Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформаторство и развитие гуманистической традиции в зарубежной педагогике конца XIX - XX вв




СЕМИНАР № 6

Задачи:

- изучить новаторские педагогические идеи рубежа Х1Х-ХХ вв.;

- развить умение сравнивать концептуальные идеи реформаторской педагогики и традиционной гербартианской;

- изучить характерные черты систем образования отдельных стран.

 

Задания:

- Законспектировать работы Д. Дьюи, А. Лая, Г. Кершенштейнера, Я. Корчака,

- С. Френе и др.

- Сделать по каждому вопросу семинара выписки из указанной литературы.

- Вычленить дискуссионные вопросы по проблемам семинара, в обсуждении которых смогут принять участие студенты группы.

- Составить к занятию таблицу характеристик основных педагогических категорий в зарубежных педагогических теориях:

§ гербартианская педагогика,

§ педагогика прагматизма,

§ гуманистическая педагогика.

 

  П Е Д А Г О Г И К А
  Гербартианская Прагматизма Гуманистическая
Цель и задачи образования      
Принципы обучения и воспитания      
Содержание образования      
Методы обучения и воспитания      

 

Продолжаем работать над кейсом «Чему и как учить в школе». Составляя конспекты, сделайте выписки по проблеме кейса и напишите эссе «Зарубежная школа. Какая она?»

 

Вопросы для обсуждения:

1. Педагогика действия (А. Лай) и «трудовая педагогика»

(Г. Кершенштейнер).

2. «Новое воспитание» и «новые школы».

3. Педагогика прагматизма как новая философия образования и альтернатива традиционной (гербартианской) системе.

4. Развитие идей свободного воспитания в педагогике М. Монтессори.

5. Развитие гуманистической традиции в образовании (Я.Корчак, К. Роджерс, Б. Беттельгейм, С. Френе и др.).

6. Вальдорфская педагогика и школа: история, теория, практика.

7. Система образования США, Англии, Германии, Японии.

Источники:

1. Беттельхейм, Б. Просвещенное сердце / Б.Беттельгейм // Человек, 1992. - № 2-5.

2. Дьюи, Д. Школа и общество //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. А.И. Пискунов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1981. - С.490 – 500.

3. Кершенштейнер, Г. Школа будущего – школа работы // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики....С. 478 – 488.

4. Лай, А. Школа действия // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики....С.502 – 526.

5. Корчак, Я. Как любить детей / Я.Корчак. - М.,1987.

6. Роджерс, К. К науке о личности / К. Роджерс // История зарубежной психологии: Тексты. - М., 1986.

7. Роджерс, К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы я был учителем /К. Роджерс // Семья и школа,1987. -.№ 10.

8. Фромм Э. Искусство любить (любое издание).

9. Штайнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. - Берлин.1909(на кафедре).

 

Литература:

1. Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике / под ред. М.Н. Певзнера, С.А. Расчетиной.- Новгород, 1994.

2. Антропософские школы Рудольфа Штайнера / авт. сост.: Е.В.Иванов, М.Н.Певзнер.- Новгород,1993.

3. Богомолова, Л.И., Романова, Л.А. История педагогики и образования в датах, событиях, фактах и именах: учебное пособие / Л.И. Богомолова, Л.А. Романова. – Владимир, 2004.

4. Бернс, Р. Развитие Я - концепции и воспитание / Р. Бернс. - М., 1986.

5. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми / К. Бютнер. - М., 1991.

6. Д. Дьюи // Российская педагогическая энциклопедия. - М.,1991. -С.300-301.

7. Джуринский, А.Н. История педагогики / А.Н. Джуринский. - М., 2000.

8. Ионова, Е.Н., Топтыгин А.Л. Вальдоpфская педагогика в контексте мировом и отечественном // Педагогика, 1998. - № 4. - С.108-113.

9. Килпатрик, У.// Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1991. - С.430-431.

10. Кларин, В., Денежкин, Е. Зарубежная школа: надежды и действительность / В. Кларин, Е.Денежкин. - М.,1990.

11. Краних, Э.М. Свободные вальдорфские школы / Э.М. Краних. - М.,1993.

12. Максимов, М. Только любовь... Не мало ли? / М. Максимов // Знание – сила,1987. -.№7.

13. Масару, Ибуки. После 3-х уже поздно / Икуби Масару. - М., 1992.

14. Монтессори, М. // Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993.

15. Нанивская, В. Детсад в Японии. Опыт развития детей в группе / В. Нанивская. - М., 1987.

16. Очерки школы и педагогики за рубежом. - М.,1990.

17. Рогачева, Е.Ю. Педагогика Джона Дьюи в ХХ веке: кросс-культурный контекст / Е.Ю. Рогачева. – Владимир, 2005. – 333 с.

Темы рефератов и творческих заданий:

1. Гуманистическая воспитательная система Б. Беттельгейма..

2. Эстетическое воспитание в японской школе (в детском саду).

3. Проблема общения учителя и учащихся в зарубежных педагогических теориях.

4. Проблема педагогической техники в истории отечественной и зарубежной педагогики.

5. Урок в зарубежной школе.

 

Занятие может проходить в форме игры "Заседание клуба зарубежных педагогов". Каждая из микрогрупп готовит детальный анализ и защиту педагогических взглядов того или иного педагога, педагогической концепции. По ходу заседания могут быть проиграны творческие задания (например, «Урок в зарубежной школе»), обсуждены вычлененные группами дискуссионные вопросы.

 

Приложение к семинару №6.

М.Максимов

Только любовь… Не мало ли?

Что мы всё о взрослых с их бесконечными кризисами и проблемами*? Поговорим о воспитании детей. Этот вопрос волнует всех, многие согласны, что дела в этой области не всегда обстоят благополучно. Но почему так?

Мы часто обвиняем наших детей в том, что они безынициативны, что им ничего не хочется, что им все неинтересно и т.д. Но встанем на их место и прокрутим плёнку назад. Нам по полтора года, мы только что научились самостоятельно передвигаться, и перед нами сразу открылся новый, удивительный, захватывающий мир. Вот ключ от папиных ящиков, вот ваза с цветами, мамины часы, но самое интересное – кран на газовой плите. И все это надо сейчас же потрогать, положить в рот, все разобрать и во всем разобраться. НО стоит только потянуть к этому руку - «Нельзя! Не трогай! Не смей!». Попробуем еще – тут уж можно и по рукам получить, и не только по рукам. И вот, наконец, маленький преступник за решеткой. Он тихо сидит в углу манежа и сосет соску. Он уже понял, что лучше всего – «сидеть тихо и не высовываться», потому что, как только высунешься, - сразу получишь по рукам. Очень горько сознавать, сидя в клетке, что для твоих родителей все эти неживые вещи – папины книжки, мамины брошки и т.д. – значительно важнее, чем ты, чем твои живые чувства.

И вот что удивительно. Эти же самые родители могут бороться за охрану окружающей среды или за права человека, но не способны подумать о том, чтобы окружить решеткой не ребенка, а те, в общем, не многие предметы, до которых ему не стоит дотрагиваться. Мы запускаем ракеты на Венеру, а создать такие краны на газовой плите, которые может открывать только взрослый,- это нам не под силу. Мы образованы и просвещены, но детям от этого не легче. Вот современная мамаша утром обнаруживает у пятилетнего ребенка мокрую постель. Она начиталась всяких книжек и знает, что нельзя сына за это наказывать. Но вечером, когда папа приходит с работы, она закатывает ему грандиозный скандал, в котором, в частности, упоминается грязное белье, которое ей приходится за всеми убирать. Все это, разумеется, при ребенке. Так уж лучше бы она тогда, утром, в сердцах шлепнула его пару раз.

А вот еще случай. Ребенок только- только начинает говорить. Его интеллигентная мамаша, в место того, чтобы приучить его к горшку, - теперь это не модно – заводит специальною книжку, в которую заносит все его новые слова. И когда приходят гости, с гордостью сообщает, что за эту неделю ее ребенок освоил на два слова больше, чем за прошлую. Это очень тонкий случай насилия над личностью, поскольку ребенок, который тут же лежит в кроватке весь мокрый и грязный по уши, все это прекрасно слышит. Он готов для любимой мамы в лепешку расшибиться, только бы она была им довольна. Но его принуждают к интеллектуальным усилиям, к которым он еще не готов ни физически, ни морально, но не приучают к чистоте – а к этому он как раз и готов (и физически и морально).

А как же любовь? Ведь известно: «Главное - любить ребенка, все остальное сложится само собой». Так вот, к сожалению, все устроено значительно сложнее.

Теперь, наконец, я перехожу к главному, о чем собираюсь рассказать. Это любимая книга моего любимого автора Бруно Беттельгейма «Не только любовь» (Bruno Bettelgeima, «Love is not enough»). Мой план таков: сначала о Беттельгейме и о его книгах. Затем несколько общих слов о его школе, куда попадают искалеченные нами дети, а потом мы проведем там вместе с ними один день. Мы увидим, как Школа просыпается, учится, обедает, играет и укладывается спать. И, может быть, мы что-нибудь поймем.

Бруно Беттельгейм родился в 1903 году в Вене. Он – детский врач, лечил детей с психическими травмами. Почти всю жизнь он жил со своими пациентами и написал много замечательных книг о детях. Всю жизнь – кроме полутора лет, которые он просидел в гитлеровских концлагерях Дахау и Бухенвальд. Он многое перевидал и пережил там. Но главное, что потрясло Беттельгейма – психолога, воспитанника знаменитой венской школы психоанализа, профессионального наблюдателя человека, - это разрушительное воздействие лагерной жизни на личность заключенного. И он решил исследовать механизм этого разрушения. Психологическое изучение лагерной жизни изнутри – согласитесь не совсем, лабораторный эксперимент.

Результатом такого смертельно опасного исследования стала книга, которую Беттельгейм создал в лагере. Я сказал «создал», а не написал, потому что делать какие либо записи в лагере строжайше запрещалось. Свою книгу Беттельгейм запомнил наизусть, слово за словом, страницу за страницей. Он считает, что эта книга спасла ему жизнь, защитив его душу от разрушения. В ней Беттельгейм излагает методологию превращения нормального здорового человека в «идеального заключенного» - существо, лишенное личности, какого бы то ни было внутреннего содержания. Зато все «идеальные заключенные» похожи друг на друга как две капли воды. Ими очень легко управлять – тысячью, миллионом таких существ может руководить один человек, переключая кнопки на панели, как управляют радиомоделями.

В 1939 году Беттельгейма выпустили из лагеря, и он уехал в США. В 1944 году он стал директором клиники для детей с нервными расстройствами при Чикагском университете, который называется Ортогенической школой Сони Шенкман. Дальше я всюду буду называть ее просто школой. В этой школе лечат в основном детей, которые не в ладах с этим миром, которые боятся сделать в нем хотя бы один шаг, произнести слово. Они либо заторможены, стараются забиться в угол, либо, наоборот, все время дергаются или трясутся. Они отстают от своих сверстников в развитии, их часто мучают всевозможные аллергии. Однако во всех остальных отношениях это нормальные, здоровые дети, у них нет ни какой патологии. Просто, как считает Беттельгейм, они в семье попали в такие условия, которые оказали разрушительное воздействие на их еще не окрепшие души. И, отталкиваясь от своего лагерного исследования, он решил создать в Школе среду, которая склеивала бы эти рассыпавшиеся на кусочки личности. Школа – это интернат, в нем живут от тридцати до пятидесяти воспитанников в возрасте от 6 до 14 лет. Дети разбиты на группы по шесть – семь человек, в каждой группе три воспитателя и один учитель. Кроме того, в Школе работают повара, уборщицы и другой технический персонал. Есть даже свой стекольщик, и у него всегда достаточно работы.

Теперь познакомимся с двумя воспитанниками Школы.

Ричард 11 лет. Место человеческой речи – нечленораздельные звуки, напоминающие рычание. Никаких контактов с окружающими, единственный друг – плюшевый медведь, с которым он не расстается. С Ричардом случаются приступы неудержимой беспричинной ярости и злобы. После нескольких лет жизни в школе, когда дела его пошли на поправку, он рассказал доктору Би (так все называют Б. Беттельгейма в школе), что мать, чтобы отучить его от «дурных» слов, мыла ему рот мылом. Но в месте с грязными словами, объяснял Ричард, она смыла и все остальные. Вот так.

Джордж, 8 лет. Первый раз убежал из дома в три года. После этого вся его жизнь – побеги, ночевки на улице; еда – где что плохо лежит. Джордж – страстный рыболов. В возрасте шести лет он пытался утопить своего сверстника, чтобы завладеть его удочкой. Он не умеет ни читать, ни писать.

А теперь – в Школу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.