Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинарское занятие № 5




Вариант А.

 

Тема: СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Цель: Выяснить сущность воспитательного и социального пространства, педагогически благоприятной среды для развития личности, проанализировать роль семьи в воспитании и развитии ребенка, основные законы и документы о правах ребенка.

Основные понятия темы: социальное пространство, коллектив, семья, типология семьи, правовые основы семейного воспитания, педагогическая культура родителей.


Задания для самоподготовки

Вопросы для обсуждения Практические и творческие задания
1. Социальное пространство воспитательного процесса 1. Проанализируйте понятия: а) социум; б) социальное пространство; в) социальные отношения. 2. Охарактеризуйте слагаемые социального пространства. 3. Коллектив в социальном пространстве воспитательного процесса: а) характерные признаки; б) функции; в) стадии развития коллектива. 4. Подумайте над вопросом: в чем заключается «тайна» успешного коллектива?
2. Роль и функции семьи в современном обществе 1. Охарактеризуйте сущность понятий «семья», «брак», основные функции семьи (см. таблица №1). 2. Согласны ли Вы, что современная семья переживает кризис? В чем он проявляется и как сказывается на ее возможности осуществлять свои функции? 3. На основании изученной литературы в виде схемы представьте подходы к выделению типологии семьи. 4. Проанализируйте причины семейного неблагополучия, типологию неблагополучных семей.
5. Охарактеризуйте сущность понятия «педагогическая культура» родителей, что она предусматривает? 6. При каких условиях семейное воспитание будет успешным?
3. Закон Республики Беларусь о правовом статусе ребенка 1. Изучите «Закон о правах ребенка», изложите механизм защиты ребенка. 2. Изучив материалы «Положения детей в РБ» в 2002 г. и охарактеризуйте мероприятия государства в отношении социальной защиты детей.

Темы рефератов:

1. Коллектив как фактор развития личности.

2. Средства массовой коммуникации как фактор расширения социального пространства.

Вариант Б.

 

Тема: СЕМЬЯ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.

Цель: Проанализировать принципы и содержание семейного воспитания, виды и типы семей, определить роль семьи в воспитании и развитии личности, раскрыть сущность педагогической культуры родителей, условия успешного семейного воспитания.

Основные понятия темы: семья, виды и типы семей, модели семейных взаимоотношений, педагогическая культура родителей.

Задания для самоподготовки

Вопросы для обсуждения Практические и творческие задания
1. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности 1. Сделайте сообщение о традициях семейного воспитания в различные периоды развития общества.
2. Проанализируйте работу А.С. Макаренко «О родительском авторитете»и определите составляющие родительского авторитета.
3. На каких принципах должно строиться семейное воспитание, каковы основные функции семьи?
2. Виды и типы современных семей, модели семейных взаимоотношений 1. Покажите особенности влияния различных типов семей на воспитание детей.
2. На основании материалов «Положение детей в РБ в 2001г.» (Мн., 2001г.) сделайте сообщение о социальном положении современной белорусской семьи.
3. Проанализируйте модели семейных взаимоотношений предложенные Бордовской Н.В., Реаном А.А. и предложите свою модель семейных отношений, которая будет, на ваш взгляд, оптимальной для родителей.

 

3. Правовые основы семейного воспитания 1. Охарактеризуйте правовые документы, которые регламентируют воспитание ребенка в семье а) конвенция ООН «О правах ребенка» 1989 г. б) Закон РБ «О правах ребенка» в) Закон «Основные направления государственной семейной политики РБ» г) Конституция РБ и Закон РБ «Об образовании» ст. 32. 2. Сделайте сообщение о правовой и социальной защите детей на основании Президентской программы «Дети Беларусь» (6 января 1998 г.).  
4. Педагогическая культура родителей как условие успешного воспитания в семье 1. Выявите сущность понятия «педагогическая культура» родителей.
2. Охарактеризуйте компоненты педагогической культуры родителей.
3. Закончите мысль «Овладение педагогической культурой поможет родителям в …»
4. Охарактеризуйте понятие «развивающая семейная среда».
5. Раскройте воспитательное значение компонентов развивающей среды «шкаф находок», «мешочек добрых дел», «уголок потерянных вещей» и т.д.
6. На ваш взгляд, какие типичные ошибки допускают родители в воспитании детей?

 

Темы рефератов:

1. Права детей в Республике Беларусь.

2. Педагогическая помощь семье в воспитании детей.

Задания для самопроверки

1. Вставьте пропущенные слова и словосочетания, используя приведенные в скобках понятия.

________ как социально-психологический феномен конструируется, располагается и развивается во вполне определенном ________, имеющем свои пространственные рамки.

В свою очередь, ________ размещается в географическом пространстве, которое обладает влиянием на физическое, психическое самочувствие людей.

________ это протяженность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед человеком либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определенном образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля и пр.

Разнообразие ________ содержит в себе исторический опыт, зафиксированный в ________, ________, ________,__________, включает достижения ______, отраженной в формах поведения, одеждах, достижениях цивилизации, произве­дениях индивидуального творчества, стиле жизни; хранит в себе реальный разворот складывающихся новых отношений. Все это создает ________ развития человека.

________ это такая группа людей, которую определяют общие, имеющие общественно и личностно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.

(Социум, воспитательный процесс, коллектив, социальные отношения, наука, искусство, традиции, мораль, социальная ситуация, общечеловеческая культура.)

2. Дополните перечень характерных признаков коллектива.

– Наличие общественно и личностно значимых целей;

– систематическое включение всех членов коллектива в разнообразную социальную деятельность.

3. Дополните характеристику этапов развития коллектива.

а) Руководитель коллектива разъясняет, показывает, призывает, требует, но нередко его реально поддерживает небольшая часть членов коллектива.

б)

в) В организуемое руководителем движение и деятельность по решению задач, стоящих перед коллективом, включаются почти все.

г)

4. Дополните основные направления работы с коллективом.

а) Создание атмосферы движения коллектива и его членов к цели;

б) организация жизни коллектива, выходящая за рамки ос­новной его деятельности;

в)

г)

 

5. Вставьте пропущенные слова и словосочетания, используя нижеприведенный ряд понятий.

а) Семья — это основанная на ________ и ________ малая социальная группа, ________объединены совместным ________и ________ домашнего хозяйства, ________ связью и по отношению друг к другу.

б) Семейное воспитание (в широком смысле слова) — это одна из наиболее древних изначальных форм________ и ________ детей, органически соединяющая объективное влияние________ и взаимодействие родителей с детьми, в процессе которого происходит полноценное ________ и ________ их личности.

в) Семейное воспитание в узком смысле слова ________основанное на ________, ________, ________, _______ и ________ребенка и содействующее созданию _______ для удовлетворения потребностей в ________ и ________личности ребенка.

(Члены, кровное родство, взаимодействие, брак, родители, дети, любовь, совместное проживание, эмоциональный, ведение, обязанности, взаимный, родственный, защищенность, забота, интимно-эмоциональный, уважение, близость, семейно-бытовые условия, социализация, нравы, культура, развитие, воспитание, традиции, становление, обычаи, благоприятный, саморазвитие, личность, условия.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.