Аудиторная работа и контроль самостоятельной работы (всего)
32 ч., в т.ч.
Лекции
16 ч.
Семинарские (практические) занятия
16 ч.
Лабораторные занятия
-
Самостоятельная работа
69 ч.
Контроль самостоятельной работы
7 ч.
Экзамен
Общая трудоемкость
144 ч.
Семестр
Форма итогового контроля
(зачет, экзамен, контрольная работа)
Экзамен
5.1. РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ФОРМЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
№
Разделы, темы
Лекции (кол-во час.)
Практич. занятия (кол-во час.)
Самост. работа (кол-во час.)
Становление научной педагогики
Объект, предмет и функции педагогики
Система педагогических наук.
Структура педагогической науки.
Связь педагогики с другими науками
Личность как объект и субъект воспитания
Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности
Движущие силы и основные закономерности развития личности
Факторы, влияющие на формирование личности
Образование как общественное явление и педагогический процесс
Сущность образования как педагогической категории
Генезис образования как социального явления
Образование как процесс и результат педагогической деятельности
Российские и международные документы по образованию
Методология педагогики и методы педагогических исследований
Понятие методологии педагогики
Методологические принципы педагогического исследования
Методы педагогического исследования. Структура педагогического исследования. Методологическая культура педагога. Основные требования к оформлению результатов научной работы.
Формы научных сообщений. Литературное оформление результатов
Всего
5.2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Раздел ГОС
Лекции (название и № темы)
(кол-во час.)
Практические занятия (название и № темы)
(кол-во час.)
Лаборат. работы (название и № темы)
(кол-во час.)
Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс.
Становление научной педагогики
Объект, предмет и функции педагогики
Педагогика как наука, ее категории (объект, предмет, цель, задачи).
Взаимосвязь педагогической науки и практики.
Связь педагогики с другими науками.
Система педагогических наук.
Структура педагогической науки.
Связь педагогики с другими науками
Структура педагогической науки.
Связь педагогики с другими науками
Взаимосвязь педагогической науки и практики.
Личность как объект и субъект воспитания
Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности
Образование как общественное явление и педагогический процесс.
Движущие силы и основные закономерности развития личности
Факторы, влияющие на формирование личности
Основные закономерности развития личности
Образование как общественное явление и педагогический процесс.
Образование как общественное явление и педагогический процесс
Сущность образования как педагогической категории
Генезис образования как социального явления
Образование как общественное явление и педагогический процесс
Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
Образование как процесс и результат педагогической деятельности
Российские и международные документы по образованию
Образование как процесс и результат педагогической деятельности
Понятие «методология педагогической науки».
Методология педагогики и методы педагогических исследований
Понятие методологии педагогики
Методологические принципы педагогического исследования
Воспитательная работа в школе
Моделирование в педагогике. Категории педагогической науки.
Научные исследования в педагогике, их основные характеристики.
Методы и логика педагогических исследований. Методологическая культура педагога.
Научные исследования в педагогике, их основные характеристики.
Методы и логика педагогических исследований.
Методы педагогического исследования
Структура педагогического исследования Методологическая культура педагога. Основные требования к оформлению результатов научной работы.
Формы научных сообщений
Литературное оформление результатов
Процесс взаимодействия как основа существования человека в обществе.
Научное исследование в педагогике и его основные характеристики
Формирование методологической культуры студентов. Источники педагогических знаний
Всего:
5.3 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ
№ п/п
Тема и её содержание
Интерактивные формы проведения
Результаты обучения, формируемые компетенции
Лекции
Становление научной педагогики. Объект, предмет и функции педагогики.
Этимология понятия «педагогика». Педагогика как наука, ее объект, предмет, цель, задачи, функции. Возникновение науки - педагогики. Творческое взаимодействие теории и практики – результат становления педагогики как науки и искусства. Зарождение воспитания на раннем этапе развития общества. Возникновение педагогических заповедей как результат оформления педагогической мысли. Народная педагогика. Первые педагогические обобщения как начало педагогики - науки (теоретики - древнегреческие мыслители Сократ(469-399 гг. до н. э.), Платон(427-347 гг. до н. э.), Аристотель(384-322 гг. до н. э.). Педагогика - часть общей культуры человечества.
лекция-дискуссия
ОПК-1
Система педагогических наук. Структура педагогической науки. Связь педагогики с другими науками.
Система педагогических науккак –множество связанных между собой элементов. Структура педагогической науки: общая педагогика (общие основы педагогики, теория воспитания или теория и методика воспитательной работы, теория обучения или дидактика, школоведение); история педагогики или философия и история педагогической мысли; методика преподавания различных дисциплин (математика, информатика, физика, философия, психология и пр.); профессиональная педагогика (военная, инженерная, производственная, медицинская и пр.); исправительно-трудовая педагогика; лечебная педагогика; специальная педагогика (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия).; возрастная педагогика (преддошкольная или ясельная, дошкольная, младшего школьного возраста или педагогика начальной школы, педагогика средней школы, педагогика среднеспециального образования, педагогика профессионально-технического образования, педагогика высшей школы, андрогогика); сравнительная педагогика; социальная педагогика; этнопедагогика. Связь педагогики с другими науками (психология, философия, математика, информатика, физика, биология, химия, социология, политология, география, филология, история, право, этика, эстетика, логика, экономика, антропология и др.). Формы взаимодополнения наук.
лекция-презентация
ОПК-1
Личность как объект и субъект воспитания. Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности.
Проблема педагогической теории и практики - личность, ее развитие, формирование и социализации. Основные понятия по теме - человек, личность, индивид, индивидуальность, развитие, формирование и социализация личности. Разные объяснения процесса развитияличности (три концепции – биологическая, социологическая, биосоциальная). Личность в отечественной педагогической науке. Социализация личности.
проблемная лекция
ОПК-1
Движущие силы и основные закономерности развития личности. Факторы, влияющие на формирование личности.
Противоречия как движущие силы развития личности. Внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия. Результат разрешения противоречий - развитие личности. Закономерности развития. Обусловленность развития человека факторами: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания:
Влияние внешних и внутренних, биологических и социальных факторов на формирование человеческой личности. Наследование нравственных качеств и психики (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, И. П. Павлов, отечественные ученые П. К. Анохин, Н. М. Амосов и др.). Среда географическая, национальная, школьная, семейная, социальная и их влияние на развитие человека. Общение - одна из универсальных форм активности личности. Социализация личности как объективное явление. Воспитание как ведущий фактор, влияющий на формирование личности. Развитие личности в деятельности, коллективная деятельность,коллектив, самовоспитание.
бинарная лекция
ОПК-1
Образование как общественное явление и педагогический процесс. Сущность образования как педагогической категории. Генезис образования как социального явления.
Феномен понятия «образование». Образование как уровень, процесс, деятельность, институт, система. Педагогический (образовательный) процесс как движение от целей образования к его результатам. Педагогическое взаимодействие как преднамеренный контакт (разной продолжительности по времени) педагогов и воспитанников, результатом которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях. Образованность личности как характеристика, показатель определенного уровня усвоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности. Соотношение понятий «воспитание» и «образование». Обучение как основной путь получения образования. Образование как педагогическая категория. Свойства образования: целенаправленность, историчность, функциональность, целостность, системность, процессуальность, диалектичность, непрерывность. Функции образования: прагматическая и культуролого-гуманистическая. Генезис образования как социального явления. Проблема гуманизации и гуманитаризации образования. Образовательные ценности и проблема образования как личностной ценности.Образование как общечеловеческая ценность.
лекция с запланированными ошибками
ОПК-1
Образование как процесс и результат педагогической деятельности. Российские и международные документы по образованию
Понятие «образование как процесс» и понятие «образование как результат» педагогической деятельности. Педагогическая деятельность как особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями. Структурные компоненты педагогической деятельности. Стратегическая цель педагогической деятельности. Педагогическая профессия, профессионально-педагогическая деятельность, педагогическая культура и ее уровни: аксиологический, деятельностный, личностный. Культура педагогического мышления, рефлексия, педагогическая деятельность, целеполагание, самообразование. Российские и международные документы по образованию.
лекция-презентация
ОПК-1
Методология педагогики и методы педагогических исследований. Понятие методологии педагогики. Методологические принципы педагогического исследования.
Понятия «методология» и «методология педагогической науки». Уровни методологического знания: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Методологии различных человековедческих наук, в том числе, педагогики: экзистенциализм, неотомизм, неопозитивизм, прагматизм, диалектический материализм и др. Методологические подходы (научный, акмеологический, аксиологический подход, деятельностный, диалектический, системный и др.). Методологические принципы педагогического исследования.Подразделение педагогических исследований по своей направленности на фундаментальные, прикладные и разработки. Принципы педагогического исследования.
проблемная лекция
ОПК-1
Методы педагогического исследования. Структура педагогического исследования.
Методы исследования: теоретические (теоретический анализ литературы; синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, моделирование, индукция и дедукция, математические и статистические (регистрация, ранжирование, шкалирование; моделирование;) и эмпирические (практические) методы исследования относятся: методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.); методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты); методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные); методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум); методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение), изучение письменных, графических, творческих работ учащихся, педагогической документации). Структура педагогического исследования. Научное исследование в педагогике и его основные характеристики: актуальность исследования, противоречия, проблема исследования, тема исследования, цель исследования, гипотеза исследования (простая и составная), объект исследования, предмет исследования, задачи исследования, методологическая основа исследования, методы исследования, научная и практическая новизна исследования.
Методологическая культура педагога. Формы научных сообщений.
Методологическая культура педагога как проектирование и конструирование процесса педагогического взаимодействия, формулировка педагогических задач и творческое их решение, осуществление методологической и методической рефлексии. Формы научных сообщений. Аксиологические основы педагогики: аксиология как учение о ценностях, понятие о педагогических ценностях (Д.А. Белухин стр. 194). Представление студенческих работ в следующих формах: научный доклад; курсовая работа; выпускная квалификационная работа; дипломная работа; научная статья; методическая разработка для учителей; методические рекомендации для учащихся; программы школьных кружков, клубов, объединений; конструкция оригинального дидактического средства; учебное пособие по отдельному разделу школьного предмета.
Требования к структуре научной работы. Литературное оформление результатов.
Основные требования к оформлению результатов научной работы. Требования к оформлению машинописного текста научной работы. Этапы конструирования логики исследования.
лекция-рассуждение
ОПК-1
Семинарские занятия
Становление научной педагогики. Объект, предмет и функции педагогики.
Этимология понятия «педагогика».
Педагогика как наука, ее объект, предмет, цель, задачи, функции.
Возникновение науки - педагогики.
дискуссия
презентация
ОПК-7
ОПК-8
ОК-1
Система педагогических наук. Структура педагогической науки. Связь педагогики с другими науками.
Структура педагогической науки
Связь педагогики с другими науками
Формы взаимодополнения наук.
дискуссия
размышление
ОПК-8
ОК-1
Личность как объект и субъект воспитания. Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности.
Основные понятия по теме - человек, личность, индивид, индивидуальность, развитие, формирование и социализация личности.
Личность в отечественной педагогической науке.
Социализация личности.
презентация
ОПК-8
ОК-3
ОК-1
Движущие силы и основные закономерности развития личности. Факторы, влияющие на формирование личности.
Противоречия как движущие силы развития личности.
Влияние внешних и внутренних, биологических и социальных факторов на формирование человеческой личности.
Общение - одна из универсальных форм активности личности.
Социализация личности как объективное явление.
Воспитаниекак ведущий фактор, влияющий на формирование личности.
Развитие личности в деятельности, коллективная деятельность, коллектив, самовоспитание.
круглый столразмышление
ОПК-8
ОК-1
Образование как общественное явление и педагогический процесс. Сущность образования как педагогической категории. Генезис образования как социального явления.
Феномен понятия «образование».
Образование как уровень, процесс, деятельность, институт, система.
Педагогический (образовательный) процесс как движение от целей образования к его результатам.
Педагогическое взаимодействие как преднамеренный контакт (разной продолжительности по времени) педагогов и воспитанников, результатом которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях.
дискуссия
ОПК-7
ОПК-8
ОК-1
Образование как процесс и результат педагогической деятельности. Российские и международные документы по образованию
Понятие «образование как процесс» и понятие «образование как результат» педагогической деятельности.
Педагогическая деятельностькак особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения.
презентация
реклама
ОПК-7
ОПК-8
ОК-1
Методология педагогики и методы педагогических исследований. Понятие методологии педагогики. Методологические принципы педагогического исследования.
Понятия «методология» и «методология педагогической науки».
Методологические подходы (научный, акмеологический, аксиологический подход, деятельностный, диалектический, системный и др.).
Методологические принципы педагогического исследования.
дискуссия
размышление
ОПК-7
ОПК-8
ОК-1
Методы педагогического исследования. Структура педагогического исследования.
Методы исследования.
Структура педагогического исследования.
Научное исследование в педагогике и его основные характеристики.
Методологическая культура педагога. Формы научных сообщений.
Методологическая культура педагога как проектирование и конструирование процесса педагогического взаимодействия, формулировка педагогических задач и творческое их решение, осуществление методологической и методической рефлексии. Формы научных сообщений. Аксиологические основы педагогики: аксиология как учение о ценностях, понятие о педагогических ценностях (Д.А. Белухин стр. 194). Представление студенческих работ в следующих формах: научный доклад; курсовая работа; выпускная квалификационная работа; дипломная работа; научная статья; методическая разработка для учителей; методические рекомендации для учащихся; программы школьных кружков, клубов, объединений; конструкция оригинального дидактического средства; учебное пособие по отдельному разделу школьного предмета.
Требования к структуре научной работы. Литературное оформление результатов.
Основные требования к оформлению результатов научной работы.
презентация
ОК-1
ОК-3
ОПК-7
ОПК-8
№
п/п
Название раздела, темы
Самостоятельная работа студентов
Формы контроля
Количество
часов в
соотв. с тематическим планом
Задания, выносимые на самостоятельную работу
Сроки выполнения
Становление научной педагогики
Объект, предмет и функции педагогики
Дайте определение объекта и предмета педагогики,понятие основных категорий в педагогике: образование, воспитание, обучение, педагогический процесс, педагогическая система.
1 неделя
Конспект из основной и дополнительной литературы, модели категорий педагогики
2
Система педагогических наук.
Структура педагогической науки.
Связь педагогики с другими науками
Дайте определение воспитания как педагогического процесса.
Воспользуйтесь списком рекомендованной литературы и источниками, подобранными самостоятельно. Составление терминологического словаря.
2 неделя
Аннотирование статей из журналов по проблемам социальной педагогики, проверка на семинарском занятии.
3
Личность как объект и субъект воспитания
Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности
Дайте определение понятию образование как педагогическому процессу. Взаимосвязь педагогической науки и практики.
3 неделя
Конспектирование дополнительной литературы.
Выступления на семинарском занятии.
4
Движущие силы и основные закономерности развития личности
Факторы, влияющие на формирование личности
Источники педагогических знаний - энциклопедии, словари, пособия, журналы и газеты по педагогике (составление кратких аннотаций). Составление терминологического словаря.
4 неделя
Реферат. Опрос на семинарском занятии.
Аннотирование и рецензирование.
5
Образование как общественное явление и педагогический процесс
Сущность образования как педагогической категории
Генезис образования как социального явления
Факторы образования, воспитания и развития школьников. Составление терминологического словаря.
5 неделя
Опрос на семинарском занятии.
6
Образование как процесс и результат педагогической деятельности
Российские и международные документы по образованию
Учет психолого-педагогических особенностей школьника в образовании, воспитании и развитии. Составление терминологического словаря.
6 неделя
Доклады на семинарском занятии.
Дискуссия на семинарском занятии.
7
Методология педагогики и методы педагогических исследований
Понятие методологии педагогики
Методологические принципы педагогического исследования
Педагогический процесс как система и целостное педагогическое явление. Составление терминологического словаря.
Материалы студентам для проверки усвоенного материала
7 неделя
Конспектирование дополнительной литературы.
Методы педагогического исследования
Структура педагогического исследования
Методология педагогики. Составление терминологического словаря. Логика и структура педагогического исследования. Составление терминологического словаря.
8-9 неделя
Опрос на семинарском занятии. Презентация.
9
Методологическая культура педагога. Основные требования к оформлению результатов научной работы.
Формы научных сообщений
Организация педагогического исследования. Научный аппарат исследования. Презентация темы лекции (по выбору).
9-10 неделя
Опрос на семинарском занятии.
Работа на семинарском занятии.
10
Литературное оформление результатов
Педагогические ценности, проектирование и конструирование процесса педагогического взаимодействия, формулировка педагогических задач и творческое их решение (Д.А. Белухин, стр. 194).
10 неделя
Опрос на семинарском занятии.
ВСЕГО
СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Основными формами текущего и итогового контроля являются: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов с литературой, творческие и самостоятельные задания. Форма промежуточного контроля – работа с электронным портфолио творческих проектов, проектирование «Я-концепции творческого саморазвития» будущих педагогов, использование диалоговых методов, форм и средств, способствующих интенсификации процессов самости, совершенствованию образовательной деятельности и саморазвитию будущих педагогов в разных видах творческой деятельности.
Формы контроля: проверочные материалы по дисциплине, презентации, эссе, собеседование,электронные портфолио творческих проектов и их защита.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление