы развития образования 1. Развитие образовательно-воспитательных учреждений как важнейшая предпосылка осуществления целей и задач общества в области воспитания. Понятие о системе образования. Подготовка подрастающих поколений к жизни и осуществление целей и задач, которые выдвигаются обществом в области воспитания, немыслимы без создания соответствующей сети образовательно-воспитательных учреждений. Вот почему по мере развития производства и усложнения социально-экономических отношений в обществе происходит непрерывный рост численности и специализации образовательно-воспитательных учреждений, а также возрастание их ступенчатости. Вплоть до конца XIX в. в качестве основной и самой распространенной была начальная школа. Потом над ней начали надстраиваться ее более высшие ступени, и в частности средние и старшие классы общеобразовательной школы. В настоящее время в развитых странах мира средняя школа стала фактически основной и самой распространенной в системе учреждений по народному образованию. Процесс приращения к начальной школе новых ступеней происходил не только сверху, но и снизу. Так, в XIX в. стала развиваться сеть дошкольных воспитательных XX в. получили весьма широкое распространение. Жизнь Одновременно с расширением и развитием образовательно-воспитательных и культурно-просветительных учреждений происходит процесс совершенствования их структуры и преемственных связей. Все это в конечном итоге привело к созданию в каждой стране своей специфической системы образования. Что же следует понимать под системой образования? Слово система греческого происхождения и в переводе на русский язык означает целое, составленное из отдельных частей, соединение частей. Под системой образования следует понимать совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функ- ционирующих в том или ином государстве, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают. Система образования любой страны обычно включает в себя учебно-воспитательные учреждения, которые осуществляют: —дошкольное воспитание; —общее среднее образование; —внешкольное обучение и воспитание; —профессионально-техническое образование; —среднее специальное образование; —высшее образование; —подготовку научных и научно-педагогических кад — повышение квалификации и переподготовку кадров. Что же влияет на развитие системы образования? 2. Основные факторы развития системы образования. На развитие системы образования оказывает влияние целый ряд факторов. Рассмотрим основные из них. 1. Уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ. Как уже отмечалось, развитие и повышение научно-технического уровня общественного производства предъявляют все возрастающие требования к общеобразовательной и технической подготовке основной массы производителей. Эта объективная потребность обусловливает необходимость создания и развития школьной системы и ее постоянного совершенствования. Вот почему в более развитых в техническом отношении странах быстрее развивается сеть различных школ, раньше возникают и создаются новые типы учебно-воспитательных заведений. Так, начальное образование в Англии было обязательным уже в середине XIX в. В странах с более развитым техническим производством интенсивнее расширяется и сеть общеобразовательных и профессиональных средних учебных заведений, а также открываются университеты и различного рода специализированные высшие учебные заведения. В настоящее время под влиянием научно-технического прогресса во всех странах мира значительно повышается роль среднего специального и высшего, особенно университетского, образования, интенсивно развивается сеть профес- сионально-технических учебных заведений для подготовки рабочих массовых профессий. 2. Политика общества и интересы различных его 3. Исторический опыт и национальные особенности 4. Педагогические факторы. Многообразным является на базе той или иной ступени общеобразовательной школы. Влияние этих факторов на развитие системы образования в различных странах мира проявляется по-разному. Но постепенно складывались и некоторые общие тенденции, которые характеризуют ее развитие и совершенствование. 3. Особенности системы образования и тенденции ее развития в различных странах мира. Эти особенности и тенденции носят очень разветвленный и разнообразный характер, но так или иначе они отражаются на развитии системы образования в большинстве стран. Наиболее существенными из них являются следующие. 1. Все большая заинтересованность общества в приобщении населения к более высокому уровню образования как предпосылки социального и морального прогресса. Когда-то великий немецкий гуманист Вильгельм Гумбольд сказал: "Чем выше уровень образования и культуры, тем больше мы приближаемся к человеку". И это понятно. Развитие человека и общества неразрывно связаны между собой. Интенсивное совершенствование производства, развитие науки, техники и культуры общества создают более благоприятные условия для его жизни, благосостояния и духовного комфорта. Но ощущение этого духовного комфорта во многом зависит от образованности самого человека, развития его многосторонних способностей. Поэтому общество и стремится приблизить к нему образование и культуру, чтобы он мог пользоваться их достоянием и ценностями. Под влиянием этого в большинстве стран мира декларирована общедоступность обучения во всех образовательно-воспитательных учреждениях. В ряде развитых стран (Англия, Франция, Германия, США и др.) осуществляется всеобщее и даже обязательное среднее образование, расширяется сеть дошкольных воспитательных учреждений, средних общеобразовательных и профессиональных школ, увеличивается количество университетов, различных институтов и колледжей, которые дают высшее образование. В 1957 и 1961 годах на запуск советского спутника и человека в космос американцы ответили программой ускорения космических исследований и развития образования. По указанию президента Дж.Буша в 1990 году была разработана программа "Стратегия в сфере образования для Америки 2000 года", в которой предусматривается, чтобы США были "первыми в мире" по овладению математикой и науками о природе, умению доказывать и решать практические проблемы и задачи. Президент США Б.Клинтон во время предвыборной кампании утверждал: "...нет ни одной сферы деятельности, значащей больше, чем образовательная. Мы живем в мире, где заработок и успех конкурентной борьбы во все большей степени зависят от уровня образования"1. 2. Расширение сети государственных средних обще 3. Продолжает сохраняться тенденция платности В Японии обучение детей с 6 до 15 лет в начальной и первой ступени средней школы объявлено всеобщим и бесплатным. Вторая же ступень средней школы платная, причем рост численности этих школ наблюдается в районах, где проживает состоятельная прослойка общества. В префектуре Иватэ, например, более чем на 1 тыс. школ обязательного обучения приходится всего 130 государственных (бесплатных) школ второй ступени. В Токио же их более 60 %, в Иокогаме и Осаке — около 40 %. Во многих случаях это крупные учебные заведе- 1 Седнев Ю.В. Теория и практика содержания образования // Весцi 2 Иванова Т. Специализация по-американски, или 90 вариантов ния, насчитывающие до 3 тыс. учащихся, с очень высокой платой за обучение. Существование частных общеобразовательных школ и высших учебных заведений, конечно, создает некоторые условия для определенного неравенства в образовании, но они обеспечивают высокое качество обучения и подготовки высококвалифицированных специалистов и тем самым способствуют интенсивному развитию науки, техники, культуры. 4. Возрастает финансирование системы образования 5. Привлечение на нужды образования и школы Заслуживают внимания и такие сведения. По данным за 1988 год, в СССР стоимость оборудования в школе на одного ученика составляла в среднем 60 р., в наиболее оборудованных школах — до 300 р. В Швеции же эта сумма равнялась почти 1000 дол. Стоимость учебного оборудования в вузах СССР на одного студента составляла в среднем 2300 р., в лучших вузах типа Московского авиационного института — 10 000 р. В Стенфордском же политехническом институте в США — 80 000 р.2 6. Расширение принципа муниципального руководства 1 Иванова Т. Специализация по-американски, или 90 вариантов 2 Проблемы и тенденции развития школы в современном мире: школы. В состав этих советов входят педагоги, юристы, представители производства и других профессий1. Все это позволяет лучше учитывать местные условия и проводить в соответствии с ними обучение и воспитание молодежи. 7. Расширение разнотипных школ и их структурное разнообразие. Эта тенденция основана на том, что учащиеся имеют различные склонности и способности, которые на более поздних ступенях обучения в школе определяются довольно четко. Естественно, что учить всех одинаково по одним и тем же программам было бы нецелесообразно. Здесь имеют значение особенности региона, в котором находится школа, а также потребности местного производства. Вот почему в большинстве стран мира существует разветвленная сеть школ различных типов со своеобразной внутренней структурой. Например, в Австрии имеются три основных типа школ. К первому типу относятся реальные гимназии, в которых учащиеся получают углубленную подготовку по математике и естественным предметам. Второй тип представляют экономические реальные гимназии, которые на общеобразовательной основе дают специально-экономическое образование. И третий тип составляют гимназии гуманитарного профиля, в которых главное внимание уделяется изучению иностранных языков. Довольно широко распространены в Австрии неполные и полные школы профессионального образования, в которых обучается около 48 % всех юных австрийцев в возрасте от 15 до 19 лет. Они овладевают здесь различными практическими профессиями средней и более высокой квалификации для коммерческой сферы, делопроизводства, сельского хозяйства, сервиса и других областей производства. Значительное место занимает сектор католических частных школ с их традиционно высоким уровнем обучения и нравственного воспитания. Таким образом, австрийские учащиеся имеют довольно широкий выбор школ различных типов, в которых они могут получать образование в соответствии со своими интересами и способностями в рамках местных условий. Сами же гимназии включают в себя так называемую основную школу-четырехлетку, затем идут ее стар- 1 Иванова Т. Специализация по-американски, или 90 вариантов выбора. С. 159. шие классы, которые, собственно говоря, и являются настоящей гимназией. В США дети учатся от 6 до 18 лет, но обязательное посещение школы — до 16 лет. Существует три основных типа школ, которые отличаются главным образом по своей структуре. К первому типу относятся школы, которые состоят из двух ступеней: начальной, где дети учатся с 6 до 13 лет, и средней, где проходят обучение учащиеся 14—18 лет. Ко второму типу относятся трехступенчатые школы, в которых начальная школа охватывает детей 6—12 лет, неполная средняя — 12—15 лет и средняя, в которой занимаются учащиеся 15—18 лет. Третий тип школ также имеет три ступени, но с другими сроками обучения на каждой из них. В начальной школе учатся дети 6—10 лет, в неполной средней — 10—14 ив средней — 14—18 лет. Отметим, однако, что средняя школа в США 12-летняя. Есть же немало стран, в которых средняя школа имеет 10—11-летний срок обучения. 8. Разделение изучаемых предметов на обязательные и предметы, изучаемые по выбору самих учащихся. Во многих школах США в 9—12-х классах в качестве обязательных являются два предмета — английский язык и физическое воспитание. Так, в школе "Ньютон Норе" на выбор учащимся предлагается около 90 предметов по следующим циклам: —физическое воспитание — общая физическая подго —родной язык — факультативные курсы: мифология, —иностранные языки: французский, испанский, рус —общественные науки — мировая история, Европа с —домоводство: продукты и питание, искусство кули Для того, чтобы закончить среднюю школу, учащемуся необходимо сдать за 4 года 100 зачетов: 20 — по английскому языку, 5 — по биологии, 5 — по физике, 15 — по общественным наукам, 10 — по математике, 5 — по музыке, рисованию и т.д. В других школах этот выбор охватывает до 300 предметов, обязательными же считаются только два — английский язык и математика. Понятно, что в частных школах количество обязательных предметов значительно больше, и учащиеся получают более прочную академическую подготовку. 9. Сочетание школьных занятий с самостоятельной 10. Преемственность образовательно-воспита 4. Структура и принципы развития образования в Республике Беларусь. Национальная система образования в Республике Беларусь в структурном отношении включает в себя образовательно-воспитательные учреждения, которые осуществляют: дошкольное воспитание, общее среднее образование, внешкольное обучение и воспитание, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, подготовку научных и научно-педагогических кадров, повышение квалификации и переподготовку кадров. Единство и непрерывность системы образования обеспечивается согласованностью учебных планов и программ, преемственностью ступеней и форм обучения, созданием учебных заведений, которые объединяют различные виды образования. Согласно принятому в 1991 году закону "Об образовании в Республике Беларусь", наряду с государственными допускается создание и функционирование негосударственных образовательно-воспитательных учреждений всех типов. В законе определены принципы развития и функционирования системы образования в Республике. Основными из них являются: —приоритет в образовании общечеловеческих ценнос —национально-культурная основа образования и вос —научность образования; —ориентация на мировой уровень образования; —гуманистический характер образования и воспита —связь обучения и воспитания с общественной прак —экологическая направленность образовательно-вос —преемственность и непрерывность образования; —единство обучения, духовного и физического совер —демократизм; —светский характер; —поощрение и всемерное содействие развитию талан —обязательность базового девятилетнего образования. Если сравнить эти принципы с мировыми тенденциями образования, которые освещались выше, то нетрудно заметить, что они во многом совпадают. Сделан значительный шаг вперед в сравнении с прошлым, когда у нас существовала так называемая единая средняя общеобразовательная школа. Сегодня закон ориентирует на создание и развитие самых разнообразных типов средних школ, в том числе гимназий, лицеев и т.д. Разнотипностью характеризуются также средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища и даже высшие учебные заведения. Образование во всех типах государственных учебных заведений бесплатное. Их финансирование осуществля- ется из государственного бюджета, а также из бюджетов местных органов власти. Понятно, что частные учебные заведения работают за счет средств, которые платят учащиеся или их родители за обучение. Управление учебными заведениями осуществляется в соответствии с их уставом на основе широкого участия педагогических работников, учащихся, студентов, представителей общественности. В настоящее время предпринимаются меры к реформированию в Беларуси средней общеобразовательной школы. В процессе реформы решаются следующие вопросы: перестройка структуры школы путем деления ее на основную, 10-летнюю и создание над ней 11—12-х лицейских классов для подготовки учащихся к поступлению в высшие учебные заведения; углубление дифференциации школьного обучения в соответствии со склонностями и способностями учащихся; модернизация содержания образования и придание ему более практической направленности; создание условий для обучения и развития более способных учащихся. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Что следует понимать под системой образования? 2. Какие социально-экономические и педагогические факторы вли 3. Какие тенденции являются все более определяющими в разви 4. Раскройте структуру системы образования в Республике Бела 5. Какие, по вашему мнению, усовершенствования нужно осуще ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Закон "Аб адукацьп у Рэспублщы Беларусь" // Настаун. газ. 1991. 23 дхстап. Алферов С.Ю. Непрерывное образование: Опыт развитых стран // Сов. педагогика. 1990. № 8.
Андреев В.И. Система образования в ФРГ. Мн., 1993. Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. М.; Воронеж, 1996. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века //В поисках практико-ориентированных образовательных концепций. М., 1997. Голубева З.Ю., Остроумова Н.Г. Реформа школы и качество образования в США//Сов. педагогика. 1989. № 3. Дружинский А.К. Новые тенденции в воспитании школьной молодежи стран Запада //Сов. педагогика. 1990. № 7. Ермольева Э.Г. Современное состояние образования в Латинской Америке //Педагогика. 1992. № 3—4. Иванова Т. Специализация по-американски, или 90 вариантов выбора // Народное образование. 1989. № 6. Канцэпцыя рэформы агульнаадукацыйнай сярэдняй школы /Адоб-рана пастановай Кабшета М1шстрау Рэспублж! Беларусь ад 29 жшуня 1996 г. № 554 // Настаун. газ. 1996. 14 верас. Миронов В.В. Образование в странах Запада в конце XX века //Сов. педагогика. 1990. № 2. Судзуки С. Реформа образования в Японии //Педагогика. 1992. № 3-4. Глава 30
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |