КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность и основные направления преемственности между начальным и дошкольным образованием
Одной из задач дошкольного учреждения является подготовка детей к школе. Результатом подготовки является готовность ребенка к обучению в школе. Психологи и педагоги выделяют специальную и общую готовность ребенка к обучению в школе. Специальная подготовка включает приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечат ему успешное овладение содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам: математике, чтению письму, окружающему миру. В содержание понятия общая подготовка входят: психологическая, нравственно-волевая, психологическая подготовка. Готовность к школе включает следующие компоненты: готовность к учению, готовность к новому образу жизни; общее крепкое здоровье, низкая утомляемость, работоспособность, выносливость. В дошкольном учреждении ведется целенаправленная работа по установлению преемственности между детским садом и школой. Эта работа имеет следующие направления: содержание, методы, формы обучения. Детский сад и школа составляют единый совместный план, целью которого и является конкретизация работы по данным направлениям. План включает две части: содержание совместной работы воспитателя и учителя; ознакомление детей со школой. 14. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ Ведущие достижения в младенческом возрасте в сферах деятельности, познания и формирования личности: - складываются формы общения со взрослыми, начинается освоение манипулятивной деятельности с предметами; - появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого, формируется потребность в общении с ним и первое «предличностное» образование - активность; - в познавательной сфере возникает представление о предмете как о постоянном, существующем в пространстве и имеющем постоянные свойства; - развитие памяти расширяет границы опыта ребенка и начинает его формирование; - появляются зачатки мышления как установления первых причинно-следственных связей; - возникают предпосылки для освоения речи как пассивной, так и активной, устанавливаются первые связи слова с предметом. Наиболее важными особенностями развития ребенка от 1 года до 3 лет являются: - быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь между ними; - складывается предметная деятельность; - развивается общение со взрослыми, зарождается общение со сверстниками; - возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности; - формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция; - осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное); - возникает воображение и знаково-символическая функция сознания; - ребенок переходит к активной речи; - возникает личное действие и личное желание; - складывается предметное отношение к действительности; - главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «я сам». 15. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Психолого-педагогические исследования доказали не только возможность обучения детей раннего возраста, но и исключительную восприимчивость их к усвоению учебного материала, способность воспринимать и решать учебные задачи, если они предлагаются в доступной игровой форме. Основной, наиболее эффективной формой обучения детей раннего возраста являются занятия. Они обеспечивают целенаправленное развитие ребенка. На занятиях дети под руководством взрослого дети приобретают знания об окружающей жизни, умения, навыки. У них развиваются все психические процессы, появляются элементарные учебные навыки. В условиях детского учреждения занятия проводятся с подгруппой детей (от 2-3-х до 6-8 человек). Объединение в группы происходит по возрасту и уровню развития. Основной задачей воспитателя является – вызвать и поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия. С этой целью можно использовать сюрпризные моменты. Ведущим методом обучения является наглядно-действенный. Для более качественного усвоения программных задач необходимо одно и то же содержание повторять несколько раз. Продолжительность занятий не должна превышать на 2-м году жизни 5-10 мин, на 3-м году – 5-20 мин. На 2-м году жизни проводятся занятия: - по развитию речи; - по сенсорному развитию и развитию действий с предметами; - по развитию движений; - музыкальные занятия; - игры-развлечения. От 2-х до 3-х лет проводятся занятия: - по развитию речи и расширению ориентировки в окружающем; - по развитию движений (физкультурные занятия); - по развитию изобразительной и конструктивной деятельности; - по развитию элементарной трудовой деятельности; - музыкальные занятия; - дидактические игры (по сенсорике). 16. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА 17. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ 18. ФОРМЫ И МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий, повторений, упражнений. Рассмотрим виды музыкальной деятельности по порядку. Пение. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. Музыкально-ритмические движения. Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Игра на детских музыкальных инструментах. Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства, методы познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие. Выделяют следующие методы: методы обучения слушанию музыки; методы обучения пению; методы и приемы обучения музыкально-ритмическим движениям; игра на инструментах. В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально- образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. По этому та важно использовать все виды музыкальной деятельности.
19. МУЗЫКА КАК ВИД ИСКУССТВА, ЕЕ ВЛИЯНИЕ Известный фольклорист Г.М.Науменко писал: «… у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением …». Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое влияние на общее гармоническое развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления». Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка. 20. ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО – ВЕДУЩИЙ ВИД МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Музыкальное исполнительство осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Для освоения различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей определенные навыки и умения. Для того, чтобы детское исполнительство и творчество могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Часто детское исполнительство не несет в себе ценности для другихлюдей, но оно необходимо самим детям для дальнейшего музыкального развития.К детскому исполнительству вряд ли можно применить требованиехудожественности, скорее элементарной выразительности. Через него детипередают свои чувства, мысли, переживания. Виды музыкальной деятельности: Пение. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так называемые знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Пение наиболее близко и доступно детям. Музыкально-ритмические движения. Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Игра на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми пименяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления для школьников, развивает их музыкальные способности. Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Обучая игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа. На музыкальном занятии дошкольников должны присутствовать все виды детского музыкального исполнительства.21. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Создание здорового образа жизни для ребенка в детском саду является первоосновной его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни требует соблюдения всех гигиенических норм в подборе мебели, оборудования, светового и температурного режима в помещении возрастной группы, выбора наиболее целесообразного режима дня, систематического закаливания. Продуманная организация питания, сна, содержательной деятельности каждого ребенка обеспечивает его хорошее самочувствие, предупреждает утомляемость и перевозбуждение. В младшем дошкольном возрасте в приобщении малыша к здоровому образу жизни особо важно овладеть основами гигиенической и двигательной культуры. Гигиеническая культура осваивается через приобретение детьми гигиенических навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, к предметам и игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке. В среднем дошкольном возрасте продолжается освоение ребенком гигиенической культуры. Формируются положительное отношение к гигиеническим процедурам и культуре еды; знание последовательности действий в процессах умывания и одевания, правил поведения за столом и т.д. Совершенствуются практические умения выполнения гигиенических процедур. Происходит дальнейшее приобщение к двигательной культуре. Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. В увлекательной, наглядно-практической форме воспитатель обогащает представления детей о здоровье, об организме, его потребностях, о способах предупреждения травматизма, закаливании. На занятиях дети приобретают ценные сведения о своем организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ними. 22. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧИСЛЕ И СЧЕТЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Психолого-педагогические исследования показали, что у ребенка могут быть сформированы довольно сложные формы анализа и синтеза свойств воспринимаемых объектов, сопоставление и обобщение наблюдаемых явлений, в том числе математических, понимание простейших связей и их взаимодействий. В зависимости от возрастной группы решаются различные задачи по развитию представлений о числе и счете. Во второй младшей группе обучение ограничено дочисловым периодом, который является пропедевтическим не только к обучению счету отдельных предметов, но и к измерительной деятельности. Происходит первоначальное знакомство с формой предметов, пространственными направлениями, ориентировкой во времени. В средней группе основное внимание уделяется счету с помощью слов-числительных, в результате чего дети должны уметь считать до пяти, пользуясь правильными приемами. Так же важным является умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов. Дается счет по осязанию, счет на слух и счет различных движений. В старшей группе дети продолжают учиться счету в пределах 10. Вводится новый вид счетной деятельности – измерение с помощью условной мерки, деление целого предмета на равные части, развитие глазомера. Важной задачей остается установление связей между смежными числами. В подготовительной группе происходит закрепление навыков счета в пределах десяти, порядковый счет, количественный состав числа из отдельных единиц, состав числа из двух чисел, понимание отношений между смежными числами, прямой и обратный счет, составление и решение простых арифметических задач. Дети должны знать, как большое число разделить на два меньших, как из двух меньших чисел составить одно большее. 23. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДМЕТОВ И ИХ ИЗМЕРЕНИИ Во второй младшей группе дети обучаются сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров, обозначая результаты сравнения словами: длиннее – короче – одинаковые (равные по длине), выше – ниже – одинаковые (равные по высоте), шире – уже – одинаковые (равные по ширине), толще – тоньше - одинаковые (равные по толщине), больше – меньше – одинаковые (равные по величине). В средней группе дети должны сравнивая предметы, уметь разложить их в убывающем порядке по длине, ширине, высоте, толщине, вначале путем прямого прикладывания предметов друг к другу, а затем на глаз. Работа в средней группе является пропедевтической к усвоению детьми измерения с помощью условной мерки. В старшей группе дети сравнивают предметы по длине, ширине, высоте, толщине и правильно отражают это в речи: это длиннее, это толще и т.п. Так же дети учатся определять расстояние с помощью условной мерки (вервкой, шагами, палочкой и т.д.). В подготовительной группе дети учатся измерять длину, ширину, высоту окружающих предметов (с помощью условной мерки); определять объем жидких и сыпучих тел также с помощью условной мерки. 24. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ И ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Во второй младшей группе изучение форм предметов включает знакомство с квадратом и треугольником. Название этих фигур соответствующими словами должно явиться результатом умения различать и выделять их. Поэтому педагог учит детей приемам обследования предметов осязательно-двигательным и зрительным путем. В средней группе расширяются знания детьми геометрических фигур. изучаются круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб, цилиндр. Дети знакомятся с фигурами, обследуя их осязательно двигательным и зрительным путем. Педагог должен дать детям представление о том, что фигуры могут быть разных размеров. В старшей группе усложняются представления детей о геометрических фигурах. Из новых дается только одна – овал, и начинается формирование понятия о четырехугольнике. В подготовительной группе дети должны научиться видоизменять геометрические фигуры, составляя из нескольких треугольников четырехугольник, пятиугольник и т.д., из частей круга составлять целый круг. 25. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Детям уже дошкольного возраста жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Развитие у дошкольников представлений о времени происходит последовательно в каждом разделе: 1) ознакомление с частями суток: части суток – утро, день, вечер, ночь (во второй младшей группе); изучение понятий: сегодня, завтра, вчера; последовательность частей суток; знакомство с понятием «сутки»; различение частей суток по характеру деятельности. 2) ознакомление с календарем: неделя – название и последовательность дней недели (в старшей группе); месяц – количество недель и дней в месяце; год – количество и последовательность месяцев в году, распределение месяцев по временам года. 3) развитие чувства времени: знание временных интервалов – 1, 3, 5, 10 минут; переживание – чувствование детьми длительности временных интервалов; умение оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени (в подготовительной группе). 4) понимание отношений временной последовательности: научить вычленять временную последовательность в предложенном материале; воспроизводить порядок следования предложенных звеньев; самостоятельно устанавливать последовательность (в подготовительной группе). 26. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Во второй младшей группе закладывается умение различать направления от себя: впереди – сзади, направо – налево. Необходимо постоянно тренировать эти умения в бытовых ситуациях – находить правую и левую руку, сторону и т.п. В средней группе усложняются задачи ориентировки в пространстве: не только определять направление от себя, но и двигаться в этом направлении; уметь определить положение того или иного предмета по отношению к себе (например: впереди меня – шкаф, позади меня – стол, справа от меня окна и т.п.) В старшей группе дети учатся определять положение того или иного предмета в помещении не только по отношению к себе, но и по отношению к другому (справа от куклы сидит заяц, слева от куклы стоит лошадка и т.п.). Осваивается еще одно умение – определять свое положение среди окружающих предметов (я стою за стулом, около стула, среди кубиков, перед Мишей). Кроме того, воспитанники старшей группы должны уметь изменить направление движения во время ходьбы, бега, гимнастических упражнений. В подготовительной группе дети упражняются в определении расположения предметов в помещении: находят левую, правую, верхнюю, нижнюю сторону листа бумаги, его середину, левый верхний, правый нижний угол и т.д. 27. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Для дошкольной педагогики экологическое воспитание – это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основной является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом недоступных непосредственному наблюдению. В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому – ознакомление с природой приобрело природоохранную окраску. Экологические знания необходимо давать ребенку именно в дошкольном возрасте. Знания должны быть доступны детям. Следует не забывать о конструктивном подходе в обучении. В процессе экологического воспитания ребенка большую роль играет совместная деятельность педагога и дошкольника, т.к. педагог является носителем экологической культуры, владеет методикой экологического воспитания, способствует формированию практических навыков. За последнее время создано много отечественных программ по экологическому воспитанию. И педагог сам решает, по какой программе он будет работать. Мы должны стремиться к экологизации всего образовательного процесса. Разработан ряд парциональных экологических программ: «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом - природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог». Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе, которой лежит линостно -ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.
28. ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Реальные достижения в работе с детьми обеспечиваются знанием и практическим владением воспитателем методами экологического образования детей. Условно можно выделить четыре группы методов:«Метод создания и поддержки необходимых условий жизни для живых существ»;Наблюдение – метод чувственного познания природы;«Метод отраженной природы»;Словесно-литературный метод. В процессе экологического образования могут иметь место:- сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосизидающую деятельность взрослых;- практическая деятельность по созданию и поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка книг, игрушек и т.д.).- создание изопродукции на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;- общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного мира;- экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями;- речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге);- обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;- наблюдение;- просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания. Наблюдение за самостоятельной деятельность детей, анализ ее содержания позволит воспитателю обнаружить их индивидуальные особенности, уровень экологической воспитанности. 29. СИСТЕМА РАБОТЫ В ДОУ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы. Организационно-управленческая деятельность детского сада, занимающегося экологическим воспитанием детей – это система определенных мероприятий, комплексная реализация которых приводит к запланированному результату. Она включает в себя следующие мероприятия:- организация зеленой зоны, экологически правильное содержание растений и животных в помещении и на территории; создание эколого-оздоровительной развивающей среды для детей;- накапливание и систематизация учебно-наглядного, методического материала и оборудования;- проведение непрерывно действующего семинара-практикума для педагогического состава учреждения;- пропаганда экологических знаний среди родителей, индивидуальная работа с семьей;- установление связей с различными учреждениями (школой, обществом остеохондрозраны природы и др.) для взаимодействия по всевозможным аспектам экологического образования. 30. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Формирование начал экологической культуры личности является целью экологического воспитания дошкольников. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры – базисные качества человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности – природе, «рукотворном мире», окружающих людях и самом себе – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени. Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимость от окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. 31. СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Особая роль в учебно-воспитательном процессе принадлежит семье, которая имеет решающее значение в формировании личности ребенка на разных этапах социализации. Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Именно в семье закладывают основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Ученые изучают, в числе прочего, различные функции семьи, среди которых выделяют: репродуктивную, экономическую и хозяйственно-бытовую, первичной социализации, воспитательную, рекреационную и психотерапевтическую. Являясь «коллегами» в процессе воспитания детей, дошкольное учреждение и семья тесно сотрудничают, то есть являются субъектами педагогического взаимодействия. В области дошкольной педагогики родителям важно: знать основные закономерности и особенности воспитания и обучения детей; знакомиться с содержанием и методами воспитания; овладеть методами организации детской деятельности, общения, направленными на формирование социально ценных форм поведения и отношения ребенка с окружающими людьми. Работа с родителями строится на принципах сотрудничества. Признаками такого сотрудничества являются: - осознание цели деятельности каждым участником процесса; - четкое разделение и кооперация труда между его участниками; - личный контакт между участниками процесса с обменом информацией, взаимной помощью, самоконтролем; - положительные межличностные отношения.
32. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ДОМАШНЕГО И ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ. Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семейное воспитание (СВ) – система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. СВ – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи, отношение к ребенку. СВ имеет свои принципы. Наиболее общие из них: гуманность и милосердие к растущему человеку; вовлечение детей в жизнедеятельность семьи, как ее равноправных участников; открытость и доверительность отношений с детьми; оптимистичность взаимоотношений в семье; последовательность в своих требованиях; оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на его вопросы. Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, видоизменяясь от возраста к возрасту. Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, возвышение личности, похвала, сочувствие. 33. СЕМЬЯ И ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА. СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ, ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОУ С СЕМЬЕЙ.
В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей, задач и результатов. Содержание, организация и методика сотрудничества ДОУ и родителей включает: 1) единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей; 2) взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателя; 3) установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики; 4) взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. детский сад повседневно помогает родителям в воспитании детей. В свою очередь родители помогают детскому саду в многообразии воспитательной и хозяйственной работы; 5) изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганду его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада; 6) использование разнообразных форм работы: знакомство с родителями и другими членами семьи; групповые и общие родительские собрания; консультации; конференции, лектории, родительские университеты, наглядные формы пропаганды; 7) индивидуальные и групповые формы работы с родителями; 8) систематическую плановую связь детского сада с родителями в течение года; 9) привлечение актива родителей, общественности к деятельности дошкольного учреждения.
34. РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способности воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жит и творить по законам красоты. Цели эстетического воспитания и образования: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности; совершенствование эстетического сознания; формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической культуры. Особое место среди различных видов искусства занимает декоративно-прикладное искусство, вышедшее из таланта и души русского народа. Наши предки любили красоту и умели ее творить. Вещи, окружавшие их, украшали резьбой, вышивкой, многоцветной росписью. Самые простые изделия под рукой мастера становились редкой драгоценностью. Произведения декоративно-прикладного искусства оказывают особое воздействие на ребенка. Знакомясь с богатством и разнообразием изделий народных мастеров, дети проникаются добрыми чувствами к тем, кто создал необыкновенные вещи. Их волнует и радует сказочное волшебство золотой Хохломы, яркость и нарядность городецкого узора, поэтичность синих переливов на изделиях Гжели. Народное искусство, благодаря многообразию красок, особому ощущению радости, содержит огромный потенциал для творческого развития детей. Для того, чтобы понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных интересов. Прикладное искусство таит в себе огромные возможности для развития творческой потенции, фантазии и интуиции, для ощущения ребенком радости ручного труда как творчества. В этом процессе ребенок трансформирует обыденную действительность в «необыденную» (художественно-эстетическую) и с этой новой позиции адекватнее воссоздает реальный порядок вещей. Декоративно-прикладное искусство служит источником развития воображения ребенка как универсальной способности – основы «человеческого в человеке»; сотрудничество и общение взрослых и детей по поводу произведения декоративно-прикладного искусства (на уровне непосредственного эмоционального контакта, предметных манипуляций, созерцания, самостоятельного творчества и т.д.) ведет к формированию полноценной детско-взрослой общности.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1863; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |