Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечень и стандарты практических умений




Самоконтроль по ситуационным задачам.

Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы

Перечень практических умений по изучаемой теме.

Дайте объяснение этому феномену.

Ответ: Выявленная закономерность лучшего воспроизведения незавершенных действий может быть объяснена следующим. У любого здорового испытуемого ситуация опыта вызывает какое-то личностное отношение к ней. У него возникает какой-то мотив, ради которого он выполняет задание. Выполнение задания выступало в качестве мотивированного намерения. При незавершенности действия намерение остается неосуществленным, создается некая аффективная активность, которая проявляет себя в другом виде деятельности - в данном случае в воспроизведении. Применительно к приведенным данным можно сказать, что деятельность памяти актуализировала ту аффективную готовность, которая образовалась благодаря личностному отношению испытуемого к экспериментальной ситуации.

1. Определять особенности различных видов памяти.

2. Диагностика особенностей внимания.

7. Примерная тематика НИРС по теме:

1. Изучение нарушений непосредственной памяти.

2. Изучение нарушений динамики мнестической деятельности.

3. Изучение нарушений опосредованной памяти.

4. Изучение нарушений мотивационного компонента памяти.

5. Изучение нарушений внимания и умственной работоспособности.

 

1. Тема: «Мышление, речь, интеллект. Методы исследования мышления, речи, интеллекта»

2. Формы работы:

- Подготовка к семинарскому занятию.

Подготовка с использованием лекции и основной литературы.

- Подготовка материалов по НИРС.

Работа с дополнительной литературой, написание рефератов по предложенным темам.

 

3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме семинарского занятия.

1. Понятие о мышлении, его отличие от других познавательных процессов.

2. Физиологические основы мышления. Понятие о 1-ой и 2-ой сигнальных системах.

3. Виды (уровни) мышления, их особенности.

4. Перечислить мыслительные операции и дать им характеристику.

5. Процессы мышления.

6. Какие виды умозаключений бывают?

7. Что такое интуиция?

8. Определение интеллекта и его виды.

9. Составляющие интеллект способности.

10. Причины снижения интеллекта.

11. Что такое речь, язык? Виды речи.

Высшая форма отражения и познания объективной реальности, установление внутренних связей между предметами и явлениями окружающего мира:

1) мышление;

2) мысль;

3) интуиция;

4) интеллект.

Правильный ответ – 1

 

1. Одной из мыслительных операций является:

1) понятие;

2) образное мышление;

3) синтез;

4) мышление.

Правильный ответ – 3

 

2. Процесс мышления:

1) наглядно-действенное мышление;

2) умозаключение;

3) сравнение;

4) обобщение.

Правильный ответ – 2

 

3. Совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных ценностей:

1) язык;

2) память;

3) рассуждение;

4) речь.

Правильный ответ – 4

 

4. Мышление – это:

1) деятельность коры, осуществляемая во взаимодействии двухсигнальных систем;

2) условно-рефлекторная связь между человеком и реальностью;

3) процесс «расчленения» предмета или явления на составные части;

4) высшая форма отражения и познания объективной реальности, установление внутренних связей между предметами и явлениями окружающего мира.

Правильный ответ – 4

 

5. Высказывание, содержащее определенную мысль, утверждение или отрицание чего- либо:

1) умозаключение;

2) суждение;

3) мышление;

4) нет правильного ответа.

Правильный ответ –2

 

6. Уровень мышления, оперирующий понятиями, суждениями, символическими обобщениями и иными отвлеченными категориями:

1) наглядно-действенный;

2) образный;

3) абстрактно-логический;

4) все ответы верны.

Правильный ответ – 3

 

7. Одним из видов мыслительных операций является:

1) комментарий;

2) определение;

3) вывод;

4) анализ.

Правильный ответ – 4

 

8. Условно-рефлекторная связь между человеком и реальностью:

1) мысль;

2) суждение;

3) умозаключение;

4) сравнение.

Правильный ответ – 1

 

9. К мыслительным операциям относят:

1) суждение, умозаключение, определение понятий;

2) анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация;

3) интуиция, интеллект;

4) речь, язык.

Правильный ответ – 2

 

10. Установление сходства и (или) различия между объектами мышления:

1) конкретизация;

2) обобщение;

3) абстракция;

4) сравнение.

Правильный ответ – 4

 

11. Умозаключения бывают:

1) конкретные;

2) индуктивные;

3) отвлеченные;

4) понятийные.

Правильный ответ – 2

 

12. Интеллект – это:

1) обобщение сознанием ряда мелких, порознь трудно учитываемых факторов, делающееся на основе большого опыта в данной области;

2) система всех познавательных способностей индивида, и в частности, способность к познанию и решению проблем определяющих успешность любой деятельности;

3) система суждений о некотором классе предметов (явлений) выделяющая наиболее общие признаки между ними;

4) нет верного ответа.

Правильный ответ – 2

 

13. Форма интеллектуального поведения:

1) счетная способность;

2) вербальный интеллект;

3) анализ;

4) аудит.

Правильный ответ – 2

 

14. Вербальный интеллект включает:

1) умение адаптироваться к окружающей обстановке;

2) запас слов, эрудицию, умение понимать прочитанное;

3) способность представлять объекты в пространстве;

4) все правильные.

Правильный ответ – 2

 

1. Рассказывая о строении сердца, студент мысленно представлял себе модель сердца, которую незадолго до этого видел.

Какой вид мышления при этом функционировал?

Ответ: Образное мышление. Оперирует представлениями. В ходе решения задач эти образы преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение задачи.

2. Шофер разобрал карбюратор. Потом долго не мог собрать его, хотя и пользовался схематическим изображением и описанием. Тогда он стал манипулировать деталями, объединял их по-разному. Наконец собрал карбюратор.

Какой вид мышления при этом функционировал?

Ответ: Наглядно-действенное мышление. Реализуется преимущественно во внешних действиях, приковано к конкретной ситуации. Основным условием решения задач является правильные действия с соответствующими предметами.

3. При работе с понятиями по специальным медицинским дисциплинам, предлагают находить:

1) Понятие более широкое по отношению к данному (отнести к роду);

2) Существенный признак, отличающий данный вид от других видов, принадлежащих к тому же роду (видовое отличие);

3) Давать определение через род и видовое отличие.

Обоснуйте целесообразность или нецелесообразность применения этих способов организации мыслительной деятельности.

Ответ: Целесообразность подобного способа организации мыслительной деятельности связана с формированием полноты, обобщенности ориентиров осуществления умственного действия, что соответствует логике теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

4. Мама предложила дочке Кате (4 года 5 месяцев) решить задачу: «Летели 4 птички, сели на деревья. На каждое дерево село одна птичка. Сколько было деревьев?».

Катя задумалась, но решить не смогла. Тогда мама вырезала из бумаги птичек и деревья и снова предложила девочке решить задачу. Дочка с задачей справилась.

Какую закономерность детского мышления отражает приведенный пример?

Ответ: Приведенный пример отражает закономерности наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста.

5. В статье «О глупости» А.А. Токарский приводит пример: «Дурак увидел пожар, стал плясать, его побили. Дома он получил от матери наставление и совет, что огонь надо заливать водой. Пошел дурак опять, видит – свинью палят. Он взял ведро и стал заливать огонь. Его опять побили».

О каких нарушениях мыслительного процесса идет речь?

Ответ: Здесь налицо снижение уровня обобщения, нарушение процесса опосредования. Описываемый «дурак» не смог проанализировать возникшую проблемную ситуацию, он уловил недостаточное количество признаков, а значит недостаточно полно воспринял действительность, не обратил внимания на изменившиеся условия, в связи с чем его действия не соответствовали требованиям действительности.

Знание методик для проведения психологического исследования психических процессов, правила оформление протоколов исследования и составления заключения по результатам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1169; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.