Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определите, какое расстройство памяти имеет место у больного




Самоконтроль по ситуационным задачам.

Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы

Перечень вопросов для самоподготовки по теме семинарского занятия.

Примерная тематика НИРС по теме.

Перечень практических умений по изучаемой теме.

Определите вид внимания.

Ответ: Произвольное внимание обусловлено волевым актом человека и связано с сознательно поставленной целью. Человек сосредотачивается не на том, что ему интересно или приятно, а на том, что нужно. Физиологической основой произвольного внимания служит концентрация возбуждения в определенных функциональных системах больших полушарий головного мозга.

Проведение психологического исследования психических процессов, оформление протоколов исследования и составления заключения по результатам

1) Психологические теории внимания.

2) Приёмы и средства развития внимания.

 

1. Тема занятия «Методы исследования памяти и внимания».

2. Формы работы:

- Подготовка к семинарскому занятию.

Подготовка с использованием лекции и основной литературы.

Проведение психологического исследования психических процессов, оформление протоколов исследования и составления заключения по результатам.

- Подготовка материалов по НИРС.

Работа с дополнительной литературой, написание рефератов по предложенным темам.

1. Какие выделяют нарушения непосредственной памяти?

2. Какие выделяют нарушения динамики мнестической деятельности?

3. Какими методом исследуется нарушения непосредственной памяти и динамики мнестической деятельности?

4. Виды нарушений работоспособности.

5. Нейрофизиологические механизмы истощаемости.

6. Понятие «пресыщение». Проявление и механизмы.

7. Значение нарушений работоспособности для решения практических задач медицины и педагогики.

8. Методы исследования внимания и сенсомоторных реакций.

9. Как проявляются нарушения опосредованной памяти?

10. Какими методами исследуется нарушения опосредованной памяти?

11. Результатом каких патопсихологических процессов являются нарушения мотивационного компонента памяти?

12. Как проявляются нарушения мотивационного компонента памяти?

13. Какими методами исследуются нарушения мотивационного компонента памяти?

 

1. ВИД НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ, ПРИ КОТОРОМ ОТМЕЧАЕТСЯ НАРУШЕНИЕ ПАМЯТИ НА ТЕКУЩИЕ СОБЫТИЯ И ОТНОСИТЕЛЬНО СОХРАННОЙ ПАМЯТЬЮ НА СОБЫТИЯ ПРОШЛОГО:

1) корсаковский синдром

2) прогрессирующая амнезия

3) ретроградная амнезия

4) антероградная амнезии

Правильный ответ – 1

 

2. ВИД НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ, ПРИ КОТОРОМ БОЛЬНЫЕ НЕ ПОМНЯТ ПРОШЛОГО, ПУТАЮТ ЕГО С НАСТОЯЩИМ, ОНИ СМЕЩАЮТ ХРОНОЛОГИЮ СОБЫТИЙ; ВЫЯВЛЯЕТСЯ ДЕЗОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ:

1) корсаковский синдром

2) прогрессирующая амнезия

3) ретроградная амнезия

4) антероградная амнезии

Правильный ответ – 2

 

3. ПРОГРЕССИРУЮЩАЯ АМНЕЗИЯ ОТНОСИТСЯ К РАССТРОЙСТВАМ:

1) непосредственной памяти

2) опосредованной памяти

3) динамики мнестической деятельности

4) мотивационного компонента памяти

Правильный ответ – 1

 

4. ЛОМАНАЯ КРИВАЯ ЗАПОМИНАНИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТ НАРУШЕНИЕ:

1) непосредственной памяти

2) опосредованной памяти

3) динамики мнестической деятельности

4) мотивационного компонента памяти

Правильный ответ – 3

 

5. НАРУШЕНИЕ ДИНАМИКИ МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЖЕТ БЫТЬ СЛЕДСТВИЕМ ВСЕГО ПЕРЕЧИСЛЕННОГО, КРОМЕ:

1) сосудистые заболевания головного мозга

2) истощаемости психической деятельности

3) тяжелые алкогольные интоксикации

4) аффективно-эмоциональная неустойчивость

Правильный ответ – 3

 

6. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ ДИНАМИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ ПАМЯТИ ДОЛЖНА СОСТОЯТЬ:

1) в "тренировках" памяти

2) в создании условий, предупреждающих наступление истощаемости

3) в многочисленных повторениях материала для запоминания

4) в аутогенной тренировке

Правильный ответ – 2

 

7. УТОМЛЯЕМОСТЬ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК:

1) зигзагообразный характер кривой запоминания

2) непоследовательность суждений

3) замедленность темпа работы и нарастание количества ошибок к концу эксперимента

4) затруднение произвольного воспроизведения

Правильный ответ – 3

 

8. НАРУШЕНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ В МЫШЛЕНИИ ПРОЯВЛЯЕТСЯ КАК:

1) снижение уровня обобщения

2) искажение процесса обобщения

3) непоследовательности суждений

4) нецеленаправленности мышления

Правильный ответ– 3

 

9. СОСТОЯНИЕ, КОГДА У ЧЕЛОВЕКА ИССЯКАЕТ ПОТРЕБНОСТЬ К ПРОДОЛЖЕНИЮ НАЧАТОГО ДЕЙСТВИЯ, В ТО ВРЕМЯ КАК УСЛОВИЯ ЗАСТАВЛЯЮТ ЕГО ИМ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК:

1) истощаемость

2) сужение объема внимания

3) пресыщение

4) врабатываемость

Правильный ответ – 3

 

10. ЗНАЧЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ВНИМАНИЯ - ЭТО ИНДИКАТОР:

1) только состояния человека

2) только степени утомления

3) только уровня бодрствования человека

4) состояния, степени утомления и уровня бодрствования человека

Правильный ответ – 4

 

11. ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВСЕХ НИЖЕПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВНИМАНИЯ, КРОМЕ:

1) объем

2) концентрация

3) устойчивость

4) непроизвольность

Правильный ответ – 2

 

12. ТАБЛИЦА ШУЛЬТЕ-ГОРБОВА ЯВЛЯЕТСЯ СТИМУЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТАКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНИМАНИЯ, КАК:

1) концентрация

2) переключаемость

3) объем

4) избирательность

Правильный ответ – 2

1. Больной Б-к, 33 лет с черепно-мозговой травмой лобно-теменной области справа. Психическое состояние: ориентирован неточно. Правильно называет год. Месяца и числа не знает. Больной всегда пребывает в прекрасном настроении, его ничто не огорчает, все неприятности, неудобства, перенесенное ранение, болезнь кажутся ему незначительными и неважными. Он удивлен, почему его задерживают в больнице и "заставляют даром хлеб есть". Периодически он обращается к врачу с просьбой отпустить его домой, однако пребыванием в психиатрической больнице по существу не тяготится. Быстро, не задумываясь, отвечает на вопросы, однако ответы чаще носят случайный характер. На этом фоне выступают выраженные нарушения памяти на текущие события. Больной не помнит того, что он ел на завтрак, не помнит, какой вопрос только что задавал ему врач. Прослушав радиопередачу, больной не только не может рассказать ее содержание, но не помнит самого факта слушания радио. Точно так же он не помнит, что сосед по палате читал ему фельетон газеты. Во время беседы с экспериментатором больной нечаянно пролил чернила, испачкав рукав халата. На вопрос, откуда взялись чернильные пятна на столе и рукаве, больной отвечает: "не знаю, вероятно, дали мне такой халат". Утверждает, что ходил сегодня в "рощу березовую гулять". Указанные конфабуляторные высказывания держатся стойко, больной повторяет их в одних и тех же вариантах, упорно и настойчиво отрицает факты, имевшие место в действительности. При этом больной помнит события и факты своей прошлой жизни.

Ответ: Имеет место нарушение непосредственной памяти, корсаковский синдром, характеризующийся нарушением памяти на текущие события, при котором относительно интактным остается память на события прошлого с конфабуляциями в отношении текущих событий и некоторой дезориентировкой в месте и времени.

2. Данные экспериментально-психологического исследования больной М. Больная без всякой заинтересованности относится к эксперименту, выявляется нецеленаправленность действий больной. Она не может выполнять задания, требующего учета прежних действий. Так, классифицируя картинки, она образует много одноименных групп. Когда больная образовала 2 группы животных и экспериментатор обратил ее внимание на это, больная удивилась: "А разве я уже собирала животных?" Задания же, не требующие запоминания только что довершенных действий, больная выполняет: объясняет правильно переносный смысл поговорки, метафоры, справляется с заданием "метод исключения", но, спустя 3 мин. не помнит, что выполняла. Выявляются грубые нарушения памяти: из 10 предъявленных слов она воспроизводит после 5-кратного повторения лишь последнее. Кривая запоминания 1,2,0,1,1. Применение опосредования ей не помогает. Из 10 слов он запомнил лишь 2 (хотя сам процесс опосредования ей в принципе доступен). Точно так же больная не может воспроизвести сюжет простого рассказа ("Галка и голуби"). Спустя 10 мин, больная отрицает сам факт исследования, говорит, что никогда не видела экспериментатора.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.