КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перечень практических умений. Самоконтроль по ситуационным задачам
Самоконтроль по ситуационным задачам. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы. Перечень вопросов для самоподготовки по теме семинарского занятия. Примерная тематика НИРС по теме. 1. Внимательно изучите основную и дополнительную литературу по теме. 2. Систематизируйте полученные знания, заполнив таблицу «Развитие представлений о предмете психологии». 3. Пользуясь данной таблицей проведите самоконтроль по тестовым заданиям. 4. Выберите 1 из направлений и подготовьте развернутый рассказ о прогрессивном влиянии данного направления на современное состояние психологической науки. 5. Порассуждайте о влиянии научных школ на становление направлений в психологической науке. Какова роль личности ученого в истории науки? Ответ на этот вопрос поможет справиться с ситуационными задачами. 1. Тема занятия «Ощущения и восприятие» 2. Форма работы: - Подготовка к семинарскому занятию. Подготовка с использованием лекции и основной литературы. - Подготовка материалов по НИРС. Работа с дополнительной литературой, написание рефератов по предложенным темам. 1. Что такое ощущение? 2. Классификация рецепторов. 3. Классификация ощущений. 4. Характеристика ощущений. 5. Что такое порог ощущений? Какие они бывают? 6. Что такое "синестезия"? 7. Что такое адаптация? Виды. 8. Что такое восприятие? 9. Чем восприятие отличается от ощущения? 10. Этапы восприятия. 11. Свойства восприятия. 12. Условия формирования адекватного перцептивного образа. 13. Иллюзии восприятия. 1. АНАЛИЗ И СИНТЕЗ ОСЯЗАТЕЛЬНЫХ РАЗДРАЖЕНИЙ ПРОИСХОДИТ В ……… ОБЛАСТИ КОРЫ: 1) теменной; 2) височной; 3) лобной; 4) затылочной. Правильный ответ – 1
2. ЗА ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ ОТВЕЧАЕТ: 1) левая височная область; 2) правая височная область; 3) левая затылочная область; 4) правая затылочная область. Правильный ответ – 1
3. СПОСОБНОСТЬ ВОСПРИНИМАТЬ ПРЕДМЕТЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ПОСТОЯННЫМИ ПО ФОРМЕ, ЦВЕТУ, ВЕЛИЧИНЕ И ДРУГИМ ПАРАМЕТРАМ НЕЗАВИСИМО ОТ МЕНЯЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВОСПРИЯТИЯ, НАЗЫВАЕТСЯ: 1) предметность; 2) константность; 3) категориальность; 4) целостность. Правильный ответ – 2
4. КАКИЕ РЕЦЕПТОРЫ НЕСУТ ИНФОРМАЦИЮ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ: 1) экстерорецепторы; 2) интерорецепторы; 3) проприорецепторы; 4) рецепторы. Правильный ответ – 1
5. КАКИЕ РЕЦЕПТОРЫ ОТНОСЯТСЯ К ДИСТАНТНЫМ ЭКСТЕРОРЕЦЕПТОРАМ: 1) кинетические; 2) слуховые; 3) кожные; 4) вкусовые. Правильный ответ – 2
6. ВРЕМЯ, В ТЕЧЕНИЕ КОТОРОГО У ЧЕЛОВЕКА СОХРАНЯЕТСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ДАННОГО КОНКРЕТНОГО ОЩУЩЕНИЯ, НАЗЫВАЕТСЯ: 1) сила; 2) интенсивность; 3) длительность; 4) качество. Правильный ответ – 3
7. ЯВЛЕНИЕ ПЕРЕХОДА КАЧЕСТВ С ОДНОЙ МОДАЛЬНОСТИ В ДРУГУЮ: 1) восприятие; 2) адаптация; 3) перцепция; 4) синестезия. Правильный ответ – 4
8. ОШИБОЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩИХ ОБЪЕКТОВ: 1) избирательность; 2) иллюзия; 3) осязание; 4) апперцепция. Правильный ответ – 2
9. АДАПТАЦИЯ – ЭТО: 1) величина раздражителя, способная вызвать ощущение; 2) форма целостного психического отражения ощущения; 3) постепенное изменение чувствительности под действием часто повторяющихся раздражителей; 4) нет верных ответов. Правильный ответ – 3
10. ОБРАЗ ВОСПРИЯТИЯ, КОТОРЫЙ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ПРЕИМУЩЕСТВЕННОМ ВЫДЕЛЕНИИ ОДНИХ ОБЪЕКТОВ ПО СРАВНЕНИЮ С ДРУГИМИ: 1) константность; 2) избирательность; 3) целостность; 4) предметность. Правильный ответ – 2
1. Человек мгновенно может распознать любую фигуру, например квадрат, независимо от того, большой он или маленький, расположен ли он вертикально или под углом, нарисован белым цветом на черном фоне или черным на белом фоне или просто очерчен контуром. Человек распознает квадрат даже в том случае, если бумага, на которую он нанесен, наклонена так, что изображение падающее на сетчатку глаза. Выглядит параллелограммом. От какой закономерности восприятия зависит эта способность человека? Дайте определение этого свойства. Ответ: Восприятие характеризуется константностью, т.е. относительным постоянством. Эта особенность объясняется опытом, приобретенным в процессе индивидуального развития личности и имеет большое практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом повороте, движении, изменении освещенности мы сталкивались бы с новыми предметами, перестали узнавать то, что было известно ранее. Константность – способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величине и ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия. 2. У больного К.послетяжелой аварии полностью отсутствует зрение. После осмотра окулистом и невропатологом нарушений не выявлено. Какие структуры пострадали в результате травмы? Ответ: Затылочная область коры головного мозга. 3. У больной В. в результате перенесенного инсульта нарушилась речь. Она с трудом понимает обращенную к ней речь, в устной и письменной речи не дифференцирует сходные фонемы. При этом интонационный компонент полностью сохранен. Какие структуры пострадали в ходе патологического процесса? Какое исследование может помочь в диагностике? Ответ: Левая височная область коры головного мозга. Нейропсихическое исследование. 4. Больная Д., архитектор по специальности неожиданно стала путать правые и левые предметы в чертежах и рисунках. При этом возникли явления дезориентировки на местности: не могла найти свой дом, квартиру, была растеряна. Деятельность каких структур нарушилась, где имеется патологический процесс? Выполнение каких проб будет нарушено в ходе проведения исследования? Ответ: Имеются очаговые нарушения в нижней теменной области. Будет нарушено выполнение проб, характеризующих ориентировку в пространстве: «домик на горке», «бутылочки», копирование с перешифровкой геометрической фигуры и человечка. В речи возможно нарушение дифференцировки предлогов «над - под», «в - на», слов «право - лево», непонимание сложных логико-грамматических конструкций, конструкции родительного падежа. 5. Больной М., музыкант, перестал различать звуковые мелодии. Позднее он заметил, что не может определять голоса близких людей по телефону, затем изменилось восприятие голоса при непосредственном контакте, нарушился интонационный компонент речи. Какое исследование следует провести для выявления локализации патологического процесса? В каких структурах имеются нарушения? Ответ: Нейропсихологическое исследование. Нарушения в височной области справа. 1. Диагностика восприятия. 2. Составление психологического заключения по данному психическому процессу. 7. Примерная тематика НИРС по теме: 1. Связь ощущений со свойствами внешней и внутренней среды организма. 2. Законы и загадки зрительного восприятия человека. 3. Влияние мышления на восприятие. 4. Факторы, влияющие на формирование образов.
1. Тема занятия «Методы исследования ощущений и восприятий». 2. Формы работы: - Подготовка к семинарскому занятию. Подготовка с использованием лекции и основной литературы. Проведение психологического исследования психических процессов, оформление протоколов исследования и составления заключения по результатам. - Подготовка материалов по НИРС. Работа с дополнительной литературой, написание рефератов по предложенным темам.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |