КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методологические характеристики педагогического исследования
Практическое занятие № 1 Тема 2. Методологические характеристики педагогического исследования. Тема 1. Педагогика как наука. Методология педагогики. Лекционные занятия Педагогика как наука. Объект и предмет педагогики. Категориальный аппарат педагогики. Основные понятия педагогики – образование, воспитание, обучение. Методология педагогики: определение, задачи, функции. Строение, функции и уровни методологического знания. Методология педагогики как система знаний и как область научно-познавательной деятельности. Методологические вопросы соотношения педагогической науки и педагогической практики. Единство и различия педагогической науки и педагогической практики. Педагогическая наука и педагогическая практика как единая система. Место и функции педагогического опыта в системе связи педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками. Формы связи педагогики с другими науками. Педагогика и философия. Педагогика и психология. Философские основания педагогики. Методологические принципы (подходы) педагогики: системный, личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический. Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области педагогики. Методологическая рефлексия исследователя-педагога в системе его научной и практической деятельности. Научное познание среди других форм отражения педагогической действительности. Методологические характеристики педагогического исследования. Конкретно-методологические принципы педагогического исследования. Методы педагогического исследования. Теоретические методы педагогического исследования. Эмпирические методы педагогического исследования. Структура и логика педагогического исследования. Проблема. Тема. Актуальность. Объект и предмет исследования. Гипотеза и защищаемые положения. Цель и задачи исследования, его логика. Новизна, значение для науки и практики. Практические занятия Модуля I «Методология педагогики» (ЛПЗ; 4 часа) Цель: Сформировать представление о методологии педагогики как системе знаний и как области научно-познавательной деятельности; сформировать представление о научном исследовании как особой форме познавательной деятельности в области педагогики. Занятие проводится в форме деловой игры «Школа молодого ученого», в рамках которой рассматриваются методологические характеристики педагогического исследования по выбранной студентами-бакалаврами тематике. Опорные теоретические понятия: наука, классификация наук; методология, методология педагогики, методологические принципы; методологические характеристики педагогического исследования, методы педагогического исследования. Вопросы для обсуждения: 1. Методология педагогики как система знаний и как область научно-познавательной деятельности. Использовать материалы Приложения 1. 2. Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области педагогики. Использовать материалы Приложения 2. · Практические задания Предварительно студенты самостоятельно готовятся по следующим заданиям: 1. Исследование, которое хотелось бы провести (объектная область, актуальность, цель, направление исследования). 2. Вам предлагаются следующие темы педагогического исследования: а) «Педагогические условия организации обучения и воспитания «трудных» подростков». б) «Организация индивидуальной работы на уроках … (истории, иностранного языка) с одаренными детьми». в) «Формирование надпредметных умений и навыков у школьников». Проанализируйте эти темы (насколько корректны формулировки, предложите свои варианты формулировок), сформулируйте основные методологические характеристики исследования и обоснуйте набор адекватных им методов исследования. Подготовьте презентацию. 3. Используйте разработанный Вами материал, чтобы включиться в работу «Школы молодого ученого» по утверждению темы научного исследования. Литература: 1. Богомолова Л.И., Романова Л.А., Маркова О.А., Ерофеева О.Г. Дорога к познанию, или Секреты плодотворного обучения: Учебно-методическое пособие. – Владимир: ВГПУ, 2006. – С. 42-58. 2. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. – Самара, 2004. 3. Краевский В.М., В.В. Полонский. Методологические характеристики педагогического исследования и критерии оценки его результатов. – Самара, 1988. 4. Психолого-педагогическое образование: технологический аспект/ Под ред. Е.Н. Селиверстовой, Л.А. Романовой, В.А. Зобкова, О.В. Филатовой. – Владимир, 2001. – С.104-152. 5. Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогического исследования. – М., 1989. 6. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986. Формы контроля: - выполнение предложенных заданий; - конспект раздела «Исследовательская работа студентов и школьников» См. Богомолова Л.И., Романова Л.А., Маркова О.А., Ерофеева О.Г. Дорога к познанию, или Секреты плодотворного обучения: Учебно-методическое пособие. – Владимир: ВГПУ, 2006. – С. 42-58.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |