Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационная справка о методах, формах, технологиях обучения и воспитания, реализуемых при проведении занятия




Тексты к заданиям 1.2, 1.3.

Заслушивание и обсуждение учебных сообщений по вопросам 2-5 семинара.

II. Проведение занятия

2.1. Реализация метода «Отгадай, о ком говорим ».

2.2. Обсуждение результатов выполнения заданий 1.1, 1.2 в парах и четверках, коррекция и представление результатов группе.

 

2.3. Заслушивание и обсуждение реферата «Развитие теории воспитательного коллектива в педагогике».

 

2.5. Презентация «двухчастных дневников» (задание 1.3).

2.6. Обсуждение решений педагогических задач (задание 1.6).

2.7. Итоговая рефлексия: сочинение-размышление «Что для меня значит группа (коллек­тив)? Что я обретаю в системе групповых (коллективных) отношений и что, может быть, утрачиваю?»: оцените роль группы (коллектива) в развитии личности с позиции члена определенной группы или коллектива (студенческой группы, молодежного общественного объединения, художественного коллектива и др.).

 

III. Материалы для подготовки и проведения занятия (тексты; краткая информационная справка о методах и технологиях, реализуемых на занятии)

 

3.1.1. А.С. Макаренко (1888-1939): Если имеется настоящая организация детского коллектива, то можно сделать настоящие чудеса. Коллектив возможен только при условии, если он объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для всего общества. Мы рассматриваем нашего воспитанника не как материал для дрессировки, но считаем его членом нашего общества, активным его деятелем, создателем общественных отношений. Коллектив – это свободная группа трудящихся, объединенных единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности. Школьный коллектив прежде всего должен сделаться объектом воспитательной работы. Только воспитывая коллектив, мы можем рассчитывать, что найдем такую форму его организации, при которой отдельная личность будет и наиболее дисциплинирована, и наиболее свободна. Коллектив учителей и коллектив детей – это один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический. Причем я не считаю, что нужно воспитывать отдельного человека. Я считаю, что нужно воспитывать целый коллектив. Это единственный путь правильного воспитания. Требования коллектива являются воспитывающими, главным образом, по отношению к тем, кто участвует в требовании. Здесь личность выступает в новой позиции воспитания – она не объект воспитательного влияния, а его носитель – субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива. Развитие требований: а) требования организатора; б) требования актива, в) требования коллектива, г) требования к самому себе. Вот тут-то, когда уже требует коллектив, тут для вас и будет простор для развертывания теории морали. И общий итог требований, когда каждый воспитанник требует от себя и больше всего интересуется своим поведением. Этот путь от диктаторского требования организатора до свободного требования каждой личности от себя на фоне требований коллектива, этот путь я считаю основным в развитии детского коллектива.

Организация коллектива должна начинаться с решения вопроса о первичном коллективе, специально организованного в педагогических целях. Первичный коллектив должен быть основным путем прикосновения к отдельной личности. Первичным коллективом нужно назвать такой коллектив, в котором отдельные его члены оказываются в постоянном деловом, дружеском, бытовом, идеологическом объединении. Когда коллектив организационно и дисциплинарно сложился, создан точный режим и здоровые традиции, тогда полезно организовать смешанные возрастные отряды. Я решил, что такой коллектив, наиболее напоминающий семью, будет самым выгодным в воспитательном отношении. Там создается забота о младших, уважение к старшим, самые нежные нюансы товарищеских отношений.

Главным органом самоуправления является общее собрание всех воспитанников детского учреждения. Под активом понимаются все воспитанники, хорошо относящиеся к учреждению и его задачам, принимающие участие в работе органов самоуправления, в производственной, клубной и культурной работе. Актив обеспечивает преемственность поколений в коллективе, сохраняет стиль, тон и традиции коллектива. (приводится по: Путь к мастерству / Сост. Л. Чубаров, Т. Ведина. – М., 1988. – С. 30- 44).

 

· Определите понятие «коллектив» в трактовке А.С. Макаренко.

· Раскройте основные взгляды А.С. Макаренко по проблеме воспитания личности в коллективе.

· Каков путь, который проходит детский коллектив в процессе своего развития?

· Охарактеризуйте в общих чертах, как был организован детский коллектив в педагогической системе А.С. Макаренко.

· Какие положения теории воспитательного коллектива А.С. Макаренко актуальны в современной педагогической практике? Приведите примеры.

3.1.2. «Любой ребенок, как правило, отнюдь не равнодушен к своему успеху. Признание или непризнание коллективом, компанией дру­зей является важным фактором, влияющим на его самочувствие, настроение, жизненный тонус. Не случайны поэтому попытки некоторых ребят любой ценой добиться популярности. Поэтому педагогам в воспитании личности ребенка нельзя полагаться на спонтанно складывающиеся отношения, на сти­хийно формирующееся мнение по отношению к отдельным де­тям. Необходимо детей учить быть объективными, справедли­выми, гуманными и требовательными, чуткими и отзывчивыми по отношению к другим. Педагогам важно не только научиться организовывать коллективную творческую деятельность детей, но и управлять возникающими между ними отношениями. Гума­низм стихийно не рождается в детской среде (да и во всякой дру­гой среде), его надо культивировать. Но управлять процессом развития отношений гораздо труднее, чем организовывать дея­тельность» (приводится по: Караковский, В.А. Вос­питание? Воспитание… Воспитание! / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н..Л. Селиванова. – М., 1996.- С. 128-130).

 

· Согласны ли вы с мнением авторов о том, что управлять процессом развития отношений гораздо труднее, чем организовывать деятельность? Ответ обоснуйте.

· Определите пути (методы, средства) гуманизации школьных межличностных от­ношений.

3.1.3 Общение в коллективе со сверстниками, совместная жизнедеятельность с ними позволяет юношам и девушкам сопоставлять свои мнения о себе и о чем угодно с мнениями других, проверять свои выводы о себе, о людях, о мире и т.д. Причем делать это не только на основании слов, но и на основании реальных поступков. Жить в коллективе необходимо каждому человеку. Именно в коллективе он может получить опыт жизни в обществе в целом, возможности для обогащения ума и души, для реализации своих качеств, знаний, умений, способностей. Но не в одном-единственном, даже самом лучшем коллективе, а только будучи одновре­менно членом нескольких. В каждом из этих коллективов своя жизнь, свой "дух". Поэтому в одном коллективе можно получить то, что не может дать другой. И, что не менее важно, в каждом можно проявить свои возможности.

«Хороший член коллектива» и «хороший член общества» - это не одно и тоже. Трудно стать вторым, не побывав в первом. Для того, чтобы стать хорошим членом общества, мало быть хорошим членом разных коллективов. Надо быть хорошим сыном или дочерью, внуком или внучкой, братом или сестрой, другом, приятелем, соседом (приводится по: Мудрик, А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. – М., 1990. – С. 146-147).

 

· Какой опыт приобретает личность в коллективе?

· Разделяете ли вы мнение автора о том, что важно быть членом не одного, а нескольких коллективов? Ответ обоснуйте.

· Часто ли вы испытывали желание удовлетворить какие-либо свои потребности и интересы за пределами своего учебного коллектива (школьного класса, студенческой группы)? С чем это было связано?

· Для того чтобы стать «хорошим членом общества» достаточно ли только опыта жизни в коллективе? Почему?

 

3.1.4. «Каждый ребенок включается в отношения с окружающими людьми и испытывает много различных влияний – полезных, вредных или нейтральных с точки зрения воспитания. Среди этих влияний личное воздействие воспитателя лишь одно из многих. […] Педагогу необходимо найти такое средство, которое резко усилило бы его воспитательное воздействие на каждого ребенка. Школьник всегда включен в некоторую группу (класс, кружок, секция, спортивная команда и т.д.). […] Если группа уважает, любит и поддерживает воспитателя, то степень его влияния на школьника многократно возрастает, и тогда детская группа превращается в педагогический инструмент. Но такой может стать только группа высокого уровня развития, то есть коллектив. Слово «коллектив» часто употребляется в обыденном, ненаучном смысле и тогда может обозначать любую реальную группу людей. […] Поэтому педагоги должны четко отличать истинные детские коллективы от других групп детей. Коллектив – это организованная группа людей, сплоченная совместной целеустремленной общественно полезной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями. Для четкого уяснения особенностей коллектива психолог Л.И. Уманский разработал типологию и построил некоторый континуум (протяженность) различных типов групп, расположив их в зависимости от уровня их влияния на личность, начиная с тех, которые не объединяют, а скорее разъединяют своих членов, и заканчивая коллективом. Типология эта в сокращенном виде выглядит так.

Антиколлектив. Это группа,для которой характерна внутригрупповая агрессивность. Каждый хочет добиться своей цели за счет других членов группы («пауки в банке»). В группе царствует внутригрупповая антипатия, жестокость и групповая травля слабого. Естественно, что длительное пребывание ребенка в такой группе наносит тяжелую травму его психике. Диффузная группа (конгломерат). Это случайно собравшаяся группа (например, пассажиры одного автобуса). Она разнородна и нестабильна. Говорить о серьезном влиянии ее на развитие личности не приходиться. Номинальная группа. Малая группа, имеющая общее название и приписанные ей цели, виды деятельности и режим работы (например, только что созданный класс из учеников, которые пришли из разных школ). Наличие формального объединения уже начинает влиять на членов групп, но это влияние мизерно, поскольку взаимоотношения еще не сложились.

Ассоциация. Группа, члены которой приняли приписанные ей цели и в которой начинается совместная жизнедеятельность. Группа оказывает некоторое сплачивающее влияние на своих членов. Кооперация. Группа, для которой характерно успешное сотрудничество, внутригрупповое общение, зарождающаяся структура. Группа оказывает определенное воспитательное влияние на своих членов. Автономия. Группа, для которой характерны признаки кооперации, но сверх того ее члены идентифицируют себя с группой («мы» в отличие от «они»), гордятся ею, обособляются от других групп и сплачиваются. Воспитательное влияние группы приближается влиянию коллектива. Коллектив. Это высший тип группы, определение которого дано выше. У всех этих групп есть немало различий. Но самое важное – они по-разному влияют на личность. Чтобы грамотно и эффективно влиять на развитие личности, воспитатель должен отчетливо представлять, с каким типом группы он взаимодействует. Если это не коллектив, то целесообразно помочь группе быстрее подняться на уровень коллектива. Как и всякая групп, коллектив – это часть среды, в которой развивается ребенок. […] Но если для обычной среды характерно неупорядоченное, разнонаправленное, случайное влияние на ребенка, то в воспитательном коллективе такое влияние упорядочено и целенаправленно. Потому что детский коллектив – это педагогизированная среда.

Специфической особенностью воспитания является преднамеренная организация и закрепление педагогами системы таких отношений ребенка к окружающим людям, обществу, себе и т.д., которые со временем закрепляются в положительным качествах его личности. Но для этого надо, чтобы эти отношения продолжительное время функционировали, чтобы ребенок «упражнялся» в правильных отношениях с людьми. А.С. Макаренко считал […], что коллектив – это самый подходящий «гимнастический зал» для упражнения детей в правильном поведении. […]

Особенно сильным влияние коллектива оказывается тогда, когда личность добровольно входит в это объединение, когда она включена в его деятельность и отношения, когда она принимает идеалы данной группы, ее ценности и цели. Воспитатель, не опирающийся на детский коллектив, слаб» (приводится по: Гликман, И.З. Теория и методика воспитания. Воспитатика: учебник для студентов высших учебных заведений / И.З. Гликман. – М.: НИИ школьных технологий, 2008. – С. 131-134).

 

Метод (игровая технология) «Отгадай, о ком говорим» способствует развитию уверенности в себе, улучшению психологического климата в учебной группе, дает коррекционный, терапевтический эффект, воздействуя на эмоциональную сферу учащегося.

Алгоритм реализации:

1. Одному из учащихся педагог (ведущий) предлагает выйти из класса, а оставшимся выбрать ученика, о котором они будут говорить.

2. Дается инструкция: говорить только о положительных качествах ученика»

3. Вышедшему ученику предлагается вернуться в аудиторию.

4. Учащиеся по очереди называют одно качество отгадываемого одноклассника.

5. Отгадывающий после высказываний нескольких участников взаимодействия называет имя предполагаемого ученика, о котором, по его мнению, идет речь.

6. Игра заканчивается, когда называется правильное имя того, кого отгадывали.

7. Организуется рефлексия взаимодействия: проанализируйте свое эмоциональное самочувствие в ходе применения данного метода; применим ли он в школе, для решения каких педагогических задач; какое отношение этот метод имеет к данному семинарскому занятию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.