Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Очная форма обучения




СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 38. Технология педагогического общения

Тема 37. Профессионально-педагогическая культура

Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры: аксиологический компонент (педагогические ценности, социально-педагогические ценности, групповые педагогические ценности, личностно-педагогические ценности); технологический компонент (педагогическая технология, педагогическая задача (аналитико-рефлексивные, конструктивно-прогностические, организационно-деятельностные, оценочно-информационные, коррекционно-регулирующие задачи)); личностно-творческий компонент (педагогическое творчество).

Студент должен

Знать компоненты профессионально-педагогической культуры.

Уметь выделять компоненты профессионально-педагогической культуры на конкретных примерах.

Владеть алгоритмом представления плана педагогической деятельности в рамках конкретного занятия в образовательных учреждениях различного типа.

Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя.

Этапы решения коммуникативной задачи: привлечение внимания, «зондирование души ребенка», вербальное общение, организация содержательной и эмоциональной обратной связи. Стадии педагогического общения: моделирование, организация непосредственного общения, управление общением, анализ хода и результатов, стили педагогического общения, их характеристика: демократический, попустительский, авторитарный.

Студент должен

Знать определение педагогического общения, этапы решения коммуникативной задачи, стадии педагогического общения.

Уметь анализировать педагогическое общение в конкретных примерах (выделить стадии, определить стиль общения).

Владеть технологией планирования педагогического общения в конкретных условиях.

Семестр/ неделя семестра Номер темы дисциплины Наименование семинарских занятий (краткое содержание)
I/2 Тема 1. Предмет психологии, ее возникновение и развитие 1.Психология как наука. Предмет психологии. Особенности психического отражения, его формы. 2. Принципы психологии (детерминизм, единство сознания и деятельности, развитие психики в деятельности и общении), их разработка в трудах Б.Г. Ананьева, П.П. Блонского, Л.С. Рубинштейна, Б.М. Теплова и других выдающихся психологов. 3.Психология как учебный предмет. Структура курса психологии в академии культуры и искусств. Значение психологии в решении задач развития и совершенствования личности.
I/4 Тема 2. Состояние, структура и методы современной психологии 1.Отрасли психологии: социальная психология, возрастная и педагогическая, психология труда, психология искусства, медицинская психология, зоопсихология и др. Цели и задачи различных отраслей психологии. Значение психологии для развития общества и конкретного человека. 2.Методы психологии. Наблюдение, беседа, анализ продуктов человеческой деятельности как методы психологии. Естественный и лабораторный эксперимент. Методы измерения психических процессов. Диагностические тесты. Сравнительно-генетический метод. Формирование психических функций как метод исследования. Сравнительно-патологический метод исследования.
I/6 Тема 4. Личность 1.Соотношение понятий индивид, личность, индивидуальность. Самооценка личности, уровень ее притязаний. 2.Мотивация личности. Движущие силы развития личности. 3.Структура личности, ее содержание (Рубинштейн С.Л., Платонов К.К., Петровский А.В.). 4. Зарубежные теории личности (З. Фрейд, К. Юнг, К. Роджерс и др.), их историческая значимость.
I/8 Тема 5. Деятельность 1.Х арактеристика деятельности 2. Структура деятельности 3. Основные виды деятельности 4.Влияние творческой деятельности на развитие личности
I/10 Тема 6. Общение 1.Характеристика общения 2. Общение как обмен информацией 3. Общение как межличностное взаимодействие 4. Общение как понимание людьми друг друга 5. Межличностные отношения и методы их измерения
I/12 Тема 8. Мышление 1.Понятие о мышлении. Мышление как ступень познания. Свойства мышления. 2.Виды мышления. Наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое мышление, их взаимосвязь в интеллектуальном развитии личности. Теоретическое и практическое, репродуктивное и творческое, интуитивное и аналитическое мышление. Роль различных видов мышления в творческой деятельности, в восприятии произведений литературы и искусства. 3.Формы абстрактно-логического мышления: понятие, суждение, умозаключение. Понятия и представления. Процесс формирования понятий. Формирование понятий в обучении. 4. Операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация.
I/14 Тема 11. Память 1.Характеристика памяти 2.Виды памяти 3.Процессы памяти 4. Формирование и развитие памяти
I/16 Тема 12. Чувства 1.Понятие о чувствах 2. Формы переживания чувств 3.Чувства и личность
I/17 Тема 14. Темперамент 1.Понятие о темпераменте, его типы 2. Типы высшей нервной деятельности и темперамент 3.Темперамент и проблемы воспитания
I/18 Тема 16. Способности 1.Понятие о способностях. Задатки и органические предпосылки способностей. 2.Структура способностей. Общие и специальные способности, их взаимосвязь. Способности и одаренность. Уровни развития способностей. Диалектика природного и приобретенного в развитии способностей. 3.Социальные факторы формирования способностей: общественная среда, воспитание, обучение. Устойчивый интерес к деятельности, овладение соответствующими условиями и навыками как условие развития способностей. Формирование и развитие творческих способностей. Проблема способностей в концепциях С.Л. Рубинштейна и В.М. Теплова.
II/2 Тема 17. Тема 18. Педагогика как наука, ее категориальный аппарат. Связь педагогики с другими науками 1.Общие представления о педагогике как науке. Ее задачи. Объект, предмет, функции педагогики. 2. Категориальный аппарат педагогики. Структура педагогической науки. Связь педагогики с другими науками. Образование как ценность. Педагогический процесс как целостное явление 1.Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе (Ю.К. Бабанский, Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко). Понятие о педагогической системе. 2.Общая характеристика системы образования 3. Сущность педагогического процесса. Педагогический процесс как целостное явление
II/4 Тема 20. Дидактика как педагогическая теория обучения. Сущность, движущие силы, логика процесса обучения 1.Понятие дидактики, объект и предмет 2. Основные дидактические концепции и модели обучения 3. Сущность процесса обучения: целостность, системность, комплексность; преподавание, учение 4. Закономерности и принципы процесса обучения 5. Основные функции обучения
II/6 Тема 21. Содержание образования как основа достижения личных, предметных и метапредметных результатов. Госстандарты 1. Сущность содержания образования. Содержание образования включает: программу развития УУД; программы отдельных предметов и интегрированных курсов; программу воспитания и социализации; программу коррекционной работы. 2.Определение государственного стандарта. ГОС, его сущность. ФГОС, его суть. 3.Урочная и внеурочная деятельность. Госстандарты высшего профессионального образования.
II/8 Тема 24.   Сущность воспитания. 1.Сущность воспитания. Социализация личности 2.Программа воспитания и социализации личности в госстандартах. 3.Единое образовательное пространство: учебная, внеурочная деятельность и дополнительное образования. 4. Дополнительное образование как фактор формирования и развития творческих способностей. 5.Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
II/10 Тема 27. Гражданское воспитание. Эстетическое воспитание 1.Цель гражданского воспитания. Современное российское общество и государственно-патриотическая идея 2.Этническая самоидентификация. Культура межнационального общения 3.Правовая культура
II/12 Тема 29. Эстетическое воспитание 1.Эстетическая культура. Система эстетического воспитания 2.Эстетическое восприятие природы. 3.Искусство как средство эстетического воспитания.
II/14 Тема 30. Коллектив как объект и субъект воспитания. Основные направления деятельности классного руководителя 1.Формирование личности в коллективе – ведущая идея в гуманистической педагогики 2. Теории коллектива в отечественной педагогике (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский) 3. Педагогическая сущность коллектива: признаки, структура, функции 4. Этапы и уровни детского коллектива
II/16 Тема 31. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности 1. Семья как специфическая педагогическая система 2. Особенности развития современной семьи 3. Семейное воспитание 4. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника. Формы и методы работы с родителями
II/17 Тема 36. Профессиональная деятельность и личность педагога. Педагогическое мастерство 1.Самовоспитание и самообразование учителя 2. Виды педагогической деятельности, их характеристика 3. Структура педагогической деятельности 4. Сущность педагогического мастерства 5. Компоненты педагогического мастерства
II/18 Тема 38. Технология педагогического общения 1.Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя 2. Понятие о технологии педагогического общения. Этапы решения коммуникативной задачи 3. Стадии педагогического общения и технология их реализации 4. Стили педагогического общения. Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений

Заочная форма обучения

Семестр Номер темы дисциплины Наименование семинарских занятий (краткое содержание)
I Тема 6. Общение 1.Характеристика общения 2. Общение как обмен информацией 3. Общение как межличностное взаимодействие 4. Общение как понимание людьми друг друга 5. Межличностные отношения и методы их измерения
I Тема 12. Тема 13. Чувства. Воля 1.Понятие о чувствах 2. Формы переживания чувств 3.Чувства и личность 4.Характеристика воли 5.Структура волевого акта 6.Воспитание и самовоспитание воли
I Тема 24.   Сущность воспитания 1.Сущность воспитания. Социализация личности 2.Программа воспитания и социализации личности в госстандартах. 3.Единое образовательное пространство: учебная, внеурочная деятельность и дополнительное образования. 4. Дополнительное образование как фактор формирования и развития творческих способностей. 5.Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
I Тема 31. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности 1. Семья как специфическая педагогическая система 2.Особенности развития современной семьи 3.Семейное воспитание 4.Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника. Формы и методы работы с родителями
I Тема 38. Технология педагогического общения 1.Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя 2. Понятие о технологии педагогического общения. Этапы решения коммуникативной задачи 3. Стадии педагогического общения и технология их реализации 4. Стили педагогического общения. Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.