КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальное развитие
В первые годы жизни дети учатся взаимодействовать с другими людьми и поддерживать взаимоотношения с ними. Они постепенно пони мают, как вести себя в различных социальных учреждениях, таких, например, как школа. Социальным развитием называется процесс обучения отношениям с окружающими и развитие личности ребенка. Ребенок вступает в социальные отношения сразу же после рождения и длятся они всю жизнь. Эрик Эриксон предложил теорию социальной развития, в которой утверждал, что человек как общественное существо в своей жизни проходит ряд этапов. Эти этапы он назвал психоическими стадиями. На каждой стадии людям приходится преодолевать фические задачи, развивать типы отношений, свойственные этому воз р асту Согласно Эриксону, если люди не справляются с поставленными перед ними задачами, то это приводит к нарушениям психики. Первая стадия охватывает первые 18 месяцев жизни; в течение этого года ребенок развивает чувство доверия по отношению к окружающим, вторая стадия развития начинается в два-три года. В это время у детей развивается чувство независимости, и они начинают рассматривать себя как отдельную личность. В период от семи до одиннадцати лет дети начинают сравнивать себя с другими детьми сравнивают способности, одежду, популярность и т.д. Следующая стадия, подростковая, согласно Эриксону, является этапом, когда у детей появляется чувство индивидуальности. Этот период переходит в ранний взрослый период, когда развивается способность поддерживать длительные близкие отношения с окружающими. Основная задача среднего возраста – создание того, что окажется ценным для общества. Последняя стадия, период старения, – это время, когда, согласно Эриксону, люди оглядываются на прожитую жизнь либо с чувством удовлетворения, либо с сожалением и разочарованием. (из кн.: 101 ключевая идея: Психология. Робинсон Дайв. М. 2001. – С. 158 – 159.) Социальная среда, окружающий человека социальный мир, включающий в себя общественные (материальные и духовные) условия становления, существования, развития и деятельности людей, неразрывно связанные с общественными отношениями, в которые эти люди вовлечены. В реальной жизни человек не только зависит от социальной среды, но и своими активными действиями видоизменяет ее, а вместе с тем и развивает самого себя, свою сущность. Структурные компоненты социальной среды: а) общественные условия жизни людей; б) социальные действия людей; в) отношения людей в процессе деятельности; г) социальные общности, в которые они объединяются. Социальная среда – сложная, многогранная система, которая включает в себя как стихийно, так и сознательно действующие факторы, влияющие на формирование индивида. Социальная среда в широком смысле слова выступает как макросреда, охватывающая экономическую, социальную, политическую, духовную систему отношений, в узком смысле (микросреда) - как непосредственное кружение человека (семья, неформальная группа людей, трудовой, учебный коллектив и т.п.). Выделяется еще мезосреда, или региональные, территориальные, поселенческие и другие общности, обладающие признаками как макро-, так и микросреды. По степени общности различают следующиевиды социальной среды: человечество в целом как планетарная общность со своими общечеловеческими ценностями культуры и представлениями о воспитании человека, общественно-экономическая формация, государство, класс, нация, общественная организация, трудовой коллектив и т.п. По целям и способам действия различают производственно-трудовую, учебно-воспитательную, общественно-политическую, культурно-просветительскую, спортивную, военную, религиозную, семейно-бытовую и т.д. среду. По способам воздействия на личность выделяют экономическую, правовую, эстетическую, нравственную, религиозную среду; по социальному вектору гуманного (антигуманного) воздействия на личность – обучающую, воспитывающую, манипулирующую, конформирующую, разлагающую, перевоспитывающую, упреждающую среду; по социальной направленности формирующего влияния – социальную, антисоциальную, девиантную. (по кн.: Словарь социального педагога и соц. работника. – Мн., 2001. – С. 190-193.)
«Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей»
Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, в относительно направляемом обществом и государством процессе влияния на различные возрастные, профессиональные, социальные группы людей, а также в процессе относительно целесообразного и социально контролируемого воспитания (семейного, социального, религиозного). Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Любое общество стремилось и стремится сформировать определенный тип человека, в наибольшей мере соответствующий его социальным, культурным, религиозным и этическим идеалам. Так как содержание этих идеалов существенно различается в зависимости от культурно-исторических традиций, социально-экономического и культурного развития, общественного и политического строя, соответственно и процесс социализации в различных обществах, имеет определенную специфику. В то же время можно констатировать, идеал полноценного члена общества имеет много характеристик, общих или более или менее сходных для разных обществ. Следовательно, процесс социализации приобретает ряд универсальных и сходных характеристик, что связано с глобальными общепланетарными и общемировыми тенденциями (от урбанизации и информатизации до экологических и демографических сдвигов). Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладевали ролями мужчины или женщины (т.е. в успешной поло-ролевой социализации), могли бы компетентно участвовать в производительной деятельности (профессиональная социализация), создали прочную семью, т.е. усвоили семейные роли, были законопослушными гражданами (политическая социализация) и т.д. Все это характеризует человека как объекта социализации. Как субъект социализации, человек усваивает социальные нормы и культурные ценности в неразрывном единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе. Социализация человека в том случае будет успешной, если в процессе ее получает развитие его личность. Личность раскрывается, прежде всего, с социальной стороны как представитель определенной исторической эпохи, включенный в систему общественных отношений. Важнейшими характеристиками личности выступают социальные статусы, которые она занимает в различных сферах, группах, организациях, и социальные роли – устойчивые социальные функции, которые она выполняет. (из кн.: Социальная педагогика: Учебно-методическое пособие. – Витебск, 2003. – С. 34-35)
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 878; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |