Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогические взгляды Я.А. Коменского




И.Г. Песталоцци о задаче и направлениях воспитательной деятельности.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) – «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей»

Воспитание строится в соответствии с внутренне природой ребенка – природосообразность.

Врожденные свойства - задатки, силы человеческой природы. Задаткам свойственно стремление к развитию. Силы знания –предрасположенность к внешнему и внутреннему созерцанию. Силы умения – предрасположенность к всестороннему развитию тела. Силы души – любить, стыдиться, владеть собой

Цель первоначального воспитания Идеал воспитания – гармония сил человеческой природы, гармоническое сочетание умственного, физического и нравственного воспитания. Реальная задача -Воспитание совокупной силы, обеспечивающей равновесие между тремя сторонами.

Метод элементарного образования – движение от простого в сложному. Задача нравственного воспитания постепенно расширять круг объектов детской любви: мать – отец – братья и сестры, учителя и товарищи, народ, человечество.

«Конечная цель любого научного предмета заключается в основном в том, чтобы совершенствовать человеческую природу, развивая ее в максимально высокой степени. Не развитие науки, а развитие человеческой природы через науку является... священной задачей. Поэтому не человеческая природа должна быть приведена в соответствие с научными предметами, а научные предметы с человеческой природой».

Он сформулировал закон Умственного развития ребенка — от смутного созерцания к ясным представлениям и от них к ясным понятиям. В процессе познания проявляется также великий, как его называет Песталоцци, закон: «Каждый предмет действует на наши чувства в зависимости от степени его физической близости или отдаленности». Основываясь на этих законах, Песталоции формулирует принцип: познание истины вытекает у человека из самопознания. Осуществляется оно через число, форму и язык, которые и должны стать отправными пунктами всякого обучения

Путь к познанию — через «наглядность связанного с действительными отношениями опыта».

 

Ян Амос Коменский (1592-1670) - Работы: «Великая дидактика», первое в мире руководство по дошкольному воспитанию — «Материнская школа», учебники: «Открытая дверь языков и всех наук» (1631) и «Мир чувственных вещей в картинках» (1658).

Коменский впервые обосновал принципы обучения и воспитания, создал строй­ную систему всеобщего образования, разработал классно-урочный способ обуче­ния в школе (который и сейчас применяется во многих странах мира). Поэтому Я. А. Коменского называют родоначальником педагогической науки.

В работе «Выход из школьных лабиринтов» рассмотрены 4 стадии обучения, основанные на единстве законов природы и воспитания:

n Автопсия – самостоятельное наблюдение

n Автопраксия – практическое осуществление

n Автохрессия – применение полученных знаний, умений, навыков

n Автолексия – умения самостоятельно излагать результаты своей деятельности

Задача – учить всех, учить всему, учить во всех отношениях.

Великая дидактика – «универсальное искусство всех учить всему».

Учить: с верным успехом, быстро (без скуки), основательно (не поверхностно).

Природосообразным, по Коменскому, является только такое обучение, которое строится с учетом возрастных особенностей детей.

n До 6 – материнская школа

n 6-12 –школа родного языка

n 12-18 – гимназия или латинская школа

n 18-24 – академии или университеты

Классно-урочная система. Постоянный состав учащихся, примерно одного возраста и уровня развития.

Фундаментальной идеей педагога является пансофизм, то есть обобщение всех знаний, накопленных культурой и цивилизацией.

Концепция дидактического энциклопедизма. Сто­ронники данного направления (Я. А. Коменский, Дж. Мильтон, И. Б. Баседов) счи­тали, что основная цель образования состоит в передаче обучающимся предельно большого объема научных знаний и опыта жизнедеятельности. В этом случае содержание образования перегру­жено информацией, лавиной, обрушивающейся на обучающегося. Для полного освоения содержания образования требуется поиск интенсивных методовсо сто­роны педагога и большая самостоятельная работа учащихся.

Ассоциативная теория обучения. Ее методологические основания были заложены Дж. Локком и Я. А. Коменским. Данная теория базируется на следующих принципах:

• всякое обучение опирается на чувственное познание: наглядные образцы важны постольку, поскольку обеспечивают продвижение сознания к обобщениям;

• основной метод — упражнение.

Основная задача ассоциативного обучения заключается в обогащения сознания обучающегося образами и представлениями.

Принцип доступности обучения требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.

Принцип наглядности — один из старейших и важнейших в дидактике — означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Это "золотое правило" дидактики сформулировал еще Я.Коменский. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать — через это вести к знанию.

Я.А. Коменский, формулируя принцип природосообразности воспитания, указывал на большую роль режима в жизни и эффективности деятельности воспитательных организаций. Вслед за ним очень многие крупные теоретики и педагоги-практики уделяли режиму огромное внимание. Режим предусматривает определенную продолжительность и чередование различных занятий, сна и отдыха, в том числе и отдых на свежем воздухе, регулярность приема пищи, выполнение правил личной гигиены.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.