Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опрос экспертов




  1. Введение. Один из экспертов с помощью короткого доклада вводит слушателей в круг задач.
  2. Постановка проблем. Эксперты обрисовывают проблематику задач и показывают альтернативы их решения.
  3. Опрос. Участники задают экспертам вопросы в первую очередь по рассматриваемой проблематике.
  4. Решение. Одним из экспертов подводится итог в форме оптимального решения задачи.

 

76. Формы и методы контроля и аттестации уровня подготовки учащихся. Методика проведения экзамена и зачета

Сессия - это тот период обучения в вузе, когда его акцент смещается с процесса трансляции знаний на контроль по их усвоению.

Функции контроля знаний студентов:

¢ Обучающая

¢ Развивающая

¢ Закрепляющая

¢ Установление уровня знаний студента

¢ Воспитательная

Виды контроля знаний:

¢ Предварительный контроль (диагностика исходного уровня знаний студентов)

¢ Текущий контроль знаний (для выявления степени восприятия (усвоения) учебного материала)

¢ Рубежный (тематический) контроль (призван установить уровень изучения отдельных разделов и изучаемого курса)

¢ Итоговый контроль (испытание студентов с целью оценки их знаний и навыков практической работы в соответствии с моделью специалиста). К итоговому контролю относятся семестровые, курсовые и государственные экзамены, а также предэкзаменационные зачеты.

Коллоквиум (экзамен) — (преимущественно в вузах) представляет собой мини-экзамен, проводимый в середине семестра и имеющий целью уменьшить список тем, выносимых на основной экзамен. В ходе коллоквиума могут также проверяться проекты, рефераты и другие письменные работы учащихся. Оценка, полученная на коллоквиуме, может влиять на оценку на основном экзамене.

Зачет представляет собой форму проверки знаний, предусматривающую альтернативную оценку и соответственно бинарную отметку: «зачет» или «незачет».

Экзамен представляет собой форму проверки знаний, предусматривающую дифференцированную оценку и соответственно отметку, имеющую несколько градаций.

Контрольная работа – это письменная работа, выполняемая учащимися и направленная на проверку усвоенных ими знаний и умений. Она подразумевает ответы на поставленные вопросы или выполнение определенных практических заданий.

Поурочное оценивание. Дает комплексную оценку различных видов познавательной деятельности студентов (учащихся) на занятии. Составляющими такой оценки могут быть ответы на вопросы преподавателя, дополнения к ответам других учащихся, выполнение письменных и практических заданий.

Тестирование представляет собой стандартизированную форму проверки знаний. Ответы на вопросы или выполнение заданий теста предполагают наличие однозначных критериев их правильности или неправильности. В силу этого они обеспечивают объективность, валидность и дифференцированность в оценке знаний, при регулярном проведении – систематичность проверки.

Квалификационные работы: рефераты, курсовые, дипломные

Зачет – вид проверки и учета знаний студентов по крупным разделам теоретических курсов и по предметам, в изучении которых преобладают практические знания.

Проводится в форме собеседования преподавателя со студентом. Завершается записью в ведомости и в зачетной книжке студента; принимать зачет без зачетки и ведомости методически недопустимо.

Общие признаки зачетной формы таковы: зачетная оценка – недифференцированная, кроме случаев, по которым принимается специальное решение советом факультета или ВУЗа. Зачеты служат для проверки и принятия курсовых работ и различного рода практик. Обычно носят индивидуальный характер, проводятся как в устной, так и в письменной форме.

Экзамен - итоговая проверка результатов учебной деятельности студентов по изучению конкретной дисциплины. В отличие от зачётов знания на экзаменах, как устных, так и письменных, всегда оцениваются «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».

· Вопросы к экзамену составляются преподавателем, ведущим дисциплину, обсуждаются на кафедре и утверждаются заведующим кафедрой. Студенты получают вопросы в виде списка, но не в виде билетов.

· Каждый билет заверяется преподавателем или заведующим кафедрой и заверяется печатью факультета. Билеты хранятся на кафедре и используются во время сессии или пересдач студентами задолженностей.

· Во время экзамена в аудитории допускается не более 4 студентов.

· На итоговом междисциплинарном экзамене по социологии перед каждым студентом должна находиться утвержденная программа. Для специалистов в билет возможно включение 3-х вопросов: первые два по общепрофессиональным дисциплинам и 1 по дисциплине специализации.

· Итоговая проверка знаний студентов в виде экзамена традиционно связана с четырехбалльной оценкой, т.к. эти оценки идут в приложение к диплому

Форма экзамена (устно, письменно, бланковое или компьютерное тестирование, творческое задание для архитектурного факультета и др.) определяется соответствующей кафедрой. Экзаменационные вопросы составляет преподаватель, а утверждает кафедра. Расписание экзаменов по очной форме обучения составляется так, чтобы на подготовку к экзаменам по каждой дисциплине было отведено, как правило, не менее двух дней (исключая дни текущего и предыдущего экзаменов). Для подготовки по билету в аудиторию допускается не более 4 студентов. Время подготовки – 30 мин, первые 4 человека – 40 мин. Оценка 5. Студент освоил весь объем программного материала. Свободно применяет свои знания на практике. Не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала. Оценка 4. Студент знает весь изученный материал. Отвечает на вопросы преподавателя. Умеет применять полученные знания на практике. Оценка 3. Студент освоил основной материал, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных и уточняющих вопросов преподавателя. Оценка 2. Имеет отдельные представления, но большая часть материала не усвоена.

Количество вопросов: минимум – 30, максимум – 60.

 

77. Формы и методы организации самостоятельной работы студентов (СРС).

Основные цели СРС – освоение в полном объёме основной образовательной программы и последовательная выработка навыков эффективной самостоятельной профессиональной (практической и научно-теоретической) деятельности.

Способы, виды и временные затраты на самостоятельную работу студентов конкретной специальности (специализации) устанавливаются учебным планом специальности, программами каждой из учебных дисциплин.

Методика организации самостоятельной работы студентов зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы студентов, индивидуальных возможностей студентов и условий учебной деятельности.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

В учебном процессе выделяют аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях (лекциях, практических, лабораторных и семинарских занятиях, консультациях) под руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняется во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия.

Формы самостоятельной работы студентов определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности студентов. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами и иметь учебный характер или учебно-исследовательский характер. Форму самостоятельной работы студентов определяют кафедры при разработке рабочих программ учебных дисциплин.

СРС включает в себя:

-подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, семинарским, лабораторным и др.) и выполнение соответствующих заданий;

- самостоятельную работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическими планами;

- подготовку к практикам и выполнение заданий, предусмотренных практиками;

-выполнение письменных контрольных и курсовых работ (проектов), расчетно-графических работ, рефератов и т.п.;

- подготовку ко всем видам контрольных испытаний, в том числе текущим и итоговым экзаменам и зачётам;

- подготовку к итоговой государственной аттестации, в том числе выполнение выпускной квалификационной работы и сдаче госэкзамена (ов);

- работу в студенческих научных обществах, кружках, семинарах и т.п.;

- участие в работе факультативов, спецсеминаров и т.п.;

- участие в научной и научно-методической работе кафедр, факультетов и др. учебно-научных подразделений университета;

- подготовка к олимпиадам, конкурсам, конференциям;

- участие в научных и научно-практических конференциях, семинарах, конгрессах и т.п.;

- другие виды деятельности, организуемой и осуществляемой университетом, факультетами, кафедрами и органами студенческого самоуправления.

 

78. Принципы организации научной работы студентов.

Научная работа требует от студента не только поисковой работы и обобщения ее результатов, она формирует умение самостоятельно излагать свои мысли, аргументы и выводы. Научная работа предполагает индивидуальный подход к исследуемому вопросу, наличие широкого кругозора у студента, его стремление пойти дальше того, что уже хорошо известно в ходе изучения учебного материала. Пожалуй, именно в научной работе в наибольшей форме проявляется сущность самостоятельной работы студента. Ведь здесь приходится не только говорить текст, но и переводить его в тезисную форму, готовиться к устному выступлению на студенческой научной конференции, а при определенных условиях и готовить материал к публикации. Так что подготовка научной работы и участие в научной конференции являются как бы кульминацией осуществления самостоятельной работы.

Научный кружок по интересующим студентов проблемам формируется, как правило, вокруг преподавателя, читающего курс социологии. И хотя эта работа носит сугубо общественный характер, тем не менее она позволяет значительно расширить возможности подготовки специалистов с учетом современных требований гуманитаризации системы высшего образования.

К научной работе относится подготовка практикумов, курсовых и дипломных работ, выступления на конференциях, рефераты, статьи.

 

79. Самообразование: современные информационные возможности.

Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в к.-л. области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.

Концепция непрерывного образования в качестве неотъемлемой компоненты включает самообразование. Именно оно должно заполнить все промежутки жизненного пути человека между ступенями базового и постобразования, а также стать стержнем этих стационарных форм обучения, стабильным занятием человека, повседневным фактором его культурного роста. Развертывание непрерывного, а значит – всеобщего образования и самообразования нуждается в соответствующей организации и инфраструктуре.

Самообразование, видимо, всегда будет самостоятельным звеном в системе образования, дополняя стационарное обучение, обеспечивая индивидуализацию культурного развития личности. В системе непрерывного образования самообразование может рассматриваться как связующее звено между фазами стационарного обучения. Оно либо предшествует ему (институт абитуриента), либо следует за ним (повышение квалификации, развитие культурного кругозора).

В основе С. - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала. С. - одно из средств самовоспитания.

Основная форма - изучение литературы научной, научно-популярной, учебной, художественной и др.

Источниками С. служат также прослушивание лекций, звукозаписей, концертов, посещение музеев, выставок, консультаций; различные виды практической деятельности - опыты, эксперименты, моделирование и др.

Большие возможности для С. появились с созданием системы Интернета (различные электронные библиотеки, форумы, конференции).

На основе компьютерных технологий стала развиваться новая форма обучения – дистанционное образование. В отличие от ближайшего аналога – заочного образования, оно позволяет более регулярно поддерживать через телекоммуникации интерактивный режим общения с преподавателем («тьютером»), а также через Internet входить в базы данных, пользоваться консультациями специалистов других учебных и научных центров и даже стать участником международных семинаров («телеконференций»).

Таким образом, базой обучения становится не одно, а сеть учебных заведений. Дистанционное образование развивается и как самостоятельное форма и как дополнение к стационарному обучению, существенно расширяет возможности самообразования и развития систем непрерывного образования

Принципиально важно и то, что любая, пусть даже самая разветвленная система форм обучения, не способна полностью удовлетворить все запросы культурно-образовательного развития людей. Конечно, если это развитие понимать не как стандартизацию, учение по шаблонам, а как разнообразие в самореализации творческих потенций человека.

Налаживание механизмов, методов, технологий самообразования, перевод (в оптимальной степени) учебного процесса в самообучающий режим – одна из задач совершенствования всей сферы образования.

Для такого режима необходима более глубокая индивидуализация обучения, а, следовательно, обеспеченность методами его диагностики, проектирования. Эта задача высвечивает значение социокультурной функции учебного процесса, которая укладывается в формулу «учить учиться», она может быть понята и как «всеобщее педагогическое образование».

 

80. Мотивация учения, поведения и выбора профессии

Мотивационной сферой личности называют совокупность стойких мотивов, име­ющих определенную иерархию и выражающих направленность личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.